Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Юлия БЕЛОУС 07 июня 2013

Информационным системам нужен закон

Устаревшие ГОСТы, архаичные правила ЭДО, отсутствие стандартов при составлении госконтрактов, недофинансирование ИБ — вот лишь краткий список "булыжников" на пути улучшения ситуации в сфере стратегических информационных систем в России. 

Александр Баранов, ФНС. Справа-Владимир Будзко, заместитель директора по научной работе ИПИ РАН.

На днях Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям провёл «круглый стол» на тему «Состояние и перспективы развития стратегических информационных систем в России. Законодательные аспекты», в ходе которого представители государственных и коммерческих структур попытались выяснить основные причины торможения развития стратегических информационных систем в России.

Практически всеми участниками "круглого стола" было признано, что существующее законодательство не отвечает современным требованиям стремительно развивающегося мира IT, начиная с документооборота и заканчивая государственными заказами в данном секторе.

Михаил Сенаторов, заместитель председателя Банка России, отметил: «Закон о бухгалтерском учёте требует подписания на бумажном документе, а большие информационные системы необходимо переводить в электронный вид. Нужны законы, которые бы давали право управлять, распоряжаться, хранить, обрабатывать электронные  документы.  Но прежде чем создавать закон, нужно их идентифицировать. Создание новых больших информационных систем будет невозможно из-за преград в старом законодательстве».

Ещё одна проблема — иностранные производители программного обеспечения, приспособленные к другой системе регулирования, а  отечественные разработки часто не отвечают требованиям заказчиков.

Любопытные цифры были озвучены в докладе представителя коммерческого сектора Андрея Черногорова, генерального директора ОАО «Электронная торговая площадка Газпромбанка». «Невозможно управлять тем, что нельзя измерить — это ключевая  проблема, с которой сталкивается большинство операционных систем в нашей стране. Государственное финансирование достаточно обширное. По нашему анализу сайта zakupki.gov.ru, через который проходит 100% государственных контрактов, выявлено около 30 тысяч контрактов в сфере IT — некоторые из них пересекаются по темам — по закупке информационных систем. В сумме эти контракты составляют порядка 20 миллиардов рублей при том, что мы не учитываем  сектор предприятий с государственным участием, а берём только данные сектора государственных органов исполнительной власти. Иначе в общей сложности мы получим порядка 100 миллиардов, согласно исследованиям НАИРИТ. Исходя из этих данных, получается, что  исключая закупки Министерства обороны по вооружению, IT — третья категория по объёму затрат: больше только социальные программы и здравоохранение.  Поэтому на уровне государства недооценивать эту сферу невозможно", - сказал Черногоров.

Что же касается стратегических информационных системах, то четкого их определения нет: нужно для начала установить критерии, к которым можно отнести количество пользователей, бюджет реализации и критичность решаемых задач данной системы. "Если за порог начальной цены взять 50 миллионов рублей, чтобы считать систему стратегической, то таких государственных закупок в прошлом году у нас было 197, что составило в этом классе 70% всех закупаемых государством систем по объёму финансирования — около 14, 6 миллиардов рублей по результатам прошлого года", - подсчитал спикер.

По словам Черногорова, есть ряд проблем, которые выявляются при таких закупках. Во-первых, сами закупки представляют собой "эдакий чёрный ящик: на входе требования, а на выходе подрядчики", то есть совершенно непрозрачен механизм выбора и заключения соглашений. Также необходимо усовершенствовать законодательство, потому что требования совместимости и качества исполнения на данный момент отсутствуют, новых стандартов не создавалось уже лет 20, в то время как ситуация за это время изменилась кардинально. Единственные стандарты на данный момент —  это стандарты документирования.

Также полностью отсутствуют единые требования к стандартам обслуживания стратегических информационных систем: стоимость обслуживания в разы превышает первоначальную стоимость системы. "Таким образом  реализуется коррупционная схема, когда заказывается относительно дешёвая система, а государственный орган садится на виртуальную иглу и вынужден обращаться за поддержкой и доработкой к тому же подрядчику, который её создал, - отметил Черногоров. - Тест на обслуживание таких систем — Service  Level Agreement — вполне стандартный аспект, который надо прорабатывать на законодательном уровне".

Нельзя не учитывать и отсутствие систем обоснования финансирования и критериев успеха решения задач IT-проектов, так как иногда при пересчёте в человекочасы получается, что было бы проще нанять тысячу человек, которые выполнили бы задачу в десять раз дешевле, а не строить систему. "То есть должно быть чёткая схема технико-экономическое обоснование реализации IT-решения и это должно быть обязательной частью жизненного цикла., - подытожил докладчик. - Важно дисциплирование при планировании закупок. На графике распределения количества контрактов по месяцам года можно увидеть, что  деньги все скидываются в октябре-ноябре и контракты к концу года чудесным образом закрываются: крупные IT-системы на миллионы рублей реализовываются за несколько месяцев. Естественно, это полнейшая профанация и данный вопросы также должны быть отрегулированы на законодательном уровне, ведь все проблемы —следствие отсутствия каких-либо нормативов и требований к жизненному циклу и методам планирования».  

По данным, озвученным на мероприятии, на модернизацию сайта госзакупок  было портачено около 778 миллионов рублей, что, в виду отсутствия требований к качеству обслуживания и производительности решения, привело к астрономическим, в общем-то, тратам с плохим результатом - "30% времени", по оценке Черногорова, сайт недоступен.  А вот на весь сектор информационной безопасности выделяется в разы меньше средств, чем на этот сайт, говорит  Александр Баранов, представитель Федеральной налоговой службы,  хотя это «задача сложная и национальная».

Он выделяет три основных критерия, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Во-первых, это сертификация и разделение по сегментам, иначе получается смешение порой несовместимых вещей. Во-вторых, построение из уже упорядоченных элементов общей системы. И, наконец, непостредственно легализирование.

Подвести итог, наверное, стоит положениями доклада Владимира Будзко, заместителя по научной работе Института проблем информатики РАН. Помимо основных вышеназванных проблем АИС, он ознакомил всех присутствующих с  отчётом  McKinsey Global Institute, в котором обозначены первые четыре технологических прорыва, которые преобразуют жизнь, бизнес и глобальную экономику. Это мобильный интернет, автоматизация умственного труда и предсказательная аналитика, интернет в вещах и облачные технологии. Владимир Будзко предлагает осуществлять  выбор варианта системы с учётом совокупной стоимости владения (не менее 5 лет), изменить порядок финансирования, создавать ИТ-инфраструктуры общего пользования (частное облако для государственных систем). Он делает  акцент на том, что нужно обязательно следовать ГОСТам, провести их доработку, но, в то же время, повысить ответственность заказчика. А также докладчик призвал совершенствовать систему подготовки кадров с учётом новых вызовов.

Кадры... Специалисты разных сфер деятельности хватаются за головы, когда речь идёт о молодых специалистах. Кирилл Корнильев, глава представительства IBM, тоже сделал упор на проблеме нехватки квалифицированных кадров в отрасли, хотя каждый год выпускается 34 тысячи специалистов: он советует обратить серьёзное внимание на то, что сейчас происходит в системе образования.

Юлия БЕЛОУС

 

 

 

 

 

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.