Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2008 | ![]() |
![]() |
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  | 30 апреля 2008 |
Кладовые цифрового контента
Сегодня рост доходов практически во всех сегментах телеком-рынка отстает от темпов роста самих этих сегментов. Основную долю доходов от мультисервисных услуг составляет доступ в Интернет. В денежном выражении цифровой контент – прибыльный, хотя и не очень крупный, бизнес. Он важен не столько финансовым весом, сколько ролью драйвера, и не только отрасли, но и социального развития в целом. Доступ для каждого – с любого устройства к любому контенту из любого места!
Покажи деньги!Сегодня рост доходов практически во всех сегментах телеком-рынка отстает от темпов роста самих этих сегментов. Основную долю доходов от мультисервисных услуг составляет доступ в Интернет.
Желающих впустить в кладовую цифрового контента немного. Как уверяет один из наших экспертов, никто вам о своих доходах не скажет. Но они есть! В структуре доходов с большим отрывом лидируют развлекательные сервисы (быстрее всего окупаются порнофильмы – этот весьма специфический сегмент, генерирующий, возможно, самый большой трафик, мы здесь не рассматриваем), затем идут общение и информация, особенно востребован спорт. У потребителей услуг мобильной связи в 2007 г. наибольшей популярностью пользовался музыкальный контент, следом идут медиапроекты, знакомства и общение, видео, информационные услуги, игры, навигация и пр.; у интернет-пользователей – игры, общение и знакомства, видео, музыка. К цифровому контенту также можно отнести аудиокниги, электронные словари, карты, фотографии, анимацию, клипы.
Основные доходы на рынке цифрового контента в 2007 г. были получены от предоставления услуг по сетям мобильной связи (по оценкам аналитиков – $592 млн), что связано с большой абонентской базой данного канала дистрибуции: на
1 января 2008 г. – 180 млн SIM-карт. Наибольшая доля рынка мобильного контента по итогам 2007 г. у МТС (41%), затем следуют «ВымпелКом» (27%) и «МегаФон» (25%). Конкурентные преимущества операторов «большой тройки»: МТС сильна в WAP, «МегаФон» – в мобильном ТВ, «ВымпелКом» ведет активную маркетинговую политику в области проектов цифрового контента. Аудитория мобильного Интернета за минувший год выросла на 25% – до 20,5 млн человек.
Показатели интернет-контента скромнее: по данным Softkey, в 2007 г. в России через Интернет было продано лицензионного ПО на $50–70 млн. Зато к 2010 г., прогнозируют аналитики, интернет-канал займет до 40% рынка дистрибуции цифрового контента – против 15% в 2006 г. Большие надежды связаны с вступлением в силу с
1 января 2008 г. поправок к закону «О защите авторских и смежных прав», которые регламентируют в том числе и авторские отчисления от продажи контента через Интернет. Но мы так привыкли на халяву скачивать из Сети музыку, кино, софт, игры – самый затратный для оператора контент! Российский пользователь убежден, что в Интернете все должно быть бесплатно. И в этом плане самая интересная компания для России – Google, на своих серверах хранящая содержание всего Интернета.
По доходам и расход
При грамотной маркетинговой стратегии цифровой контент приносит существенный доход. Наиболее доходные сервисы: RBT (летом МТС заключила эксклюзивное соглашение с крупнейшими международными звукозаписывающими компаниями на продажу RBT. О последствиях такого подхода), логотипы, рингтоны и Java-игры. «Тяжелый» контент – самый прибыльный.
Есть и другое мнение: цифровой контент, говорят, переоценен, а рынок контента для мобильных устройств вообще стагнирует…
Теперь о расходах. Во сколько обходятся компаниям новые услуги и технологии, в частности цифровой контент? Откровенничать на эту тему согласились только операторы: «Развитие контентного направления требует от оператора затрат, исчисляющихся миллионами долларов» (П. Кузнецов, «Центральный Телеграф»). М. Воробьев конкретизирует: в бизнесе «ЭР-Телекома» цифровой контент занимает 10%, для реализации проекта дистрибуции цифрового контента приобретено 15 серверов стоимостью примерно 5 млн руб., инвестиции в портал – 4 млн руб.
Игроки рынка цифрового контента - правообладатели и создатели (это не всегда одно и то же) |
В разработку интернет-проекта для рынка недвижимости gdeetotdom.ru было вложено $50–70 тыс. плюс $500 тыс. в закупку серверов и аренду каналов связи. Самой затратной частью этого проекта стал контент: на формирование базы фотографий домов в городах России и СНГ было потрачено более $1 млн.
Цифровой контент на госслужбе
На развитие рынка цифрового контента также влияют общественные организации, государство и межгосударственные органы, устанавливающие стандарты и инвестирующие средства в него. В качестве примера можно привести английскую программу Digital Content Action Plan for Growth, российскую ФЦП «Электронная Россия» или выбор Еврокомиссией стандарта мобильного телевидения.
Какой, например, контент может быть у ФЦП «Электронная Россия»?! Карты на сайте мэрии, где указаны «черные бензоколонки». SMS каждому жителю микрорайона с уведомлением об отключении горячей воды летом или о повышении квартплаты зимой. Широко распространен SMS-текстинг, в частности, в Англии. Да что далеко ходить за примерами: в Зеленоградском округе Москвы работает портал, объединяющий около десятка мобильных услуг, включая новости системы оповещений о прибытии автобусов на остановки Зеленограда, о загруженности Ленинградского шоссе, информирование о готовности документа в службе «Одно окно» и т.д.
Что двигает рынок?
Многократно упомянутые нашими экспертами курица и яйцо, то бишь технологии и контент – что первично?
![](/data/538/760/1236/5_TmObzor1.jpg)
Точка зрения мобильных операторов менялась со скоростью роста доходов от цифрового контента. Сначала они хотели быть только «трубой». Когда появились контент-провайдеры и все увидели, насколько это хорошие деньги, операторы стали примерять на себя функции контент-провайдеров. То же самое с порталами. У МТС, «Билайна», «МегаФона» порталы есть, хотя абонентам там пока делать особо нечего… А теперь вот рекламный поток нарастает... Не исключено, что операторы станут еще и сервис-провайдерами – о такой возможности говорит опыт «ВымпелКома» и «Мегафона». МТС, наоборот, сделала портал и предоставила на нем место профессионалам: видео одним, графику другим, музыку третьим, RBT четвертым и т.д. Она взяла лучших в отрасли и сказала: давайте будем делать бизнес вместе.
С другой стороны, операторы немало вложили в инфраструктуру и их желание получить отдачу естественно. Если оператор хорошо работает и выдает потребителю качественный продукт, то почему бы и нет?! Пользователю ведь все равно, у кого он получает контент.
Спрос на цифровой контент формируется благодаря:
Вопреки этому рынок цифрового контента еще не сформирован:
|
В поход на смежные рынки
Мировая тенденция проникновения на смежные рынки хорошо заметна и в области цифрового контента: вендоры, не ограничивая сферу своей компетенции технологиями, берут на себя роль сервис-провайдера. Производителей оборудования подчас обвиняют в том, что они навязывают рынку свои технологии. Вовсе нет, отвечают те: мы просто определяем стратегическую, точнее, технологическую линию развития, помогаем другим игрокам реализовать самые смелые проекты.
Чтобы сформировать end-to-end-решение, вендоры активно работают в направлении M&A: запуску Ovi, интернет-проекта Nokia, предшествовала покупка разработчика карт Navteq, музыкального интернет-магазина Loudeye, лидера в области мобильной рекламы Enpocket, медиакомпании Twango и др. Alcatel-Lucent приобрела разработчика технологий интерактивного телевидения Tamblin. Сформировать полный пакет решений для мобильного ТВ и IPTV поставщику оборудования Ericsson помогло в том числе приобретение Redback, Marconi, Entrisphere и TANDBERG Television.
Чукча не читатель
Обычно, готовя тему и обсуждая участников, мы в последний момент все же вспоминаем о пользователе: ведь все эти технологии, бизнес-модели, сервисы – для него, родимого.
Цифровой контент востребован наиболее восприимчивой к новым технологиям аудиторией, активной молодежью в возрасте 14–25 лет, тратящей на связь в среднем $15–20 ежемесячно. В то же время в таких сегментах, как казуальные игры, софт и даже музыкальный контент, возрастные границы сдвигаются в сторону более старшего поколения.
Сегодня потребитель раздвоился: он и читатель, и писатель. «Потребители контента все чаще переходят в категорию творцов. Взрыв сектора UGC (User Generated Content) изменил медиапространство, разбив устоявшееся деление на владельцев контента и зрителей, – говорит Е. Николаев («Контент-Хаус»). – Медиакомпании все еще в непосредственной близости от процесса создания контента и владеют значительной долей рынка, но влияние потребителя все сильнее».
UGC включает в себя картинки, видео и фотографии, снятые пользователями и размещенные на сайтах, в том числе на WAP-версиях порталов социальных сетей. UGC предполагает как размещение контента в Интернете для того, чтобы делать его общедоступным, так и использование Сети в качестве удобного места хранения собственной информации.
Популярность UGС, продиктованная трендом Web 2.0, не идет на пользу продавцам «закрытого» платного контента, хотя стимулирует возникновение новых форм интернет-бизнеса. Контент, создаваемый пользователями, явный конкурент лицензионного, считает Д. Лучкин («ИнКор»). Данный сегмент рынка в России на этапе становления и развивается под влиянием YouTube, MySpace, Facebook и др. У него высокие темпы роста, но не следует забывать, что пользователи в массе своей склонны скорее потреблять, нежели творить. Развитие UGC во многом определяется популярностью сервисов, ориентированных на общение (мобильных знакомств, мобильного блогинга и др.). В них все равно будет преобладать User Taken Content, на 80% состоящий из информации с открытых источников и на 20% – из личного творчества.
Сегодня каждый уважающий себя игрок делает шаги к созданию собственной социальной сети: Next Media, например, запустила две социальные сети – «Фонстер» и «МТС-Сити»; в свой «МедиаПортал» планирует включить UGC-сервисы «Центральный Телеграф»; «Контент-Хаус» внедряет файлообменники, фотосервис и др.
Если для провайдеров UGC – это не только возможность консолидации и построения лояльной клиент-ской базы потребителей VAS-услуг, но и способ генерации доходов, то для операторов пока не очевидно, насколько пользовательский контент может быть основой для самостоятельного бизнеса, вне рекламных моделей. Наверное, поэтому «ЭР-Телеком», например, ориентируется не столько на пользовательский контент, сколько на модель продвижения среди пользователей за счет других пользователей.
Авторские права
Это больная тема цифрового контента. Сегодня правообладатели получают от продаж музыки в российском сегменте Интернета не более 1% доходов. Вступившая в силу с 1 января 2008 г. 4-я часть Гражданского кодекса хотя и оставляет организациям по управлению правами на коллективной основе возможность выдавать лицензии на использование произведений без поручения правообладателя, но уже не всем, а только имеющим государственную аккредитацию. Насколько действенна эта мера?..
С новыми законами связывают надежды на расширение использования цифрового контента компании разных сфер бизнеса. В частности, на сети АКАДО начались продажи аудиовизуальных файлов. Сегодня «АКАДО.Музыка» предлагает своим абонентам каталоги мировых и российских правообладателей, в том числе Sony BMG и Warner Chappell. Окупить проект планируется до конца текущего года – для этого компания должна продать более 1,5 млн треков. «ЭР-Телеком» заключил договор на распространение цифрового музыкального контента с «ПРО.ВЭБ», владельцем магазина MP3.ru.
Рынок все расставит по своим местам
Сколько бы ни говорили о UGC как о панацее, все же основная тенденция рынка – движение в сторону концен-трации профессионального контента и специализации. Подтверждением тому последние сделки: «Газпром-медиа» приобретает за $15 млн контрольный пакет акций ЗАО «Рутьюб», владельца популярного видеосервиса RuTube. Российские производители электронных игр Nival, IT Territory, TimeZero и Nikita объединились в холдинг Astrum Online Entertainment (AOE): в 2008 г. продажи AOE должны превысить $100 млн…
Игроки все чаще делают ставку на рекламную модель вещания, тем более что российский рынок – один из наиболее перспективных в мире. По данным Zenith Optimedia, он несколько лет подряд ежегодно растет на 30%.
![](/data/536/760/1236/5_TmObzor2.jpg)
Многое может изменить появление мощного игрока на рынке платежных сервисов, считает М. Воробьев («ЭР-Телеком»). По мнению П. Кузнецова, будущее цифрового контента – за сочетанием сразу нескольких приложений: блогов, видеосервисов, магазинов онлайн-дистрибуции.
Какой будет связь в третьем поколении? Какой контент будет востребован? Прогноз от «МегаФона»: с вводом в эксплуатацию сетей 3G в большинстве регионов РФ проникновение мобильного ТВ в сетях компании составит не менее 7%, а с учетом планируемого увеличения абонентской базы число пользователей мобильного ТВ, по оптимистичным прогнозам, вырастет до 2,5 млн.
* * *
Итак, в денежном выражении цифровой контент – прибыльный, хотя и не очень крупный, бизнес. Он важен не столько финансовым весом, сколько ролью драйвера, и не только отрасли, но и социального развития в целом. Доступ для каждого – с любого устройства к любому контенту из любого места! Вы согласны?
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!