Rambler's Top100
Статьи
18 ноября 2008

А.Коротков против преференций для отдельного направления бизнеса

А.В. Коротков, зав. кафедрой «Системы управления бизнес-процессами» экономического факультета Школы IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ, комментирует предложение российских разработчиков ПО рассмотреть закон о специальном режиме налогообложения для инновационных компаний (см. «Государство и софтверный бизнес» и «Кому достанется билет в налоговый оазис?» ) .

А. КоротковЭто закон год назад  прошел только первое чтение в Госдуме, а недавно правительство предложило пополнять Пенсионный фонд за счет социальных платежей, что может привести  к повышению себестоимости продукции российских разработчиков ПО на 10–12%.


– Я сомневаюсь в целесообразности преферентных условий для какого-либо отдельно взятого направления бизнеса. На многочисленных встречах в разных форматах мы обсуждали этот вопрос с «Руссофтом» и АПКИТом. Мы говорили, что очень сложно провести границу между тем, где заканчивается собственно разработка ПО (это очень узкая линейка) и другими ИКТ-компаниями…


– Но айтишники говорят о возможном расширении списка инновационных компаний…


– Мне кажется, что здесь нужна очень жесткая система контроля за тем, чтобы закон распространялся именно на эту конкретную деятельность. С чем, подозреваю, у нас в России всегда было очень трудно. Мы можем принять закон – и выпустить подзаконный акт, инструкцию, которая перечеркнет то, что в законе.


С законодательством надо работать очень аккуратно. Можно было бы, например, ввести какой-то временный режим для решения конкретной задачи. Но выделять отрасль ИТ в специальное направление я бы не стал.


Если бы они, например, сказали, что мы будем заниматься разработкой ПО не для заграницы, а для российских школ, российских поликлиник, российских муниципальных учреждений, тогда, может быть, да.


– В этом случае они дисквалифицируются?..


– Почему? Они сделают лучший в мире продукт! Но они же хотят работать здесь, на этой территории, производить товар туда, за границу, а прибыль получать в третьей стране. Это не очень честно. Разбираться со структурой собственности, с бизнес-направлениями весьма сложно. Мне кажется, что здесь подводных камней больше, чем преимуществ, которые можно было бы получить.


***********

Справка IKSMEDIA.RU.
Как считают участники российского рынка ПО, из-за небольшого веса в экономике (всего 1% от всех компаний, зарегистрированных в России, по сравнению с 50-60% в Японии, США, странах Западной Европы), инновационный бизнес не был принят во внимание при разработке программы реформирования социальной системы.


По мнению представителей ИТ-индустрии, повышение общей нагрузки выплаты социальных платежей опасно не только для инновационных компаний, но и для страны в целом:

1) эти компании имеют наиболее высокую составляющую стоимости рабочей силы в себестоимости продукции по сравнению с добывающей промышленностью, поэтому рост социальных платежей наиболее сильно повлияет на цену их продуктов и услуг, т.е. на конкурентоспособность,


2) эти компании участвуют в глобальной мировой конкурентной борьбе в сфере высоких технологий, т.е. на уровне, где рассматривается конкурентоспособность наций и государств. Российские компании ведут борьбу с зарубежными разработчиками и поставщиками, действующими в гораздо более благоприятных условиях, созданных для них национальными правительствами или офшорными режимами,
 

3) снижение конкурентоспособности инновационного бизнеса неизбежно приводит к трагическим последствиям для экономики государства:

  • разорению инновационных компаний либо их уходу в теневой бизнес, что ведет к снижению конкурентоспособности страны в критических технологиях,
  • потере ноу-хау и интеллектуальной собственности, продаже или переводу под чужую юрисдикцию, что снижает потенциал развития и увеличивает затраты на импорт,
  • оттоку высококвалифицированных кадров, которые вынуждены искать другие страны для применения своих способностей и знаний,
  • потере научных школ и системы подготовки кадров, которые являются единственной основой для последующих технологических прорывов.

Одним из возможных путей решения вопроса могло бы стать принятие уже прошедшего в Госдуме в первом чтении проекта Закона о специальном режиме налогообложения для инновационных компаний – возможно, с расширением списка инновационных компаний – одновременно с принятием Закона о новой системе социального обеспечения. Эффективным способом поддержки отечественных разработчиков ПО может стать создание для российских инновационных компаний режима максимального благоприятствования на внутреннем рынке, практика закупок государством и крупным бизнесом российского ПО, которое не уступает продуктам мировых лидеров. Государству и бизнесу следует отказаться от порочной практики закупок и использования исключительно западного оборудования и софта, особенно при наличии отечественных аналогов.


Руководители софтверных компаний намерены вступить в диалог с правительством и обратиться к президенту, предложив меры по оказанию государством поддержки отечественной индустрии разработки программного обеспечения, экспорт которого в 2007 г. достиг $2,3 млрд.


 

Подготовила Ирина Богородицкая

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!