Рубрикатор |
Статьи |
23 января 2009 |
Дистанционное образование в России: требуется господдержка
Новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию. ИКТ должны играть ведущую роль в создании новых форм обучения, начиная с дистанционного образования и заканчивая созданием полноценных виртуальных высших учебных заведений. Но что же происходит на деле? Об этом размышляет Е. К. Миннибаев, ректор Восточной экономико-юридической гуманитарной Академии, профессор, доктор исторических наук.
На мировом фоне
Быстрые темпы роста развития ИКТ в странах, избравших образование своим приоритетом, привели к тому, что в мире еще в 2005 г. численность студентов, получающих открытое дистанционное образование, впервые превысила количество студентов, проходящих традиционное очное обучение (сравните: более 100 млн. против 97 млн. человек). Сетевые вузы западных стран охватывают сотни тысяч учащихся разных континентов и обеспечивают современным кадровым потенциалом высокотехнологичные отрасли экономики.
Ожидается, что объем мирового рынка услуг на основе дистанционных образовательных технологий будет расти очень быстро. Если в 2007 г. в мире на основе этих технологий было оказано услуг на $33,6 млрд., то к 2010 г. эта цифра может возрасти до $52 млрд.
Прогнозы развития рынка дистанционного обучения в России были тоже очень оптимистичными. Его объем должен был увеличиться с $170 млн. в 2007 г. до $1,5 млрд. к 2010 г. Однако сегодня все больше экспертов говорят об отсутствии реальной политики государства по развитию дистанционного образования в стране. Более того, в результате ограничений, вводимых в последнее время, можно наблюдать сворачивание его сети.
Вызывает сомнение и выполнение ФЦП «Развитие образование на 2006-2010 г.г.» в части, предусматривающей увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования с использованием методов дистанционного обучения с 5% в 2006 г. до 20% к 2010 г. По имеющимся у меня данным, сегодня доля таких выпускников в России составляет 8%.
По мнению экспертов, только ограниченный круг вузов в России приступил к использованию технологий дистанционного образования 3-го поколения – основанного на интерактивном общении через Интернет. А между тем в мире быстрыми темпами растет мобильное обучение. Объем мирового рынка разработки технологий и контента для m-learning, а также оказания мобильных образовательных услуг оценивается в $96 млрд.
CПРАВКА ИКС |
Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия зарегистрирована в январе 1993 г. в Уфе. В 1996 г. открыла первые пункты дистанционного образования. С 1998 г. Академия интенсивно наращивает их количество в различных регионах России. Сегодня созданный при Академии Институт современных технологий разрабатывает и реализует собственную систему дистанционного профессионального образования с использованием информационно-коммуникативных технологий в полном объеме. Особый предмет гордости ректора – электронная библиотека новейшей учебной и учебно-методической литературы на 7000 наименований электронных учебников и учебных пособий, полная база тестовых материалов и корпоративная информационная система управления вузом. |
Уже сейчас от государства и общества требуется создавать принципиально новую динамичную систему профессионального образования, готовящую специалистов, способных постоянно и кардинально обновлять знания, умения и навыки на протяжении всей их жизни. Необходимость модернизации российского образования признана всеми. Однако идея о том, что использование инфокоммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения являются наиболее адекватным решением этой проблемы, до сих пор имеет много противников.
В результате отечественное образование по-прежнему ориентируется на потребности индустриального общества, а страна находится в арьергарде движения к обществу информационному. Так, например, по показателям готовности стран к сетевому миру Россия находится на 66-м месте, по использованию ИКТ в учебном процессе на 71-м, по уровню развития человеческого капитала на 38-м. (Последний показатель характеризует уровень образования населения, специалистов в области ИКТ, навыки и опыт использования ИКТ и нек. др.).
По данным Всемирного Банка, в России за счет природного фактора обеспечивается около 40% достигнутого уровня национального благосостояния. Получается, что, если не брать в расчет нефть и газ, то своими руками и своей головой мы не сможем обеспечить себе достойную жизнь.
В условиях кризиса становится ясным, что либо мы волевым усилием власти и образовательного сообщества создаем в России инновационную систему непрерывного образования, либо надолго откладываем решение масштабной задачи перехода к экономике, основанной на знаниях, и многих других актуальных и амбициозных задач.
Тернии в венке российского образования
Наиболее серьезной проблемой современного российского образования является крайне слабое ресурсное обеспечение. Его низкий уровень не позволяет даже говорить о развитии серьезной интеллектуальной, технической и технологической инфраструктуры высшей школы в целом. Сегодня расход средств на обучение одного студента в России примерно в 6 раз ниже, чем в США.
А ведь не за горами 2010 г., когда с выходом России на рынок общеевропейского образования к материальной базе, к финансовому состоянию вузов и к качеству профессиональной подготовки будут применяться совсем иные критерии.
Крайне мало ресурсов для образования и у населения нашей страны. В частности, 35% сельского населения, 29% населения малых городов, 23% населения больших городов и 17% населения столиц говорят сегодня о недоступности для них высшего образования, тогда как все больше государств вставит перед собой задачу перехода к всеобщему высшему образованию.
Как мы уже говорили, ключом к решению этой проблемы могло бы стать широкое распространение высших учебных заведений, применяющих дистанционные обучающие технологии (ДОТ).
В настоящее время более половины российских вузов заявляют о том, что применяют технологии дистанционного обучения при реализации программ профессионального образования. Тех же, кто полностью реализуют профессиональные образовательные программы на основе ДОТ, по данным Минобрнауки РФ, пока только 8% .
Согласно этим же данным, наиболее активно используются технологии дистанционного образования в 20 вузах, среди которых Дальневосточный государственный университет, МГТУ им. Баумана, Томский государственный университет и Томский университет систем управления и электроники. К списку я бы добавил еще МЭСИ, МИЭМ, РосНОУ, ВЭГУ и еще несколько вузов.
Кроме того, учебный процесс на основе технологий дистанционного обучения по данным Министерства осуществлялся более чем в 100 техникумах и колледжах и 21 заочной школе, расположенных в областных центрах РФ.
Эксперимент по использованию дистанционного образования, который проводился в 1997-2002 г.г. Министерством образования РФ, показал «необходимость и государственную значимость развития дистанционного обучения в России при непременном обеспечении его высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам».
Вместе с тем, серьезным тормозом этого самого развития сегодня является несовершенство действующей нормативно-правовой базы. Более того, в настоящее время принимаются решения, усугубляющие положение инновационных вузов, активно использующих ИКТ. Так в результате исключения из нового «Типового положения о вузе» статьи, которая предусматривала проведение консультаций и промежуточной аттестации студентов заочного и дистанционного обучения преподавателями головного вуза в его представительствах сократилось число представительств, предоставляющих студентам доступ к информационным ресурсам вузов.
К тому же, практически во всех регионах РФ обострилась недобросовестная конкуренция, следствием которой стало «выдавливание» административными методами представительств и филиалов вузов из других регионов страны и даже из столиц. Надо ли говорить о том, что это серьезным образом скажется на доступности и качестве образования?
Несколько конкретных предложений
Мне кажется, сегодня стране необходима специальная программа по развитию инновационного образования с использованием инфокоммуникационных технологий в целях развития информационного общества. Экономический кризис с его социальными и трудовыми проблемами сделал эту программу еще более актуальной и практически неизбежной.
Очень важно как можно скорее осуществить переход к активному применению ИКТ в процессе управления российским образованием. Для этого государству целесообразно простимулировать разработку в вузах новых педагогических технологий и методики использования ИКТ, организовать систему профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и сотрудников, занятых в сфере управления образованием.
Кроме того, считаю необходимым внести изменения и дополнения в законодательные акты и нормативные документы, регулирующие типологию, деятельность сетевых инновационных вузов, определяющие условия и порядок их лицензирования и государственной аккредитации. Требуется также разработка и системы новых нормативных документов, регламентирующих принципиально новые процессы, нормативы, организацию труда, отношения с потребителями услуг и другие вопросы деятельности сетевых учебных заведений дистанционного образования.
Благодаря этому мы сможем обеспечить условия для развития равноправной конкуренции вузов в привлечении средств населения и бизнеса, в повышении эффективности и качества работы образовательных учреждений.
Господдержка понадобится и при создании крупных централизованных образовательных электронных ресурсов, цифровых библиотек и организации сети общественных центров доступа к ним.
Все это уже сейчас настоятельно требует многократного увеличения технических и сетевых возможностей как в регионах, так и в целом в Российской Федерации.
Таковы, на мой взгляд, основные проблемы российского дистанционного образования и пути их решения, в самом начале которых мы сейчас находимся и решать которые в сложных кризисных условиях необходимо решительно и быстро.
Подготовлено по материалам выступления на конференции MOSCOW Education Online 2008