Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Дефицит ИТ-кадров должен быть преодолен к 2030 году

26 января 2022

Усилия по подготовке кадров для ИТ-отрасли - обучение школьников и студентов, профессиональная переподгтовка специалистов - позволят закрыть дефицит ИТ-специалистов на российском рынке.

Такие данные привел Дмитрий Чернышенко, выступая на совещании о ходе реализации и результатах инициатив социально-экономического развития России до 2030 года.

Свое выступление г-н Чернышенко начал с доклада о реаализации федерального проекта Минобрнауки – «Передовые инженерные школы», который нацелен на ликвидацию разрыва между спросом и предложением высококвалифицированных кадров.

Работа стартовала с августа прошлого года. Были определены требования для таких передовых инженерных школ, сформирован пул высокотехнологичных компаний – партнёров проекта, куда вошли такие компании, как, например, «Росатом», «РЖД», «Газпром нефть» и другие, где высокая степень компетенций. Была создана  группа экспертов для проведения конкурсного отбора, и этот конкурс запустим в апреле, буквально через пару месяцев.

В результате будет создано 30 инженерных школ нового поколения в партнёрстве с высокотехнологичными компаниями. Это партнёрство изменит весь образовательный процесс: студенты будут учиться на реальных задачах, передовые школы будут использовать реальных практиков. При этом преподаватели пройдут повышение квалификации в формате длительной стажировки в технологическом бизнесе. Одновременно запустим встречный процесс, когда будем привлекать действующих инженеров к преподаванию в вузах.

"Мы рассчитываем подготовить в течение восьми лет не менее 10 тысяч специалистов, и уже в этом году запустили пилот для лучших студентов магистерских программ. В 2025 году первые 1,5 тысячи выпускников магистратуры пойдут работать в компании, которые практически их обучали, а к 2030 году их будет уже около 40 тысяч. Это внесёт очень существенный вклад в достижение национальных целей", - отметил Чернышенко.

"Мы делаем большую ставку на выпускников этих школ, которые помогут нам обеспечить продвижение страны с 10-го места (цель была в десятке быть) на 8-е место по объёму исследований и разработок. Также они включатся в работу в высокотехнологичных компаниях, которые будут обеспечивать реальный рост экспорта несырьевых и неэнергетических товаров. А это целевой показатель национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», и он очень амбициозный, его надо будет увеличить на 70% к 2030 году", - добавил спикер.

Также в докладе было уделено внимание реализации программы «Платформа университетского технологического предпринимательства». Согласно опросу, который провела президентская платформа «Россия – страна возможностей», более 60% студентов хотят начать самостоятельное дело. Подавляющее большинство (83%) считает: чтобы стать предпринимателями, им нужно соответствующее образование и навыки, а для развития предпринимательства в стране нужны программы государственной поддержки (73% респондентов так указали).

Этот федеральный проект – как раз ответ на запрос общества и тренд на увеличение предпринимательской активности молодёжи. Основная задача – сделать университет местом запуска новых стартапов. 

Активная работа началась сразу после утверждения премьер-министром этой инициативы. С августа прошлого года в 19 городах были проведены роуд-шоу, тренинги предпринимательских компетенций, презентации моделей передовых российских стартап-студий. Уже в следующем месяце будет запущена новая масштабная программа грантов для студентов на создание стартапов.

До конца этого года не менее 30 тысяч студентов пройдут через массовый тренинг, где им поднимут предпринимательские компетенции. Тысяча из них получат уже конкретные гранты на создание стартапов. "Мы проведём 150 акселерационных программ, в которых студенты будут представлять свои проекты потенциальным инвесторам и получат реальные первые инвестиции в свой бизнес. Мы откроем первые 15 университетских стартап-студий, которые помогут студентам создавать такие технологические стартапы.

К 2030 году, рассчитываем, более миллиона студентов пройдут через тренинги, откроем 150 предпринимательских «точек кипения» и проведём 1,35 тыс. акселерационных программ, а также расширим сеть университетских студий до 50 и поможем студентам запустить более 30 тыс. стартапов", - отметил Чернышенко.

Следующий федеральный проект в блоке цифровой трансформации – это «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли». Его основная задача – сформировать у молодого поколения цифровые компетенции, начиная со старших классов, в перспективе вообще преодолеть разрыв между требованиями работодателей и уровнем кандидатов. 

В вузах – участниках программы «Приоритет-2030» уже создаются «цифровые кафедры», на которых студенты смогут освоить IT-компетенции и стать лидерами цифровой трансформации в различных отраслях экономики.

В 2022 году в 106 вузах на «цифровые кафедры» будут зачислены уже более 80 тысяч студентов, к 2024 году – более 385 тысяч студентов. В итоге к 2030 году допквалификацию по IT-профилю получат 1 миллион 135 тысяч студентов.

Второе большое направление в рамках федпроекта – обучение школьников 8–11-х классов современным языкам программирования. Это дополнительное, факультативное образование, оно будет проходить и офлайн, и онлайн.

В прошлом году был проведен пилот в 10 субъектах, к обучению уже приступили 10,5 тысячи школьников из Белгородской области, Якутии, Башкортостана, других регионов.

По первым результатам пилота мыстало понятно, что с онлайн-курсами особых сложностей нет, и поэтому готовы рассматривать и офлайн-форму обучения. Совместно с организациями-участниками были определены варианты таких занятий.

"В этом году на обучение будет зачислено  не менее 100 тысяч человек, к 2024 году количество обученных школьников превысит 240 тысяч человек, а к 2030 году мы должны обучить более 1,2 миллиона школьников, которые будут создавать программные продукты", - отметил Чернышенко.

И конечно, такое увеличение количества квалифицированных IT-кадров напрямую будет влиять на достижение целевого показателя «Цифровая зрелость ключевых отраслей экономики и социальной сферы» и одного из показателей национальной цели «Цифровая трансформация».

"Сейчас нам не хватает, по расчётам, примерно 1 миллиона специалистов, и мы уже реализуем федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», увеличивая количество бюджетных мест в вузах по IT-специальностям, повышаем качество образовательных программ, которые сами составляем в своих подведомственных вузах.

Есть у нас ещё проект «Цифровые профессии», по нему люди получают дополнительное IT-образование, государство делает им скидку 50% на обучение программированию и по различным IT-направлениям, а вот этими новыми федеральными проектами мы усиливаем работу с вузами и школами. После завершения обучения 240 тысяч школьников пойдут учиться на IT-специальности в вузы, и более 385 тысяч выпускников, обученных на «цифровых кафедрах», выйдут на рынок в сферу IT, они будут крайне востребованы.

Мы будем отслеживать трудоустройство выпускников «цифровых кафедр», и высокий процент успешного трудоустройства будет для нас показателем того, что мы грамотно составили программу обучения. Точно так же будем смотреть, какой процент школьников с IT-компетенциями продолжат обучение в вузах.

Все перечисленные меры позволят суммарно закрыть этот дефицит в горизонте до 2030 года", - заключил докладчик.

Источник: Правительство России

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.