Rambler's Top100
Все новости Что посетить

От концепции до реформы: перспективы телевещания в России

11 февраля 2008

В день открытия 10-й юбилейной выставки CSTB в МВЦ «Крокус Экспо» на круглых столах обсудили наиболее актуальные на сегодня вопросы отрасли: Концепцию развития телерадиовещания в России и конвергенцию услуг широкополосного доступа.

Концепция развития телерадиовещания в России, принятая правительством РФ в ноябре 2007 г. дала старт к разработке федеральной целевой программы, которая как раз и должна прописать все тонкости и детали перевода эфирных сетей на цифровую форму вещания. Но пока вопросов остается больше, чем ответов, говорили участники первого круглого стола.


«Принятие Концепции - это реальный шаг вперед, определены правила игры, обозначены те государственные ресурсы, которые будут использованы, - говорит Геннадий Скляр, генеральный директор ФГУП «РТРС». - Во-первых, появился официальный документ, в котором изложены все проблемы и обозначены возможные пути их решения. Во-вторых, определены этапы внедрения цифрового вещания. Также важно, что правительство утвердило план предстоящих мероприятий по этому вопросу. Но это всего лишь первый шаг, вся работа еще впереди». Так, одной из важных проблем, по-прежнему, остается регулирование вопросов нормативно-правового характера. «Идея цифровизации – это не просто замена аналоговых передатчиков на цифровые, это изменение всей цепочки юридических и финансовых взаимоотношений между правообладателями, рекламодателями, вещателями, операторами связи и абонентами, - подчеркивает Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России. - И пока не будет проработана вся юридическая модель, говорить о том, что концепция имеет сегодня окончательный вид, невозможно».


Геннадий Скляр также указал на то, что ключевым вопросом при реализации Концепции является разработка территориально-частотного плана для целей телевещания в цифровом формате. Отсутствие частотного плана как одну из самых важных проблем обозначил и Александр Малинин, заместитель генерального директора ВГТРК: «На сегодняшний день отсутствует договоры с шестью нашими соседями: с Китаем, Монголией, Северной и Южной Кореей, Японией, Америкой. Это означает, что на 50% нашей границы нет согласованного частотного плана. Две недели назад Китай объявил о принятии программы цифровизации. При этом мы все понимаем, что китайцы быстрее будут развивать свои сети, и захват приграничных частот будет происходить по факту». Еще одна не менее существенная проблема, которая может стать технологическим ступором при переходе на «цифру», - это состояние приемного парка у населения, подлежащего модернизации.


В ходе дискуссии был затронут вопрос будущего порядка лицензирования деятельности по вещанию и трансляции сигнала. Пока остается решение на сохранение двух лицензий - вещательной и трансляционной, но сложившаяся ситуация диктует изменение системы лицензирования. Эдуард Сагалаев, президент НАТ высказался за то, чтобы выдавалась так называемая универсальная лицензия, которая бы давала право телекомпании-вещателю распространять любое количество телеканалов в любой среде распространения.


Участники дискуссии также отметили, что реализация Концепции приведет и к новой картине рынка телевещания в стране. Количество доступных населению каналов, распространяемых по эфиру, существенно вырастет. В свою очередь это приведет к усилению конкуренции на рынке. «Если мы говорим о пакете каналов свободного доступа, то здесь эфирные вещатели и кабельные операторы – союзники. А вот когда мы заговорим о маркетинговой стратегии распространения и бизнес-моделях предоставления населению каналов условного доступа в эфирном цифровом формате, тогда эфирные вещатели и кабельные операторы станут конкурентами, - говорит Елена Злотникова, вице-президент НАТ, заместитель генерального директора «ТВ Центр». «Здесь надо понимать одну простую истину – ресурс кабеля бесконечен, ресурс эфира – конечен, - в свою очередь отмечает Юрий Припачкин. - Более того, ресурс эфира распределяется между различными видами бизнеса. В этом плане кабель движется в направлении интеграции услуг, в том числе, к интеграции интерактивных услуг. Эфир здесь будет всегда проигрывать с точки зрения организации бизнеса. Поэтому можно конкурировать в области доставки эфирного цифрового пакета, но при этом надо понимать, что прибыль рождается не здесь, а в комплексе услуг». Также относительно конкуренции в эфире и кабельных сетях г-н Припачкин высказался за создание единого государственного оператора для распространения телесигнала по эфиру.


Свое мнение по вопросу конкуренции высказал Эльдар Разроев, генеральный директор «Система Масс-Медиа»: «Сейчас время конвергенции технологий, о телевизионной среде уже говорить неактуально, нужно говорить о медийной. Цифровизация позволяет достигнуть подобного слияния, сделать эту среду интерактивной и добиться персонализации. В кабельных сетях переход на «цифру» предполагает достижение этих трех целей. В эфирном вещании это невозможно по определению. Там ключевым фактором является повышение качества сигнала и предоставление большего количества контента. Мы идем разными путями к разным целям».


В заключении выступающие еще раз подчеркнули, что принятая Концепция – это всего лишь первый существенный шаг на пути решения такого глобального вопроса как цифровизация. По-прежнему, главной задачей остается обеспечение плавного и безболезненного перехода на цифровое вещание для зрителя, а также такие вопросы, как нормативно-правовая база, установление новых правил аккредитации и лицензирования участников рынка, обеспечение доступа к услугам цифрового телевидения малообеспеченных слоев населения.


Прозвучали интересные прогнозы распределения абонентской базы по типам вещания после телереформы. Мнения по этому вопросу существенно разошлись. Так, по оценке Андрея Семерикова, генерального директора «ЭР-Телеком Холдинг», к 2015 году из 45 млн. домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн., услугами спутникового телевидения – 15 млн., остальные 5 млн. – услугами эфирного телевидения. Елена Золотникова считает, что 55-60% абонентов придется на эфирное ТВ, 30-35 % - на кабельное и 10-15% - на спутниковое.


В ходе дискуссии второго круглого стола, посвященной взгляду операторов на конвергенцию услуг широкополосного доступа, внедрение новых сервисов и перспективы развития, выступающие подчеркнули, что пока дополнительные услуги в сетях кабельного телевидения не приносят операторам особого дохода. «Удельный вес этих доходов маленький, не превышает одного процента, - говорит Татьяна Толмачева, управляющий партнер агентства iKS-Consulting. – В среднесрочной перспективе дополнительные услуги не станут основным источником генерации доходов для операторов кабельного телевидения. Тем не менее, очень важно рассматривать их развитие как инструмент привлечения или удержания абонентов».


Выступающие отметили, что сейчас для клиента становится особенно важным получение всех услуг от одного оператора (triple play, q
uad play). А по заявлению Сергея Гусева, заместителя генерального директора «ЭР-Телеком Холдинг», их компания уже предоставляет seven play. Выступающие подчеркнули, что triple play стоит рассматривать как единую информационную магистраль, внутри которой оператор предоставляет, а абонент выбирает те услуги, которые ему интересны. «И самое важное здесь - услуги должны быть взаимоувязаны. То есть это и управление одним лицевым счетом, и возможность при интерактивном телевидении иметь стыковки этой услуги с Интернет-телефонией и т.д.», - говорит Виктор Пинчук, генеральный директор «Национальных кабельных сетей».

Что касается мобильного ТВ, то те пилоты, которые были проведены в других странах, и те коммерческие сети, которые предоставляют услуги мобильного телевидения уже на массовой основе (Южная Корея, Италия и т.д.), показывают: пока речь идет о линейном вещательном телевидении, мобильность не вносит принципиальных изменений в модель телесмотрения. «Люди воспринимают мобильный телевизор как карманную модель своего домашнего телевизора, - говорит Виталий Шуб, заместитель генерального директора «Система Масс-медиа». - И 50-70% просто хотят продолжать смотреть свои любимые телепередачи в той ситуации, когда они находятся вдали от телевизора. А это дает колоссальную дополнительную надежду и шансы на успех. Мы можем конвергировать различные виды телевизионных сервисов не только на стороне контента, но и на стороне бизнес-моделей и моделей телесмотрения. Мы можем проецировать многие вещи из нашей практики проводного широкополосного телевидения на мобильную сферу».

Подводя итоги, выступающие еще раз подчеркнули важность развития услуг как средства формирования лояльности абонентов. Если не будет появления новых услуг, то произойдет элементарная потеря интереса у клиентов. Далее будет потеря лояльности, а затем - переход к другому оператору, который постоянно работает с абонентом, его понимает, исследует его запросы, контролирует и даже формирует его потребности. Надо создавать некую матрицу технологий, информационных потоков, которыми можно и нужно управлять, создавая каждый день новые потребности и новые услуги.

Источник: МИДЭКСПО

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.