Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Импорт мобильных телефонов в Россию в 2021 году вырос на 4%

09 февраля 2022

По итогам 2021 года импорт мобильных телефонов в Россию составил 45,2 млн шт. (рост 4%). Оборот российского рынка смартфонов составил 832 млрд руб. (рост 32%). Рынок продолжает смещаться в сторону продвинутых смартфонов, а кнопочные телефоны уходят в прошлое.

Такие данные содержатся в отчете, подготовленном аналитическим центром GS Group.

Согласно данным отчета, рынок продолжает меняться в сторону продвинутых смартфонов, а кнопочные телефоны уходят в прошлое. В 2017 году смартфоны составляли 65 % рынка (30,3 млн штук), а в 2021 году их доля выросла до 78 % (35,2 млн штук). В то же время объем кнопочных мобильников упал с 16,7 млн штук в 2017 году до 10 млн штук в 2021 году. Из-за падения покупательской способности в 2022 году сегмент смартфонов упадет до 34,9 млн штук, а в 2023 году отыграет падение — до 36,3 млн штук.

В нижнем сегменте (смартфоны до 10 000 рублей) поставки составили 11,3 млн штук. Сегмент сжался на 2,3 млн штук — до 32 % рынка (с 52 % в 2017 году). Причина снижения — перестроение лидеров: Huawei, Honor и Samsung уменьшили поставки на 5,3 млн штук, Xiaomi и Realme, напротив, увеличили поставки на 1,8 млн штук. Итого в 2021 году нижний сегмент потерял 3,5 млн штук смартфонов лидеров. Этим воспользовались прочие бренды, которые увеличили поставки на 1,2 млн штук, в основном ZTE. Однако в 2022 году нижний сегмент сожмется еще больше — до 9,6 млн штук. Средний сегмент (смартфоны от 10 до 30 тысяч рублей) составляет 49 % рынка — 17,2 млн штук по итогам 2021 года. В 2022 году он вырастет на 3 % — до 17,7 млн штук. Верхний сегмент занимает 19 % (6,7 млн штук за 2021 год, рост на 40 %), а в 2022 году вырастет до 7,6 млн штук, и его доля достигнет 22 %.

В случае запрета на поставки смартфонов в Россию общие потери Apple, Samsung, Xiaomi и Realme превысят 760 млрд руб. в год (около 10 млрд USD), половина из них — потери Apple. После этого три потока импорта, которые давно существуют, наберут силу и займут весь рынок: параллельный импорт ведущих брендов, полулегальный импорт телефонов неизвестных китайских брендов и импорт российских брендов, в первую очередь собственных торговых марок розничных сетей и телеком-операторов. Запрет работы смартфонов техническими средствами (регистрация устройств, GPS-локация и т. д.) будет обходиться, а сбои в работе Android откроют российский рынок для альтернативных операционных систем, например Harmony OS. Запрет поставок смартфонов в Россию не приведет к исчезновению этого рынка, а только изменит расклад брендов и поднимет цены на 15—20 %. Больше всего проиграют лидеры, их доля упадет с 82 % до 10—20 %. В выигрыше останутся малоизвестные китайские бренды, их доля в России вырастет с 0,01 % до 40 %. Наконец, больше всех выиграют российские компании с собственной дистрибуцией и опытом вывода на рынок собственных брендов. Таким образом, впервые доля российских брендов вырастет до 40—50 %.

Суммарная доля четырех лидеров российского рынка смартфонов — Samsung, Xiaomi, Apple и Realme — составляет 81,9 % (28,8 млн штук), вместе с Huawei и Honor — 84,9 % (29,9 млн штук). На прочие бренды приходится 15,1 %, из них 10,7 % в нижнем сегменте (3,8 млн штук) и 4,4 % в среднем и верхнем сегментах (1,6 млн штук).

Samsung завершил 2021 год на уровне прошлого года: поставки в Россию составили 11,1 млн штук (рост на 1 %, 2021 г. к 2020 г.). Таким образом, общий парк Samsung в России превышает 46 млн штук. С долей 31,6 % Samsung остается лидером российского рынка смартфонов. Samsung отправляет 28 % смартфонов в нижний сегмент (до 10 тыс. руб.), 60 % — в средний (от 10 до 30 тыс. руб.) и 10 % — в верхний. При этом в 4-м квартале 2021 года соотношение изменилось на 17/70/13, а доля флагманов подбирается уже к отметке 10 % и серьезно угрожает Apple.

По итогам 2021 года Xiaomi прочно занимает второе место с объемом 10,3 млн штук и долей рынка 29,4 %, оставив далеко позади второй эшелон. По сравнению с 2020 годом поставки Xiaomi выросли на 75 %, а в целом за три года — в 4,5 раза (с 2018 года). Парк Xiaomi в России по итогам 2021 года можно оценить в 23,5 млн штук. Xiaomi повторяет сегментацию Samsung: 31 % в нижнем сегменте (до 10 тысяч рублей), 64 % — в среднем и 5 % — в верхнем. Xiaomi частично берет дистрибуцию под свой контроль: в 4-м кв. 2021 года «Сяоми» импортировал в Россию четверть смартфонов Xiaomi и больше, чем кто-либо из трех дистрибьюторов бренда (diHouse, «Марвел» и DNS). По итогам года доля России в мировых поставках Xiaomi поднялась с 3,9 % в 2020 году до 5,4 % в 2021 году, в то время как у другого лидера, Samsung, доля России в общемировых продажах, напротив, упала с 4,3 % до 4 %. Борьба Samsung и Xiaomi в 2022 году продолжится, так как суммарно они занимают 70 % рынка в диапазоне от 10 до 60 тысяч рублей. Поэтому по итогам 2022 года Samsung и Xiaomi вновь привезут по 10 млн штук смартфонов, сохраняя интригу первого места.

Импорт iPhone в Россию по итогам 2021 года составил 5 млн штук (рост на 25 %). Это максимальный объем, который Apple когда-либо привозила в Россию за год. Таким образом, общий парк активных iPhone в России превысил 18 млн штук. В 4-м квартале 2021 года в Россию привезли 61 тыс. штук iPhone индийской сборки (iPhone 11 и 12), остальные 96 % собраны в Китае.

В 2021 году импорт смартфонов Realme в Россию составил 2,4 млн штук (рост в 3,5 раза, 2021 г. к 2020 г.). По итогам 2021 года Realme уверенно замыкает четверку лидеров с долей 6,9 %.

Доля брендов Китая в сегментах смартфонов от 10 тыс. руб. вернулась к своему естественному уровню — 45 %, как в 2019 году. Российский рынок вернулся к своей стандартной схеме «два + два»: два лидера с годовым объемом поставок по 10 млн штук — Samsung и ведущий китайский вендор (был Huawei, теперь Xiaomi) — и во втором эшелоне — Apple и альтернативный китайский вендор (Realme). В границах всего рынка смартфонов доля брендов Китая замерла на отметке 50 %, а поставки российских брендов смартфонов упали с 4,8 млн штук в 2018 году до 0,8 млн штук в 2021 году.

Оборот российского рынка смартфонов по итогам 2021 года составил 832 млрд рублей (рост на 32 %). Причины такого подъема — это рост объема у лидеров, а также рост цен на их смартфоны (Apple — на 22 %, Samsung и Xiaomi — на 11 %, Huawei и Honor — на 26 %) и перестроение модельного ряда Samsung и Xiaomi в пользу верхнего сегмента. Суммарно на смартфоны четырех ведущих брендов россияне за 2021 год потратили 760 млрд руб., вместе с Huawei и Honor — 775 млрд руб.

«Российский рынок смартфонов переходит к застою, как в технологическом плане, так и в вопросе объемов, растут только цены. Революционное решение на смену смартфону можно ожидать не ранее 2025 года и, скорее всего, в Китае. — комментирует руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. — Бегство Samsung и Apple в Индию, а также успешное производство смартфонов во Вьетнаме и других странах Азии показывают, что Китай не является единственно возможной фабрикой массовой электроники. Отечественные производители вполне могут и должны обеспечить российский рынок надежными и высокотехнологичными устройствами еще до смены концепции смартфона, особенно на фоне нестабильной геополитической ситуации».

Источник: GS Group

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.