Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2015
Евгения ВОЛЫНКИНА  08 сентября 2015

Будет ли свет в конце битовой трубы?

Опасения телеком-операторов по поводу перспектив превращения в тупые битовые трубы для чужого трафика, казалось бы, давно рассеялись. Не тут-то было. Кризисные времена тому виной или очередной виток развития российского телекома, но вновь зазвучали «старые песни о главном».

Еще лет десять назад в телекоммуникационной отрасли начали говорить о новых услугах и о том, что традиционные сервисы ожидает спад. И этот спад действительно наступил. Он наблюдается сегодня не только в России, но и во всем мире, и везде операторы пытаются заняться сервисами и приложениями, которые до недавнего времени они считали для себя неинтересными и непрофильными. Российские особенности диверсификации телеком-операторов стали предметом для обсуждения 4-го международного форума Future of Telecom: Cross-board Business Models & Strategies.

На ниве мобилизации интернета

Г. Хасьянова: «Операторы связи должны не соревноваться с медийными игроками, а кооперироваться с ними»

Однако и в профильной деятельности, к которой относится фактически все, что связано с интернетом, у операторов есть возможности для наращивания доходов. Главным трендом использования интернета сейчас является увеличение потребления видеоконтента. Как отметила президент «Системы Масс-медиа» Гульнара Хасьянова , условия для этого в России есть: ставшая уже стандартной для многих операторов скорость доступа 10 Мбит/с достаточно комфортна для передачи и приема видео­сигнала. Традиционно большинство российских интернет-пользователей считает, что в интернете все бесплатно, но это означает, что за контент платят рекламодатели. Пока львиная доля рынка рекламы в интернете приходится на трафик, передаваемый на настольные ПК. Этот сегмент рынка уже сформировался, определился круг его игроков, для него разработаны критерии эффективности рекламы и инструменты ее измерения.

Но быстрый рост числа мобильных устройств, увеличение скорости доступа и расширение зоны покрытия высокоскоростного мобильного интернета буквально на глазах привели к появлению рынка мобильного трафика и мобильных приложений, который еще не структурирован, но в ближайшие годы будет активно расти. На этом рынке определенное место могут занять телеком-операторы. Они уже знают своих пользователей и их интересы, имеют инструменты измерения аудитории, учета и анализа трафика и на этой основе могли бы вступить в партнерские отношения с рекламодателями и провайдерами мобильных ОТТ-сервисов, обеспечив для пользователей кросс-платформенное потребление контента (например, прием SMS-сообщений во время работы с мобильным приложением).

В облачные лидеры

Еще одна точка роста для операторов – облачные сервисы, которые невозможны без развитой телеком-инфраструктуры. По прогнозам компании Parallels, сделанным в 2014 г., российский рынок облачных услуг будет расти со скоростью 40% в год, аналитики IDC считают, что до 2017 г. рост рынка SaaS-сервисов в России составит 30% в год, а недавний опрос компании SAP показал, что 65% российских ИТ-директоров рассматривают возможность использования облачных сервисов уже сейчас или в течение ближайшего года. Этот тренд невозможно игнорировать.

Понятно, что столь перспективный рынок притягателен для самых разных потенциальных игроков (телеком-операторы, гос­компании, крупные ИТ-интеграторы, дистрибьюторы ПО и даже банки и страховые компании), но чьи возможности стать лидером наиболее реальны? По мнению Алексея Чурина  (SAP), на рынке SaaS-сервисов, ориентированном в первую очередь на сектор SMB, стоимость продажи сложных решений может оказаться для провайдера слишком высокой и тогда крайне важной станет возможность недорогого доступа к большому количеству потенциальных клиентов. В такой ситуации в вышеуказанном списке возможных игроков останутся лишь операторы и дистрибьюторы ПО.

Явный плюс оператора – наличие собственной телекоммуникационной инфраструктуры. Второе важное преимущество – огромная клиентская база и региональное присутствие, т.е. у оператора в регионах уже есть продавцы, которые могут придти к заказчику и предложить ему облачное решение. Однако для использования этих преимуществ оператору надо наладить взаимовыгодные партнерские отношения с поставщиками ПО и серьезно перестроить работу. В частности, ему нужно сформировать отдел продаж с новыми компетенциями и найти новые способы взаимодействия с клиентами.

Если партнерское соглашение с поставщиком ПО предполагает использование дата-центра и бренда последнего, то инвестиции оператора в облачный сервис будут минимальными, и такие партнерства, как показывает практика SAP, уже успешно работают. Использование для облачных сервисов собственного бренда и своей инфраструктуры требует от оператора гораздо более высоких затрат и несет более существенные риски, и к такой схеме, по опыту той же компании SAP, операторы пока не готовы.

Побочный бизнес

Кроме того, операторы, работающие с физическими лицами, могут увеличить ARPU за счет расширения спектра «нетелекомовских» услуг для дома, раз уж умеренные доходы большинства населения страны препятствуют росту спроса на традиционные сервисы. Максим Гарусев  (МГТС) полагает, что в нынешних условиях операторам стоит внимательно рассмотреть возможность выхода за пределы своей традиционной деятельности и создания экосистемы поставщиков и пользователей новых услуг, в том числе тех, которые имеют лишь косвенное отношение к телекому и ИТ.

Ýëüäàð Ðàçðîåâ, íåçàâèñèìûé ýêñïåðò: «Âûèãðàåò òîò îïåðàòîð, êîòîðûé ñìîæåò îñòàíîâèòüñÿ ГЁ ñêàçàòü: äëÿ ìåíÿ äîëãîñðî÷íàÿ ëîÿëüíîñòü àáîíåíòà – ïðèîðèòåò íîìåð îäèí»

Во всяком случае инфраструктура фиксированного оператора позволяет создавать сложные интеграционные проекты для жителей, корпоративных пользователей и городских властей. Жителей могут заинтересовать не только доступ в интернет, но и сервисы, связанные с ЖКХ (контроль воды, тепла, электричества, передача данных в ЕИРЦ, оплата услуг ЖКХ), бытовые и медицинские услуги, сервисы безопасности для квартиры, услуги страхования жилья. Причем все это можно реализовать не только через десктопные, но и через мобильные приложения. Таким образом оператор может превратиться в мобильный супермаркет сервисов для дома и в агрегатора услуг, предлагаемых сторонними подрядчиками. В секторе В2В оператор может предложить услуги видеонаблюдения, системы для умного офиса, облачные и М2М-приложения и т.д. Государственных и муниципальных заказчиков могут заинтересовать проекты для умного города, услуги дата-центров, разработка ИТ-приложений, аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, создание контента для города и т.п.

Реализовать подобные сервисы оператору позволяет не только наличие телеком- и ИТ-инфраструктуры, но также имеющиеся у него сервисные службы, развитые каналы оплаты сервисов, навыки аутсорсинга и опыт работы с большим количеством подрядчиков. И если у оператора уже есть большая абонентская база и выстроены доверительные отношения с клиентами, то он имеет все шансы успешно перейти от телеком-услуг к более широкому спектру сервисов для дома и офиса.

Big Data с умом

Резервом повышения доходов операторов могут стать и накапливаемые ими огромные объемы информации о своих абонентах. Правильный анализ этих данных, в том числе в почти реальном времени на основе технологий Big Data, может немало поспособствовать росту не только доходов от таргетированной рекламы, но и лояльности клиентов, которая пока имеет явную тенденцию к снижению. С одной стороны, смешно слышать, что человеку, явно указавшему при регистрации в Wi-Fi-сети московского метро свою принадлежность к мужскому полу, показывают «женскую» рекламу, но с другой стороны, этот распространенный казус имеет вполне серьезные финансовые последствия, которые сначала ощутит на себе рекламодатель, а потом и сам оператор.

Современные технологии персонифицированного анализа данных, собираемых операторами, позволяют не только показывать «правильную» рекламу, но и напоминать абоненту, улетающему из аэропорта или вернувшемуся в свой город, о необходимости подключения или отключения роумингового тарифа или, например, предотвращать блокировку его банковской карты при попытке расплатиться в магазине за границей. Дело за грамотным применением подобных технологий. А пока к технологиям Big Data у нас отношение довольно скептическое, как к очередному маркетинговому трюку. Хотя положительные примеры их использования за рубежом есть: с помощью Big Data вместе с продуманной системой персонализированных предложений и организацией многоканального взаимодействия с клиентами операторам удавалось заметно сократить отток абонентов и повысить их приток. Вполне возможно, что российские операторы тоже работают в этом направлении, однако создается впечатление, что они стараются зарабатывать не на персонализации и удобстве сервиса, а на том, что клиент вовремя не включил или не отключил какую-нибудь опцию.

Да, выручка от традиционных услуг у операторов сегодня практически не растет или даже снижается. Аналитики Merrill Lynch в своем недавнем отчете заявили, что для стимулирования роста выручки все операторы большой тройки уже готовы начать повышать тарифы. Правда, если это произойдет, то, скорее всего, эта непопулярная мера будет закамуфлирована уменьшением числа услуг, включаемых в состав пакетных тарифов, и увеличением количества платных сервисов. Обоснованность подобных попыток компенсации сокращения выручки весьма сомнительна, ведь рентабельность всех крупных операторов остается на заоблачном для их зарубежных коллег уровне – 30–40% и даже выше, т.е. база для экспериментов с персонификацией, аналитикой и Big Data есть. А без таких экспериментов оператор станет «трубой» сначала в восприятии своих клиентов, а потом и по своей сути.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!