Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

НАФИ провел первый замер Индекса цифровой финансовой грамотности жителей России

01 февраля 2023

Большинство жителей России имеют средний или высокий уровень цифровой финансовой грамотности (87%), разбираются в цифровых финансовых продуктах и осведомлены о возможных рисках мошенничества в цифровой среде. 

Вместе с тем почти каждый третий не знает, что небезопасно совершать денежные переводы и платежи, подключаясь к интернету через общедоступный Wi-Fi (31%), никогда не меняет пароли на сайтах для онлайн-покупок (38%), а также считает криптовалюту полноценным платежным средством (38%).

Аналитический центр НАФИ более 10 лет измеряет уровень финансовой грамотности россиян. С 2018 года измерение проводится по международной методологии ОЭСР*, а с 2022 года, в соответствии с обновлением данной методологии, измерение финансовой грамотности пополнилось таким показателем, как индекс цифровой финансовой грамотности.

Цифровая финансовая грамотность предполагает знание базовых цифровых финансовых понятий, отражает умение человека принимать взвешенные решения в обращении с финансовыми продуктами в интернете, а также его осведомленность о цифровых финансовых рисках.

Ранее НАФИ исследовал отдельные аспекты цифровой финансовой грамотности, но комплексный подход и оценку в формате индекса представляет впервые.

Индекс цифровой финансовой грамотности измеряется в баллах и в 2022 году для России он составил 5,63 балла из 10 возможных.

Более чем две трети россиян (70%) демонстрируют средний уровень цифровой финансовой грамотности. Чаще всего к этой категории относятся женщины (73% против 63% мужчин), жители городов (73% против 61% жителей сельской местности) и одинокие россияне (81%).

17% россиян имеют высокий уровень цифровой финансовой грамотности. Портрет наиболее подкованного в цифровой финансовой среде – мужчина старше 45 лет, имеющий более 3 человек в семье и проживающий в небольшом городе.

13% россиян имеют низкий уровень цифровой финансовой грамотности.

Измерение цифровой финансовой грамотности предусматривает оценку цифровых финансовых знаний, установок и поведения.

Цифровые финансовые знания

Большинство россиян имеют высокие знания о финансовых продуктах. Две трети опрошенных (66%) хорошо понимают принцип использования персональных данных в интернете, а 49% осведомлены о необходимости подписания цифрового финансового договора для того, чтобы он считался действительным.

Однако среди жителей нашей страны распространены заблуждения в отношении криптовалюты. Так, 38% опрошенных считают, что криптовалюту можно использовать в качестве законного платежного средства. Чаще всего такое неверное убеждение разделяет молодежь (каждый второй молодой человек от 18 до 34 лет – 50%) и те, кто имеет хорошее материальное положение (48%).

Цифровые финансовые установки

Большинство россиян имеют верные установки в отношении возможных рисков пользования сайтами для онлайн-покупок:
  • 81% опрошенных согласны с тем, что прежде, чем проводить оплату в интернете, нужно убедиться в безопасности сайта;
  • 56% считают важным читать условия и пользовательские соглашения перед онлайн-покупкой.
Однако осведомленность о том, что платежи небезопасно проводить, используя общественный Wi-Fi, среди россиян довольно низкая. 31% россиян не знают о рисках утечки персональных данных через общедоступные сети Wi-Fi и считают, что совершать интернет-платежи с таким подключением абсолютно безопасно. В первую очередь, это неверное представление разделяют работающие россияне (34% против 27% нетрудоустроенных) и опрошенные с высоким уровнем дохода (41%).

Цифровое финансовое поведение

Большинство россиян демонстрируют правильное поведение в отношении защиты собственных персональных данных в цифровой финансовой среде. Так, 75% опрошенных говорят, что не разглашают даже близким друзьям свои пароли и ПИН-коды, 79% не делятся в интернете личной информацией о своих финансах.

В то же время россияне довольно часто пренебрегают регулярной сменой паролей на сайтах для онлайн-покупок – делают это только 34% участников исследования, а 38% россиян практически никогда их не меняют. Не меняют пароли чаще всего женщины (42% против 33% мужчин), жители небольших городов и сел (50%), опрошенные без высшего образования (40%).

Самооценка уровня цифровой финансовой грамотности

Исследование показало, что россияне склонны недооценивать или переоценивать собственный уровень цифровой финансовой грамотности.

Доля тех, кто заявляет о высоком уровне знаний на 11 п.п. выше, чем доля тех, кто в действительности имеет высокий уровень цифровой финансовой грамотности (28% и 17% соответственно).

В то же время доля тех, кто считает свои знания низкими, выше реальной на 10 п.п. (23% оценивают свои компетенции низко и 13% имеют низкий уровень в действительности).

Средними свои знания оценивают 47% россиян – на 23 п.п. меньше, чем реальная доля жителей России, имеющих средний уровень цифровой финансовой грамотности.

Вместе с тем 74% россиян выражают готовность повышать свои знания в областях, связанных с цифровыми финансовыми услугами и их безопасным использованием.

Екатерина Сушко, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ: «Рост цифровизации финансовых услуг требует внимательного отношения и контроля за верным пониманием населения принципов управления своими деньгами в онлайн-среде. По данным проведенного нами исследования, индекс цифровой финансовой грамотности россиян сегодня принимает средние значения, а значит население в целом демонстрирует правильное поведение при взаимодействии с финансовыми продуктами в интернете, однако в сознании граждан недостаточно сформирован ряд важных базовых правил безопасности. К таковым относятся: необходимость регулярной смены паролей и проверки интернет-поставщиков финансовых товаров и услуг в официальном реестре, чтение условий и отказ от использования общедоступного Wi-Fi для совершения онлайн-покупок. Безусловно, необходима информационная работа с населением, в том числе со стороны финансовых и правозащитных организаций, направленная на упреждение возможных рисков. Кроме того, в прошлом году мы совместно с Минцифры России, СПбГУТ и «РТК-Солар» провели всероссийское исследование киберграмотности россиян. Общий индекс киберграмотности населения составил 48,2 пункта из 100 возможных. Наши исследования говорят о том, что необходимо повышать осведомленность россиян как о киберугрозах в целом, так и о рисках в использовании цифровых финансовых продуктов в частности».

Источник: НАФИ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.