Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 14 марта 2013

Поколение «Интернет»

Результаты исследований, проведенных Фондом Развития Интернет и Левада-центром, ошеломляют: 87% детей и подростков в возрасте 12-16 лет выходят в Интернет ежедневно, остальные делают это не так часто, но при этом Всемирной Сетью пользуются все. Показатели их родителей выглядят совершенно иначе…

О том, что нынешние дети и подростки не мыслят свою жизнь без Интернета, говорено немало. Но тем не менее статистические  данные, представленный Фондом развития Интернет в рамках международной конференции по обеспечению детской безопасности и цифровой грамотности в Интернете, поражают: почти 90% детей в возрасте 12-16 лет выходят в Сеть ежедневно. Для сравнения, среди их родителей таких активных пользователей гораздо меньше – 55%. Не реже раза в неделю в Сеть выходят 11% детей и 23% родителей, не реже раза в месяц - 1%и 5% соответственно, реже раза в месяц – 1% и 2%, и, наконец, совсем не пользуются Интернетом, по данным опроса, 15% родителей. Среди детей таких нет вообще. Причем уверенными пользователями Интернета себя считают 76% детей и только 53% родителей.

Все участники отрасли – представители компаний, и регулирующий органы, и общественные организации – отмечают, что Интернет из «настольной» услуги уже почти полностью перешел в разряд услуги мобильной. Он становится удобным, доступным и повсеместным. В этом явлении много плюсов, но, если говорить применительно к детям, то такое проникновение Сети чревато опасностями. Вернее, еще большими опасностями, нежели использование Интернета дома или в школе, под (предположительно) надзором взрослых.

Отягощают ситуацию и еще два момента, выявленные в ходе исследования РАЭК: во-первых, молодежь доверяет информации из Сети больше, чем  полученной по какому-либо иному медийному каналу, а во-вторых, в России у Сети явно заметна «социальная» составляющая – аудитория соцсетей составляет 99,7% от среднесуточной аудитории Рунета. И подростки присутствуют в соцсетях более чем активно.

О том, что в Сети размещено огромное количество контента, с которым детям не стоит встречаться, говорят уже много лет. И столько же лет принимаются разнообразные инициативы для защиты их от этого контента. Всевозможные фильтры и установки контроля, уроки компьютерной грамотности, воспитательная работа с детьми и родителями, работа добровольных и общественных комиссий и фондов, наконец, пресловутый закон о «черном списке» сайтов… Все это делается для того, чтобы сделать присутствие детей в Сети максимально безопасным.

Некоторая парадоксальность ситуации заключается в том, что, хотя «борьба за детей» ведется не первый год, наиболее действенными оказались шаги государства. По словам Алексея Волина, заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ, причина этого в том, что население России привыкло доверять именно государству. А еще одной причиной он назвал отсутствие какой-либо инициативы со стороны игроков отрасли.

Присутствовавший на конференции директор РАЭК Сергей Плуготаренко, как раз и представлявший игроков отрасли, признал, что компании действительно расслабились, в результате его теперь оказались в положении «догоняющих», но полученный от государства урок, по его словам, не пройдет даром.

Между тем, опыт европейских стран говорит как раз о том, что для того, чтобы дети в Интернете чувствовали себя если не совсем свободно, то все же сравнительно безопасно, и их шанс встретиться с непредназначенным для их глаз и ушей контентом был сведен к минимуму, для этого не нужно государство. «Правительства существуют ограниченное количество времени, - отметил Андреа Парола, координатор коалиции ЕС «Безопасный Интернет детям», - а Интернет остается». Пользователи Интернета не должны зависеть от убеждений кабинета министров или законопроектов. Поэтому европейские страны для безопасности Сети выбирают саморегуляцию. Так, два года назад 24 компании, работающий на территории Евросоюза, пришли к единому мнению, что Интернет должен быть саморегулируемым. Поэтому, например, компании Nokia и RIM (сейчас - Blackberry) в рамках этого соглашения уделяют особое внимание установкам родительского контроля в своих устройствах. А Google и Facebook имеют специальные службы, которые в режиме 24х7 отслеживают контент на тему его соответствия нормам безопасности.

В России подобных отраслевых соглашений пока нет, а следование тем или иным правилам безопасности достигается в основном из-под палки.

Безусловно, нельзя сказать, что для безопасности детей в Сети не делается ничего или делается мало. Напротив, работа происходит постоянно и на самых разных уровнях – от уровня семьи и школы до уровня гос.политики. Кстати, если с последней все более-менее на слуху, то первый «педагогический» уровень не так часто попадает в фокус СМИ. А между тем, например, сейчас в ряде регионов идет апробация новой учебной программы, подготовленной Фондом Развития Интернет, которая получила название «Цифровая грамотность и безопасность в Интернете». Этот курс рассчитан в первую очередь на педагогов, потому что родители возлагают на школу большие надежды, а учителя, что греха таить, пока значительно отстают от своих подопечных в области высоких технологий. Предполагается, что новый курс, в котором смогут совместно работать и учителя, и дети, и, быть может, родители, повысит уровень ответственности и осмотрительности при пользовании Сетью.

В рамках конференции – в свете разговоров о борьбе с противоправным контентом – была выявлена еще одна сложность. Дело в том, что в разных странах противоправным контентом считается далеко не одно и то же. Пожалуй, наибольшее единодушие вызывает необходимость борьбы с детской порнографией. А вот что касается например, наркотиков или суицида, то, попадая на территории России под запрет, в том же Евросоюзе такие сайты могут вполне благополучно существовать. И пока еще нет отработанного механизма и взаимопонимания, что делать с таким контентом глобально.

Екатерина ШЛЫК

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.