Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  05 мая 2008

В периоде равновесия. Тормозы и драйверы SOA в России

Факторы "pro et contra" в части продвижения SOA в России сегодня примерно уравновешивают друг друга как по численности, так и по силе влияния на участников рынка. Таково "сводное мнение" экспертов "ИКС".

"ИКС": Какие факторы, по Вашему мнению, способствуют  распространению SOA и тормозят его? 

Александр ДавыдовАлександр Давыдов, генеральный директор Naunen: SOA стала нужна компаниям как стратегия. За последние примерно три года в стране произошел перелом в области применения ИТ. Информационные системы из локальных систем, замкнутых в учетных подразделениях, перешли в организацию процессов, в конвейер для сотрудников, и стали критическим ресурсом для организаций, остановка которых останавливает саму деятельность организаций. Раньше это произошло у финансового сектора, ритейла, телекомов, чуть позже - у других отраслей и сейчас очередь подходит к органам государственной власти.







Руслан ДемидовРуслан Демидов, заместитель генерального директора "ВСС-Москва", руководитель Центра интеграции приложений:
Основной объективный фактор  pro - потребность бизнеса (практически во всех отраслях) и органов управления в более полной и оперативной поддержке от ИТ-систем. Такую поддержку могут оказать только “правильно” интегрированные системы. В настоящее время “правильно” –  значит, позволяющие оперативно обеспечивать решение бизнес-задач (за счет применения SOA). Другой важный фактор – появление действительно работающих средств для реализации SOA и активность производителей и их российских партнеров по продвижению. Ну и, конечно, положительный опыт, с появлением которого процесс преобразования в SOA обретает необратимый характер.

Тормозит распространение SOA отсутствие у предприятий ИТ-стратегии или ее рассогласование с бизнес-стратегией; сосредоточенность ИТ-руководителей на решении тактических задач; неспособность ИТ-руководителей обосновать бизнесу затраты на применение SOA (либо «вписать» SOA в существующие проекты). 

Григорий КлимасьГригорий Климась, директор по консалтингу Computer Mechanics: Для успешного внедрения SOA на предприятии необходимо провести большой объем подготовительных работ. В частности, нужно разработать программу действий, охватывающую весь жизненный цикл информационных услуг от их проектирования и развертывания до внедрения в эксплуатацию и последующей поддержки. Такие работы занимают достаточно много времени высокооплачиваемых специалистов, да и само внедрение технологии SOA стоит недешево. Именно стоимость и трудоемкость внедрения являются теми объективными факторами, которые сдерживают широкое распространение SOA.





Василий МорозовВасилий Морозов, директор по развитию бизнеса ЗАО "Телесофт-Россия":
Тормозят - нерешенные в полном объеме проблемы: создания и использования API унаследованных приложений; готовности к использованию и надежности разработанных  сервисов; безопасности и взаимодействия  сервисов внутри ЛВС предприятия (и еще более - вне локальной сети предприятия, например,  в режимах B2B и B2C); отсутствия единых политик и согласованных единых  спецификаций ведущих  вендоров SOA. Тормозом также является поглощение компаний-активных разработчиков  SOA ведущими платформенными вендорами и, как следствие, изменение приоритетов и временная потеря темпов развития.

Способствуют: мощная реклама; широкое распространение Интернет, персональной мобильной связи и необходимого спектра средств вычислительной техники; современные требования ведения бизнеса; наличие на рынке готовых типовых решений SOA (портал предприятия, типовые методики и решения для решения конкретных бизнес-задач предприятия - например, создания и ведения корпоративной НСИ и документооборота); большой выбор предложений и наличие на рынке сравнительно невысоких цен (например, платформы и решения SOA класса Open Source).

Игорь ПичугинИгорь Пичугин, директор по маркетингу IDS Scheer Россия и СНГ: Способствует, в первую очередь, растущее недовольство бизнеса степенью гибкости современных ИС. Системы трудно адаптируются к постоянно меняющимся бизнес-условиям. Перенастройка их на новые бизнес-процессы и бизнес-требования обходится дорого и требует много времени и сил.

Тормозит – неготовность имеющихся на текущий момент версий ИС, даже от ведущих вендоров, к полноценной работе в соответствии с принципами SOA. В этом отношении индустрии не достает единых стандартов на интерфейсы. Вредит также излишняя эйфория и маркетинговый шум по поводу SOA. Из-за этого компании порой пренебрегают базовыми принципами построения ИС, что и становится причиной неудачных проектов. SOA ведь не отменяет необходимости комплексного взгляда на архитектуру компании: она требует высокой культуры ведения проектов, интеграции и качества данных и, конечно, обеспечения информационной безопасности.


Татьяна АлексееваТатьяна Алексеева, ведущий специалист управления по консалтингу OXS (ГК «Оптима»):
Объективные факторы – отсутствие реального опыта и практики. Многие специалисты-практики с настороженностью относятся к «новым реализациям старых идей», стараясь не навредить клиенту. Обширная практика реализованных проектов показывает крайнюю необходимость в построении архитектуры по принципу «общая шина - набор сервисов». В SOA видна эволюция подхода, и эту эволюцию мы уже видели на примере персональных компьютеров: сколько было систем с закрытой архитектурой, но лишь стандартизация общей шины с четко прописанными регламентами взаимодействия привело к успеху IBM PC.

Сильно сдерживающим фактором является и то, что некий стандартный набор сервисов еще не определен (но постепенно начинает выкристаллизовываться). Думаю, что не за годами то время, когда мы будем собирать информационную систему и выбирать ее компоненты так же, как сейчас собираем компьютеры, компонуя жесткие диски, процессор, память, и получая на выходе оптимальную для себя цену и производительность. 

Юрий КозловЮрий Козлов, директор по технологиям Keyintegrity:

Тормозят - гиперактивная  маркетинговая кампания по продвижению SOA ведущими вендорами, иногда напоминающая истерию. Не способствуют и общая консервативность потенциальных клиентов (как системных интеграторов,  использующих готовые проверенные решения, так и потенциальных заказчиков, не имеющих должной квалификации), неуверенность в поддержке  безопасности данных во внутрикорпоративных системах, а также опыт неудачных интеграционных проектов.

Серьезным же движущим фактором считаю поддержку ведущими вендорами SOA-технологий в свих продуктовых линейках, что постепенно делает эти технологии стандартом «де-факто».


Владимир ЛогуновВладимир Логунов, руководитель отдела внедрения дирекции по работе с муниципальными образованиями «Энвижн Груп»:
Нашими ключевыми заказчиками в этой области являются государственные ведомства и организации, а проектами по SOA – построение BPM-систем и систем межведомственного обмена. Зачастую именно затруднения организационного характера и закрытость ряда ведомственных информационных систем являются тормозом для распространения SOA в нашей области. Как правило, это объясняется несовершенством нормативно-правовой базы, отсутствием регламентов информационного взаимодействия или просто нежеланием ведомств предоставлять информацию. Поэтому 75% решаемых в проектах вопросов – вопросы организационного, а не технологического характера. К другим рискам можно отнести высокую стоимость лицензий на инструменты для построения SOA, ведь основную нишу занимают коммерческие продукты ведущих мировых брендов и стоят они недешево. А вот распространению SOA способствует, пожалуй, наличие положительных результатов в этой области и активная поддержка вендоров. Здесь хочется отметить наличие гибких возможностей по лицензированию инструментов.

Роман ТкачевРоман Ткачев, операционный директор "БиАй Телеком": К объективным факторам, способствующим распространению SOA, можно отнести следующие: покупка/поглощения/слияния компаний, каждая из которых имеет собственную ИТ-инфраструктуру (при построении общей ИТ-инфраструктуры без использования принципов SOA не обойтись); требование бизнеса к ИТ – оперативное внесение изменений в ИТ-инфраструктуру, реагирование на новые задачи бизнеса (в выстроенной архитектуре SOA это делать значительно проще); в телекоме или, как сейчас говорят, в инфокоме, это - многократный рост ИТ-приложений, замещающих либо дополняющих сети связи, и необходимость их интеграции в производственные процессы оператора связи.

Факторы, тормозящие переход на SOA: нечетко сформулированные бизнес-преимущества, малое количество реализованных проектов, дефицит опытных специалистов. Компании не всегда понимают, что переход на SOA - это длительный и достаточно сложный процесс. Его осуществление требует четкого плана и постепенной реализации. Иногда ставится сверхамбициозная задача полностью перевести всю ИТ-инфраструктуру на SOA, причем в очень короткие сроки без серьезного обоснования целей и указания конкретных систем, требующих интеграции. Такие проекты заведомо провальны.

Юрий НовохатькоЮрий Новохатько, директор по технологиям «Квазар-Микро»: Одним из факторов, способствующих распространению SOA, может послужить внедрение в компаниях крупных программных решений (например, CRM), которые необходимо интегрировать с существующими информационными системами. Внедрение SOA в таких случаях позволяет снизить общую стоимость владения (TCO) для информационных систем.

Препятствием для распространения SOA служит отсутствие явно выраженного бизнес-заказчика непосредственно для внедрения интеграционной платформы. Поскольку бюджетом в компании в подавляющем большинстве случаев владеют именно бизнес-структуры, ИТ-службам бывает трудно добиться выделения значительных средств на внедрение интеграционной платформы, как инфраструктурного решения. Бизнес-заказчикам, которые размышляют в терминах функциональности, предоставляемой тем или иным продуктом, довольно трудно обосновать необходимость потратить деньги на внедрение интеграционной платформы, поскольку все преимущества от ее внедрения (такие как снижение общей стоимости владения, простота изменения существующих бизнес-процессов и внедрения новых сервисов, и т.д.) остаются для бизнеса неявными. Еще одним препятствием к распространению концепции SOA можно назвать то, что на текущий момент она востребована со стороны крупных и во многих случаях – средних компаний, но остается незадействованной в сегменте малого бизнеса.

Виорел БыткаВиорел Бытка, глава российского представительства Teradata:  Реализация проектов SOA сдерживается недостатком квалифицированного персонала, большой длительностью циклов разработки и введением новых задач, смещающих акценты в сторону технологий Web 2.0.

В результате появляются рискованные проекты SOA без отлаженной системы управления и обеспечения специфическими модулями, которые, вообще-то, не универсальны, - то есть без того, в чем состоит центральная идея архитектуры SOA. Циклы разработки с применением SOA обычно длиннее классических, поскольку требуется определенное время на анализ всего портфеля приложений и создание начального набора модулей. Только после создания портфеля базовых модулей можно реализовать основное преимущество SOA, заключающееся в ускорении реализации процессов. Однако на практике положительная отдача возникает только во время второго или третьего циклов внедрения общих модулей SOA.

Повышенная длительность циклов разработки часто вызывает нетерпение у руководства, склонного требовать немедленной реализации преимуществ. Это вредит долгосрочной стратегии и обычно заканчивается переходом к технологиям Web 2.0, для которых характерны краткосрочные преимущества без надежности и основательности SOA.

В то же время, развитие SOA стимулируется множеством позитивных факторов. В первую очередь следует отметить огромные усилия, прикладываемые разработчиками ПО для создания инструментов и модулей (и даже переработки существующих приложений для платформы SOA). Это упрощает разработку ПО и создает прочный фундамент для реализации готовых к использованию универсальных веб-служб. Во-вторых, следует отметить возможность быстрой разработки новых бизнес-процессов и компоновки больших монолитных приложений. Это особенно важно в России, где бизнес-процессы не всегда соответствуют западноевропейской модели ведения бизнеса. Наконец, пионеры разработки приложений SOA создали много практических наработок, помогающих значительно сократить риски и ускорить внедрение эффективных методик разработки.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!