Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  04 мая 2008

SOA в отраслях экономики России. Готовность по вертикалям

Финансовый сектор и телекоммуникации - безусловные лидеры среди отраслей российской экономики с точки зрения готовности к переходу на SOA. Относительно других "вертикалей" суждения экспертов расходятся…

"ИКС": Какие вертикальные рынки наиболее активны в области внедрения SOA, а какие «тормозят»?

Виорел БыткаВиорел Бытка, глава российского представительства Teradata: Наибольшую популярность системы SOA получили в финансах и телекоммуникациях. В финансовых организациях архитектура SOA помогает организовать единообразное обслуживание клиентов через различные каналы взаимодействия. Типичными примерами приложения могут служить перекрестные продажи, стимуляция приобретения услуг более высокого уровня и выполнения сразу нескольких операций в системах реального времени (банкоматы, SMS и т.п.) на основе информации, хранящейся в профиле пользователя. Телекоммуникационные компании руководствуются теми же принципами по тем же причинам и, помимо этого, пользуются SOA для управления таблицами конфигурации и планирования ресурсов. В целом SOA пользуется популярностью в сферах, напрямую ориентированных на домашних пользователей, включая государственные учреждения, клиентами которых являются граждане.



Александр ДавыдовАлександр Давыдов, генеральный директор Naumen:
Рынок специалистов подвижен - и опыт SOA с ними мигрирует в другие отрасли. Телекомы по роду своей деятельности - самые "продвинутые" в ИТ, поэтому давно применяют SOA. Финансовые структуры предпочитают долго не рисковать, ожидают результатов от соседей, подключаются позже. И крупные компании также вынуждены раньше начинать применение SOA, независимо от сектора.








Руслан ДемидовРуслан Демидов, заместитель генерального директора "ВСС-Москва", руководитель Центра интеграции приложений:
Применительно к отраслям российской экономики можно выделить кредитно-финансовый сектор, телекоммуникации и транспорт как сектора, уже сегодня активно реализующие проекты по приведению КИС к SOA. Все это высококонкурентные рынки, с огромной инфраструктурой, количеством клиентов и быстроменяющейся номенклатурой оказываемых сервисов – что является основными причинами активного интереса к SOA. В ближайшей перспективе можно ожидать роста интереса к SOA со стороны других отраслей, где пока успехи новой архитектуры не так заметны (ритейл, ЖКХ и муниципальное хозяйство в части оказания услуг населению, энергетика).

Независимо от отраслей это холдинги, которые должны интегрировать в той или иной степени ИТ-инфраструктуры унаследованных предприятий.


Павел БолотинПавел Болотин, руководитель отдела программных платформ компании "Открытые Технологии":
На вертикальных рынках особенно хотелось бы выделить кредитно-финансовый сектор. Исторически это наиболее зрелые в области ИТ организации, с хорошими ИТ-бюджетами и высоким уровнем автоматизации. За прошедший год-два прошло много слияний и поглощений, что привело к укрупнению игроков и к потребности интегрировать громадное количество разнородных унаследованных систем. Здесь мы видим следующие задачи:

*Создание единого представления операций, то есть интеграции интерфейсов нескольких схожих функциональных систем в один.

*Интеграция банковских систем с системами отчётности в соответствии с Российским законодательством.

*Построение наиболее гибких систем для таких быстроменяющихся сфер как потребительское и ипотечное кредитование.

В телекоме наблюдается потребность в более гибком предоставлении услуг и их конвергенции. Ведутся проекты интеграции биллинговых, CRM и OSS/BSS систем с дальнейшей оркестровкой сквозных процессов на основе модели eTOM. IMS (IP Multimedia Subsystem), рассматриваемая как ключевой элемент сетей следующего поколения (NGN), имеет в своей архитектуре набор «телекомовских» веб-сервисных интерфейсов ParlayX web services, которые есть не что иное, как проекция SOA-идей на телекомовскую среду. То есть, часть проекта по построению платформы IMS является, по сути, подпроектом по SOA. Несколько мобильных операторов уже заявили о своих проектах построения платформы IMS.

В госсекторе также активно ведутся работы по построению единых информационных пространств отраслей, министерств и т.п.;  популярны ситуационные центры, предполагающие интеграцию с множеством информационных источников.

Тормозят, как ни странно, быстрорастущие отрасли - ритэйлеры, транспортники, реструктуризующиеся энергетики. В тяжёлой промышленности известно только об одном построении SOA - в «Русском Алюминии», собственными силами при поддержке Oracle. Но это скорее исключение из правила: в основном там пока используются монолитные ERP-системы.

Игорь ПичугинИгорь Пичугин, директор по маркетингу IDS Scheer Россия и СНГ: Активность в области SOA или пренебрежение этим подходом зависят, скорее, от общих характеристик организации (независимо от отрасли): жесткая конкурентная среда, требующая гибкости и снижения расходов; ориентация на клиента, зависимость от него и, в связи с этим, высокая динамика изменения бизнес-процессов компании; критичность сроков, скорости и стоимости внедрения новшеств в процессах и поддерживающих информационных системах.

В России сейчас, судя по всему, наибольшую потребность в SOA испытывают банки (наиболее известные SOA-проекты проводятся в финансовом секторе).

У нефтяных компаний при нынешних ценах на нефть особых стимулов заниматься SOA нет.



Юрий НовохатькоЮрий Новохатько, директор по технологиям «Квазар-Микро»:
Среди готовых к внедрению SOA и активных в этой области рынков в первую очередь следует выделить связь и нефтегаз. Здесь имеются достаточные бюджеты в ИТ, накоплен большой опыт работы ИТ-служб и они находятся на достаточном уровне зрелости для внедрения SOA. Догоняет кредитно-финансовый сектор: количество ИТ-систем в этих компаниях велико, и они тоже начинают приходить к пониманию преимуществ SOA как интеграционной платформы.







Владимир ЛогуновВладимир Логунов, руководитель отдела внедрения дирекции по работе с муниципальными образованиями «Энвижн Груп»:

Мне кажется, что наиболее перспективны такие направления, как кредитно-финансовый сектор, транспорт, связь, а также сфера государственных услуг. Менее активны, пожалуй, нефтегазовая отрасли и тяжелая промышленность, в этих отраслях значительное количество времени ушло на создание монолитных приложений и единых информационных систем. Поэтому с учетом уже затраченных бюджетов и времени им сложно переориентироваться на сервисный подход.

(колонка) В защиту промышленности


Татьяна АлексееваТатьяна Алексеева, ведущий специалист управления по консалтингу OXS (ГК «Оптима»):
Уже сейчас группы компаний внедряют свои кросс-системные процессы автоматизации. Например, в энергетике и тяжелой промышленности тенденции к SOA  прослеживаются очень явно, особенно это касается закупочной деятельности, где специфика работы с поставщиками может существенно отличаться в зависимости от масштабов предприятия, индустрии и региона, в котором находится предприятие. Однако основные проблемы, связанные с процессом поставок, одинаковы: неэффективное управление поставками, приводящие к отсутствию необходимого количества сырья и комплектующих либо к срыву сроков поставки; неоправданно высокие затраты на обеспечение поставок; большое количество ошибок в процессе оформления и выполнения заявок на поставки. Все эти проблемы хорошо знакомы большинству российских производственных предприятий.

Основная причина всех типичных проблем при управлении поставками - неэффективная организация работы с информацией. Как правило, не существует никаких технических проблем с поставкой необходимого количества сырья и комплектующих к требуемым срокам. Причиной сбоев в снабжении, в основном, является то, что предприятие не имело необходимой информации от поставщиков либо само не снабдило поставщиков требуемой информацией.

Таким образом, решение проблем в области поставок в первую очередь связано с повышением эффективности обмена данными.

Опыт западных производителей, успешно оптимизировавших процесс поставки, показывает, что основой работы с поставщиками должен стать эффективный обмен данными. Предприятие получает ощутимые выгоды от своих информационных систем только в том случае, если эти системы имеют возможность обмена данными с внешними источниками. Это обусловлено тем, что сами макро-процессы, определяющие деятельность предприятия, не являются замкнутыми. На разных этапах деятельности предприятие взаимодействуют с одним или несколькими внешними контрагентами. Именно эффективность этих взаимодействий - основной ограничивающий фактор эффективности всего процесса деятельности предприятия.

По мере развития экономики предприятия бывают вынуждены взаимодействовать со все большим и большим количеством внешних контрагентов. Чем больше становится внешних связей, тем сложнее становится обеспечить контроль над ними существующими методами. Логическим решением проблемы становится автоматизация управления внешними связями.

Все большее количество компаний во всем мире используют информационные системы для автоматической обработки исходящих и входящих данных. Компания Giga Group «Annual Data Integration Research» провела исследования, которые показали, что автоматизация обмена данными снижает коммуникационные расходы в 2,7 раза и сокращает количество повторной обработки данных по причине ошибок на 79%.

На мой взгляд, в условиях открытого рынка и возрастающей конкуренции предприятия, которые не сумеют построить эффективную систему взаимодействия с поставщиками, основанную на беспрепятственном обмене информацией, окажутся в тяжелых условиях и не смогут достойно бороться с конкурентами.

Именно поэтому практически все компании, которые хотят выжить в конкурентной борьбе, активны в области SОA.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!