Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2012
Андрей ЖУЛИН  Артем КОСТЫРКО  Лейла СИНЯТУЛЛИНА  13 ноября 2012

Умный город. Moscow edition

Для такого мегаполиса, как Москва, интеллектуальная организация городского хозяйства не просто важна, а жизненно необходима. И конечно, московская версия умного города имеет свои особенности.

Андрей ЖУЛИН, директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ 
Артем КОСТЫРКО, руководитель проекта, Дирекция государственной программы «Информационный город» 
Лейла СИНЯТУЛЛИНА, эксперт, Дирекция государственной программы «Информационный город» 
Одна из них – в названии. В государственной программе города Москвы «Информационный город» на 2012–2016 гг., которая была утверждена Правительством Москвы в прошлом году, закреплен термин «информационный город». В этом году Департамент информационных технологий Москвы разрабатывает Системный проект реализации программы. Он предполагает новую модель управления городским хозяйством и отдельными его комплексами, в основу которой лягут совместное использование информационных ресурсов, исключение дублирования информации, поиск резервов повышения эффективности, в том числе с привлечением рядовых москвичей, бизнеса. Умный город должен знать все, что у него есть, и уметь привлекать к использованию имеющихся ресурсов заинтересованных жителей.

В рамках Системного проекта в этом году рассматриваются 16 сфер городского хозяйства: образование, социальная защита, семейная и молодежная политика, имущество, жилищный фонд, природа и окружающая среда, культура и культурное наследие, экономика и финансы, безопасность, строительный комплекс, ЖКХ, транспорт, ТЭК, СМИ и реклама, торговля, регистрация актов гражданского состояния. Деятельность по этим направлениям ведется параллельно, но особенно она интенсивна по земельно-имущественному комплексу, энергетике и ЖКХ.

Целевая модель управления умным городом предполагает, с одной стороны, унификацию управленческих процессов до типовых стадий планирования, реализации, контроля и мониторинга; с другой – создание единой системы нормативно-справочной информации обо всех объектах управления, объединяющей все информационные системы города. При этом процессы управления должны быть сквозными, т. е. охватывать весь жизненный цикл объекта управления, вне зависимости от компетенции органов власти. Это позволит существенно повысить эффективность городского управления и сократить бюджетные расходы на информатизацию.

Раньше отраслевые ведомства тратили бюджетные деньги на информатизацию самостоятельно, отсутствовала координация деятельности органов власти в этом направлении. Это не позволяло улучшать качество управления городскими процессами и увеличивало издержки. Сейчас работу по информатизации в городе координирует ДИТ, который, как правило, выступает государственным заказчиком в проектах разработки и развития информационных систем и ресурсов. В частности, в Москве существует целый ряд общегородских ресурсов, интеграция с которыми обязательна при разработке новых систем (портал государственных услуг, открытый бюджет, городской процессинг, единое геоинформационное пространство и т.д.). В прошлом году Правительство Москвы приняло распоряжение «О Базовом регистре информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве». Это своего рода общегородской справочник, который позволяет органам власти в автоматизированном режиме обмениваться информацией для предоставления госуслуг и межведомственного информационного взаимодействия. В настоящее время в рамках Системного проекта в Москве ведется обследование имеющихся информационных систем и ресурсов, по результатам которого могут быть приняты решения о целесообразности финансирования отдельных систем.

Любые проекты информатизации в Москве сталкиваются с тем, что в силу интенсивности и разнообразности протекающих в городе процессов невозможно внедрять типовые решения. Каждый проект, по сути, уникален. В этой связи на первый план выходит задача создания единых, одинаково воспринимаемых в комплексах городского хозяйства идентификаторов. Это и есть самая проблемная часть. Одни и те же городские объекты (остановки, объекты ЖКХ, дома, улицы и т.д.) учитываются по-разному с разными характеристиками в разных городских системах.  

 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!