Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2007
Нил ТОМЛИНСОН  01 февраля 2007

В шаге от конвергенции

Конвергенция, как и любая новая технология, обещающая смену парадигмы, сегодня в большой моде. Без этого термина не обходятся при обсуждении будущего телекоммуникаций ни профессионалы, ни любители, он присутствует в статьях и на конференциях, в ИT-отделах и залах заседаний. Что стоит за ним, кроме рекламной шумихи?

Н. ТОМЛИНСОН, коммерческий директор представительств Европы, Африки и Ближнего Востока компании TekelecВ последние пять лет две поистине революционные технологии – IP-телефония и беспроводная связь следующего поколения, которые и имеются в виду, когда идет речь о конвергенции, – получили широкое распространение как в корпоративном, так и в потребительском секторе. Благодаря растущей как снежный ком абонентской базе компаний типа Vonage и Skype голосовая связь по IP-протоколу вышла из закрытого мирка технофилов и стала массовым явлением. Об этом свидетельствуют около 100 млн ее активных пользователей по всему миру. Такое же быстрое развитие мобильных технологий позволило абонентам пользоваться сервисами Google, участвовать в аукционах eBay и скачивать музыку, где бы они ни находились со своими «навороченными» телефонами. Мобильное видео, хотя по компьютерным меркам оно находится пока в зачаточном состоянии, тоже скоро будет предоставляться по сетям EV-DO, HSDPA и WiMAX. Так что VoIP и беспроводная широкополосная связь не просто тестируются или проходят опытную эксплуатацию, а пользуются громадной популярностью, и новая технология, которая не только их объединит, но станет чем-то большим, чем их сумма, никогда не была так близка к реальному воплощению, как сегодня.

Бизнес-предпосылки к конвергенции не менее сильны. «Мобильное предприятие» стало неотъемлемой частью современной бизнес-модели, и компании предпочитают теперь покупать не настольные УПАТС или линии Centrex, а мобильные устройства – смартфоны и ноутбуки с модулями Wi-Fi. В некоторых случаях ИT-менеджеры отказываются и от ноутбуков, понимая, насколько экономнее вооружить мобильных работников только карманными смартфонами. Стремясь соответствовать этим запросам, провайдеры услуг создают такие сервисы, как расширенные конференции, голосовая почта, интегрированная в настольный компьютер с бесшовным переключением между беспроводным и широкополосным доступом и т.д.

Чтобы возможности, предоставляемые конвергенцией фиксированной и мобильной связи провайдерам услуг и конечным пользователям, раскрылись полностью, FMC-решение должно отвечать ряду требований.

Во-первых, необходима возможность гибкого конфигурирования решения в целях поддержки различных типов подключения корпоративных пользователей, в том числе:
  • IP Centrex (VoIP-сервер на узле оператора, управляющий оконечными терминалами);
  • расширение PABX. Некоторые терминалы функционируют в качестве дополнительных к настольным телефонам сети пользователя. Как и в случае IP Centrex, они управляются виртуальным сервером приложений на узле оператора при помощи интегрированных устройств доступа (IADs), которые преобразовывают протокол PRI в SIP с VoIP/RTP (протокол реального времени);
  • расширение IP PABX. Некоторые сети, недавно приобретенные беспроводными операторами, могут уже быть оснащены оборудованием IP PABX;
  • мобильные 2G-терминалы. Пользователи сетей 2G/2,5G будут иметь доступ к расширенным функциям интеллектуальной сети через виртуальный VoIP-сервер;
  • двухстандартные Wi-Fi/GSM (CDMA)устройства, управляемые по протоколу SIP. В режиме Wi-Fi устройство приобретает функции IP Centrex, а в мобильной сети работает как 2G/3G-телефон.
Во-вторых, FMC-решение должно обеспечивать переход из мобильных сетей в сети WLAN и обратно без разрыва соединения при разговоре или загрузке данных.

В-третьих, оно должно интегрироваться с работающей сетью оператора, не затрагивая существующие системы управления, и в то же время быть готовым к переходу на систему IMS. Это позволит операторам полностью использовать уже сделанные капиталовложения и тем не менее быть готовыми извлечь все выгоды из технологий следующего поколения.

В-четвертых, решение должно удовлетворять коммерческим требованиям специфических биллинговых схем и планов нумерации, функционирующих поверх сетей VPN. Мобильные операторы должны быть в состоянии так расширить эти VPN, чтобы мобильные корпоративные абоненты могли пользоваться всеми услугами IP Centrex.

Выполнение этих четырех требований необходимо, чтобы оператор, используя FMC-решение, мог конкурировать на корпоративном рынке на равных. Но чтобы вырваться в лидеры, ему следует выбирать решения, поддерживающие и дополнительные функции:
  • сокращенный набор. Телефонная книга должна быть доступна и с мобильного телефона, и с дополнительного стационарного телефона;
  • объединенная голосовая почта. У пользователя должен быть один голосовой почтовый ящик для мобильных и IP-телефонов;
  • meet-me conferencing (встречные конференции). Передача деталей совещания должна осуществляться при помощи текстовых сообщений, управление совещанием должно производиться через веб-интерфейс;
  • удаленный телефон/удаленный работник. Мобильный телефон должен работать так же, как и стационарный;
  • функции управления вызовом. Легкодоступными должны быть коды авторизации, биллинговые записи, просмотр входящего звонка, переадресация и дополнительная маршрутизация.
Как и в случае с передачей голоса и данных, эти услуги должны работать в мобильной и локальной сетях бесшовно и быть совместимыми как с существующими сетями 2/2,5G, так и с сетями на платформе IMS.

Компания Tekelec проводит сейчас испытания FMC-решения, удовлетворяющего перечисленным требованиям. При помощи этого решения несколько крупных операторов предоставили своим абонентам возможность выходить из дома и добираться до работы, не прерывая разговора по телефону. Кроме того, чтобы в любое время и в любом месте получить доступ ко множеству функциональных возможностей беспроводной связи и «кочевой» VoIP-телефонии, пользователям достаточно иметь один персональный телефонный номер.

Все это стало возможным благодаря использованию в решении Tekelec ряда ключевых технологий: комбинированного мультимедийного шлюза и контроллера медиашлюза, поддерживающего мобильные услуги на базе протокола SIP, которые могут работать как на IP-сетях, так и на сетях TDM; сервера приложений для IP Centrex и приложений виртуальной IP-телефонии; шлюза конвергенции для поддержки функций мобильности, опорного регистра местонахождения, соединения с интеллектуальной сетью и возможности взаимодействия услуг. Для минимизации влияния на существующие системы решение играет роль мобильного коммутатора сети 2G, несмотря на то, что фактически доступ осуществляется по широкополосному IP-протоколу. Решение также интегрируется с 2G- и 3G-сетями и легко может быть развито до IMS.

Эволюция VoIP и мобильных технологий следующего поколения подвела отрасль телекоммуникаций к конвергенции. Операторы вплотную подошли к реализации решений, которые помогут повысить лояльность абонентов и доходы и уменьшить отток и убытки. Пользователи, как корпоративные, так и индивидуальные, находятся буквально в шаге от совершенно нового типа коммуникаций. Конечно, существуют и проблемы: решения должны будут удовлетворять весьма специфическим требованиям и иметь запас гибкости для дальнейших усовершенствований, но широкомасштабные (и успешные) испытания новой технологии уже идут.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!