Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2013
Сергей ПЕХТЕРЕВ  10 декабря 2013

На грани экономического интереса

Спутниковый ШПД для физлиц – это новая поляна для приложения сил операторов.

Сергей ПЕХТЕРЕВ, генеральный директор, ГК «Альтегроскай»В России на нем работают пока несколько компаний, но уже ощущается жесткая конкуренция, начались ценовые войны. На рынке В2В большую роль играет репутация, наработанные схемы связи – и изменения будут измеряться в единицах процентов. А в В2С изменения могут исчисляться десятками, если не сотнями, процентов. Здесь возможны быстрые взлеты, это крайне интересный рынок. И именно на нем в ближайшие годы будут происходить основные для VSAT-отрасли события и развернется заметная для постороннего наблюдателя борьба.

Общая проблема для массового рынка спутникового ШПД – высокая загрузка канала при просмотре видеоконтента. Операторы решают ее в основном с помощью тарифной политики. Пионером этого направления стала компания Hughes Network Systems, разработавшая технологию FAP (Fair Access Policy – политика справедливого доступа), применение которой позволяет регулировать скорость скачивания информации из интернета. Каждому пользователю предоставляется возможность загрузить за определенное время определенный объем информации, после чего скорость снижается. Поэтому оператор может заявить высокую скорость, которая держится на протяжении ограниченного времени. А клиент, заплатив $50 в месяц, не сможет непрерывно скачивать фильмы, потому что после определенного объема скачанного трафика скорость в канале упадет. Такой тариф можно назвать тарифом с фиксированной абонентской платой.

Подход FAP соблюдается и в AltegroSky: компания предлагает пять тарифов с фиксированной платой за передаваемый на определенной скорости определенный объем трафика (например, 1250 руб. в месяц за 3 Гбайт на скорости 4 Мбит/с в прямом канале и 2 Мбит/ с в обратном), при достижении которого скорость падает до 64 кбит/с, а абонент имеет возможность оплатить дополнительный трафик помегабайтно (например, 50 коп. за мегабайт).

Надо признать, в России жесткая конкуренция сильно повлияла на тарифную политику операторов. Сейчас у двух основных игроков, AltegroSky и «РуСат», тарифы практически выровнялись – и они вышли на тот рубеж, который на данном этапе находится на грани экономического интереса оператора. В августе нынешнего года наша компания начала предлагать за 6 тыс. руб. абсолютно безлимитный доступ к спутниковому интернету. Его сразу начали покупать. Кто-то постоянно скачивает фильмы через торренты – нам это невыгодно, но пока держимся. Для кого-то 6 тыс. – небольшие деньги, но ему нужен комфорт и гарантии качества. Рассчитываем именно на эту категорию пользователей. Сейчас набираем статистику, такой эксперимент нам важен.

Вторая общая проблема – донесение до широких масс информации о существовании спутникового ШПД как такового, чтобы потенциальные пользователи сами обращались к оператору за услугой. Это поз-волит запустить механизм больших чисел, что в свое время произошло в мобильной связи. Наверное, после «алхимии» с тарифными планами конкурентная борьба между операторами сосредоточится на решении именно этой задачи.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!