Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Плюсы и минусы компьютерной "персонализации"

18 июня 2012

"Персонализация всего и вся" - одна из основных тенденций технического прогресса последних столетий и яркая примета нашего времени. Такое мнение выразил на состоявшейся в американском городе Сан-Хосе конференции по развитию социальных сетей один из "отцов-основателей" интернета, "главный интернет-евангелист" и вице-президент компании Google Винтон Серф.

Современные технологии способны сделать любого человека хоть "издателем", хоть "вещателем", причем потенциально с многомиллионной аудиторией, пояснял он тоном, не оставляющим сомнений в том, что в его глазах это безусловное благо. Но другие участники конференции считают, что у этого процесса есть и оборотная сторона.

Серф рассказывал, как в 1973 году они с Робертом Каном разработали первые протоколы для пакетированной передачи цифровой информации и как 1 января 1983 г "был включен Интернет, каким вы его знаете". Сейчас, по его словам, глобальная паутина состоит из "примерно 400 тыс взаимосвязанных сетей", которыми пользуются в общей сложности около 2,3 млрд человек по всему миру.

Соответственно "евангелист" считает, что ему необходимо "обратить" в свою компьютерную веру еще приблизительно 4,5 млрд землян. На его взгляд, это вполне можно сделать "до конца текущего десятилетия", поскольку в последние 12 лет рост глобальной сети составлял примерно по 15,5% в год. А на заре своего существования она вообще ежегодно удваивалась.

По оценкам Серфа, сейчас в постоянном доступе в сети находятся по меньшей мере 900 млн компьютеров и "облачных" систем с фиксированными адресами. Кроме того, имеется, "наверное, вдвое больше" машин, "эпизодически подключающихся к сети", включая персональные компьютеры, мобильные телефоны, планшетники и тп.

Изначально интернет был рассчитан примерно на 4,3 млрд адресов. Однако, в феврале нынешнего года этот запас был исчерпан, и буквально в день выступления Серфа началась постоянная эксплуатация нового протокола, позволяющего создать до 340 триллионов триллионов триллионов адресов.

Система приема-передачи оцифрованной информации изначально не предназначалась ни для чего конкретно, и именно поэтому ее удалось приспособить для решения практически безграничного круга задач, заявил специалист. И привел целый ряд примеров - от электронного книгоиздания до автомашин без водителя, созданных компанией Google и безаварийно проехавших уже 400 тыс миль; от "искусственного разума", позволяющего, например, делать довольно качественные переводы с языка на язык, до радиоуправляемых электролампочек и компьютеризованных досок для серфинга. В перспективе Серф, большой ценитель и знаток вина, мечтает оснастить индивидуальным датчиком каждую бутылку в своем погребе, и научить машину точно распознавать винные этикетки.

По составу участников конференция была ориентирована в основном на вопросы безопасности. И в этой сфере примеры приводились не менее яркие: скажем, "умные" мобильники со встроенной программой банковских расчетов, оказавшейся на поверку делом рук мошенников. Или целый огромный блистающий огнями "фирменный" магазин Apple, о котором сама эта компания не имела понятия, поскольку он был построен и управлялся китайской мафией.

Террористы и экстремисты тоже пользуются новейшими информационными технологиями. Самый чудовищный пример из обсуждавшихся на форуме - атака 2008 года на индийский Мумбаи, когда "два десятка человек поставили на колени 20-миллионный город". У боевиков имелся свой оперативный центр, куда в режиме реального времени стекалась информация из всех открытых источников, включая и сетевые.

После просмотра этой и другой подобной хроники один из американских экспертов-"силовиков" в сердцах сказал о сетевых компаниях: "Они, видите ли, развивают бизнес, а нам потом вот такие вещи расхлебывать". Но представители Facebook и Twitter на конференции говорили, что не могут и не станут ограничивать "свободу слова" своих клиентов за исключением случаев очевидного нарушения закона. Сами военные в США считают, что пытаться обуздать интернет бесполезно, а надо просто стараться не отставать от его развития и использовать его в своих интересах.

Некоторые наблюдатели связывают с развитием сети опасность интеллектуального подчинения человека машине. Судя по их выступлениям, инженеры и маркетологи из сетевых компаний понимают "персонализацию" несколько иначе, чем "евангелист" Серф.

Как пояснял интернет-активист и автор книги The Filter Bubble ("Фильтрующий пузырь") Илай Паризер, интернет-компании собирают информацию о своих клиентах, следя "за каждым нажатием кнопки на клавиатуре". Формально предлог вполне благовидный - "лучше обслужить", "предложить то, что нравится". На деле же, как Паризер подтверждал экспериментально, "фильтрация" оборачивается тем, что человеку предлагаются по вкусу не только товары и услуги, но и новости, и ссылки на единомышленников. По его словам, при поиске в Google в одно и то же время на одни и те же ключевые слова разные люди на разных компьютерах получат разные, подобранные "под них" результаты.

Паризер цитировал нашумевшее пару лет назад высказывание руководителя Google Эрика Шмидта: "Мне на самом деле кажется, что большинство людей хочет не того, чтобы Google отвечал на их запросы. Они хотят, чтобы Google им сказал, чем им дальше заниматься".

 

Источник: ТАСС-Телеком

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.