Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2006
01 мая 2006

Интеграция сервисов ведет к смене бизнес - модели

Сервисный портал SkyPoint, запущенный «Скай Линк» в мае прошлого года, сегодня, в отсутствие серьезной рекламы, имеет в активе 26 тыс. столичных пользователей – фактически четверть всех абонентов оператора. SkyPoint – продукт, которому только еще предстоит стать коммерческим. Пока же ставка делается на косвенные доходы и формирование лояльного абонентского community.

Идея создания SkyPoint родилась в ИТ-департаменте «Скай Линк». Идеолог и руководитель проекта В.А. Шибин, зам. генерального директора компании по информационным технологиям, вспоминает: «У меня появилась идея – взять номер телефона, добавить к нему нечто, что станет адресом электронной почты и названием точки, в которой будет собираться вся информация абонента. Префикс Sky в названии нашей компании мне очень нравится. В поисках «добавки», которая бы с ним сочеталась, мы пришли к слову point – «точка». Абоненты «Скай Линк» создают информационное пространство, в котором каждый из них имеет свой информационный центр – SkyPoint, и таким образом реализуется универсальный почтовый ящик, который абоненты используют для сбора всей информации о вызовах, SMS, MMS, а также сообщений электронной и голосовой почты».

Появление на свет концепции нового сервиса пришлось на период, когда оператор фокусировался на решении технических задач, поэтому вначале она была подвергнута всестороннему, детальному обследованию на предмет: сможет ли это «эфемерное создание» развиться в полноценный сервис, способный стать вровень с голосовыми услугами и услугами высокоскоростной передачи данных? Период формирования хрупкой идеи в слаженную концепцию информационного пространства «Скай Линк» занял около трех месяцев.

Представить сервисный портал SkyPoint публике и абонентам было решено на выставке «Связь-Экспокомм-2005». Небольшая команда специалистов из ИТ-подразделения оператора приступила к программной реализации первой версии портала. Под новую технологическую платформу были выделены серверы баз данных, доступ абонентов к которым решили обеспечить с персонального компьютера при помощи веб-интерфейса. На разработку релиза 1.0 портала SkyPoint c довольно аскетичным интерфейсом ушло еще около трех месяцев. «Для нас это был исследовательский проект, – рассказывает В.А. Шибин, – все работы мы выполнили сами, будучи ограничены в бюджете».

Первый релиз сервисного портала представлял собой единую базу данных телефонных звонков абонентов, SMS и сообщений электронной почты. Но этой скромной по нынешним меркам оператора функциональностью за один месяц (май 2005 г.) к SkyPoint удалось привлечь около 3 тыс. активных пользователей.

К лету на повестку дня встал вопрос о разработке второй версии портала. Создатели SkyPoint были нацелены на организацию информационного пространства абонентов и предоставление им всех возможностей для повышения эффективности коммуникаций. Сервисный портал становился отправной точкой для формирования принципиально новой бизнес-модели «Скай Линк», и авторам проекта пришлось приложить немало усилий для того, чтобы она была осмыслена и персоналом компании, и ее абонентами (отзывы на форуме внимательно отслеживались).

Летом 2005 г. к проекту был привлечен первый партнер. Им стал системный интегратор «Квазар-Микро». Партнер взял на себя работы по созданию программного обеспечения для доступа к SkyPoint с карманных компьютеров.

Спустя три месяца, на выставке «ИнфоКом-2005», состоялась презентация SkyPoint версии 2.0. Редизайн сайта, расширенные функции управления вызовами и специальный Windows-клиент как еще один вариант доступа с персонального компьютера – вот новые свойства сервиса, которые сразу оценили активные пользователи. «К этому моменту нам стало ясно, – продолжает В.А. Шибин, – что SkyPoint занял свое ключевое место в концепции предоставления услуг».

После представления второй версии к разработчикам сервисного портала стали поступать обращения от других региональных компаний, с тем чтобы этот сервис был реализован и для их абонентов. Для региональных компаний «Скай Линк», работающих на местном рынке вместе с 4–5 GSM-операторами, очень важно иметь сервис, выделяющий их из общего ряда операторов, дающий им возможность заявить о себе: «Мы – другие!».

Так начался проект по превращению SkyPoint из локального продукта в территориально распределенный, доступный региональным компаниям «Скай Линк». Создание новой версии началось в ноябре 2005 г. с разработки архитектуры территориально распределенной системы. А в первых числах марта программу регионального внедрения сервисной платформы SkyPoint запустили в Новосибирске, где впервые была реализована интеграция SkyPoint с программно-аппаратным региональным комплексом.

Разработанное ИТ-подразделением «Скай Линк» при участии специалистов «Квазар-Микро» типовое решение планируется тиражировать и внедрять в других региональных компаниях. По словам В.А. Шибина, в ближайшее время к абонентам Москвы и Новосибирска, оценившим преимущества управления всеми своими коммуникациями, добавятся пользователи «Скай Линк» в Санкт-Петербурге, Ижевске и Нижнем Новгороде.

При разработке первой и второй версий портала средства шли на создание технологической платформы SkyPoint – закупку серверного оборудования, серверов баз данных. Очевидно, что тиражирование типового решения для установки в региональных компаниях, его аппаратная часть потребуют новых затрат. «Несомненно, что в недалеком будущем нам предстоит вкладывать деньги и в развитие программного обеспечения, и в рекламу, – говорит В.А. Шибин. – Конкретные цифры называть не буду, скажу лишь, что наши затраты на разработку технологической платформы и типового решения не сопоставимы с затратами, например, МТС на i-mode».

Пока портал SkyPoint ориентирован преимущественно на бизнес-пользователей. Однако пожелания, высказанные на форуме, показали, что требуется создавать функциональность и для корпоративных клиентов. Разработка приложений, облегчающих им решение бизнес-задач для создания мобильных виртуальных офисов, организации групповой работы, CRM-систем – вектор, определяющий развитие SkyPoint на ближайшее будущее.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: