Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2009
Игорь Борисович МАНН  13 октября 2009

Маркетинг в кризисе?

Первыми под сокращение попали маркетологи и пиарщики: вместо отдела один-два человека. По мнению экспертов md.consulting, только 30% маркетеров останутся на прежнем месте работы. Почему же так случилось с провозглашенным «гегемоном телекома»? – спросил «ИКС» Игоря МАННА, маркетолога, автора книг о PR и маркетинге.

Игорь МАНН– Плохо мы работали, наверное. Может, маркетеров телекома утешит тот факт, что это проблема не только их отрасли. А вот по поводу «гегемона» – не соглашусь. Маркетинг в компаниях-операторах всегда был драйвером бизнеса, всегда был уважаем и ценен. Маркетинг в компаниях-вендорах, в дистрибьюторах и системных интеграторах занимался поддержкой продаж. В тяжелое время нельзя без продаж, но можно без поддержки – вот эти маркетеры и пострадали в первую очередь.

– Игорь, есть ли особенности в работе маркетолога в области инфокоммуникаций? Отраслевой маркетинг – объективная реальность или фикция?

– Да, особенности есть, но сказать, что, например, имея опыт работы в банке, я не смогу работать в телекоме, не могу. Мне удалось поработать с двух сторон баррикад – и на стороне вендора, и на стороне оператора. Специфика есть, но опять же не непреодолимая. Так что отраслевая специфика – скорее фикция. Если вы хорошо знаете маркетинг, умеете слушать ваших коллег, а главное, умеете внедрять идеи, то, на мой взгляд, вы быстро сможете стать успешным маркетером в любой отрасли.

– На круглом столе маркетологов в журнале «ИКС» с вашим участием в 2005 г. (см. «ИКС» № 5, с. 92) много говорилось о проблемах с кадрами в этой сфере. Как обстоят дела сегодня? Как вы относитесь к тому, что на маркетинговые факультеты вузов редко идут четко профессионально ориентированные молодые люди – чаще те, кто пока не определился с конкретной профессией?

– По-моему, лучше не стало. Студентов по-прежнему учат не тому и не так – у меня сын учится маркетингу, и я сужу не понаслышке. Увы, не тестируется любовь к профессии до того, как ее начинают осваивать. Это тоже большое упущение. Это действительно помогло бы, как вы правильно подметили, четче ориентировать молодых людей. Нет у нас и своей клятвы Гиппократа, как у медиков, – а жаль…

– Прокомментируйте, пожалуйста, эффективность, возможности и упущения в новых направлениях деятельности в маркетинге в телекоме?

– Я таблицей, можно?

Нам нужно быть готовым – как бы дико это ни звучало – к сегменту единственного покупателя. Маркетинг «1 на 1» – это и компания, и покупатель, в том числе физическое лицо.

– Что бы вы посоветовали 3G-маркетологам, испытывающим трудности с продвижением услуг?

– Неблагодарное это дело – советы давать... Во-первых, рассказать о разнице между «двойкой» и «тройкой». Во-вторых, простым языком объяснить, зачем нам, потребителям, это нужно. Я, например, пока не встречал такого объяснения ни у кого.

– Пожалуйста, проанализируйте, громкий маркетинговый проект в телекоме, например Yota.

– Молодцы, отличная работа. Ярко и заметно. Например, один из моих заказчиков (не из телекома) попросил, чтобы его проект был запущен, «как Yota». И это будет нелегко, так как планка задрана высоко. Но важно не только что и как вы сделали, но и какие результаты вы получили. Я, например, клиентом Yota не стал. Между «нравится» и «я покупаю» – дистанция большого размера.

– Прогнозируете ли вы «закат маркетинга» в телекоме? Что будет потом?

– Мне кажется, что мы уже наблюдаем «восход заката» – простите за такую патетику. Когда произойдет полный «закат», я точно не знаю. Но отрасль уже в стадии насыщения. И каждый, кто знаком с понятием «жизненный цикл продукции», понимает, что будет потом. Маркетинг уже не так востребован, как раньше, увы. Помочь может только появление новых технологий, желательно революционных. Будут они – будет продление стадии насыщения, а кое-где и всплески активности. Будет и Маркетинг – с большой буквы. А пока надо вести борьбу за сохранение абонентов и повышение ARPU. Что будет потом? Я думаю, тайн не открою: ориентироваться следует на маркетинг с минимальным бюджетом, клиентоориентированность и персонифицированный маркетинг.

Вопросы задавала Наталия КИЙ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: