Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2012 |
Наталия КИЙ  | 02 февраля 2012 |
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
У телекома со товарищи по имени ИКТ есть повод для гордости. Объем рынка за прошлый год вырос. Вырос, по данным Минкомсвязи, на 8,6%. На 0,6% больше, чем в 2010 г. Эту динамику называют восходящим трендом. С 20%-ным ростом, закончившимся на пороге 2008-го, конечно, не сравнить, но тренд восходит. Из чего состоит тренд?
У телекома со товарищи по имени ИКТ есть повод для гордости. Объем рынка за прошлый год вырос. Вырос, по данным Минкомсвязи, на 8,6%. На 0,6% больше, чем в 2010 г. Эту динамику называют восходящим трендом. С 20%-ным ростом, закончившимся на пороге 2008-го, конечно, не сравнить, но тренд восходит.
Из чего состоит тренд? Из роста рынка услуг связи на 6,1% против 14 с лишним процентов в 2010 г. Значит, базис не поддержал тренд. На то он и базис, не вечно же ему расти с опережением.
Определяющий вклад в динамику ИКТ внесли информационные технологии – плюс 14,6%. Темп роста прибавил 0,6% по сравнению с 2010 г. По информации профильного ведомства, объем рынка увеличился прежде всего благодаря росту сектора ПО и услуг при уменьшении объема рынка аппаратных средств. Для ИТ это хороший и стабильный показатель, особенно если вспомнить кризисное падение на 7,7% в 2009-м.
Конечно, вклады услуг связи и ИТ в общий объем рынка пока несопоставимы: 1 трлн 438 млрд руб. – и 649 млрд. Иными словами, 69 против 31%. До кризиса это соотношение выглядело более позитивным для ИТ – 63 и 37%. В 2013 г., как прогнозируют, ИТ могут «взять» рынок размером в 800 млрд руб., прибавив по сравнению с нынешним уровнем 19%. Цифры закладываются вполне реальные – рост по 10% в ближайшие два года. Но соотношение в объеме рынка с электросвязью это вряд ли изменит.
На этом разумном и взвешенном фоне отчетных показателей как-то несолидно выглядят рапорты о том, что Россия обошла в «цифровой гонке» Германию и заняла первое место в Европе по количеству интернет-пользователей. Во-первых, Россия в отличие от Германии и всего остального Старого Света – страна двух континентов. Во-вторых, население Германии в 1,7 раз меньше числа россиян. Впереди нас и Германии по числу интернет-пользователей вполне обоснованно еще Бразилия, Индия, Япония, США и Китай. В-третьих, проникновение Интернета на немецкой земле по данным 2010 г. составляет 79,1%, а у нас – несколько более 40% и только к 2015 г. планируется достичь 60%-ного ШПД-проникновения. В мировом рейтинге интернет-проникновения за 2010 г. Россия на 72-м месте, а Германия – на 17-м. Это Германия молодец, а не мы.
Мериться стоит не популистскими, а профессиональными показателями. Тем более что есть и объективные основания для позитива. Пожелаем друг другу их приумножить в новом 2012-м.