Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2007
Александра КРЫЛОВА  01 марта 2007

Мультимедиа – драйвер мировой мобильности

Второй год подряд Барселона становится центром притяжения специалистов в области мобильных коммуникаций. В телеком-индустрии 3GSM-Конгресс, пришедшийся в этом году на вторую декаду февраля, – событие, приковывающее всеобщее внимание. Здесь, в немного эклектичных декорациях выставочного комплекса Fira из заявлений «рулевых» индустрии, демонстраций новых продуктов и сервисов, объявлений об альянсах и партнерствах складывается масштабная панорама мобильного мира.

По данным Ассоциации GSM, сегодня свыше 2,1 млрд пользователей в 222 странах обслуживаются 920 сетями стандарта GSM. В соревновании технологий GSM пока держит пальму первенства – 80% рынка мобильной связи. На втором месте с долей 13,2% – CDMA, третье (3,8%) занимает технология 3G/UMTS. Впрочем, ожидается, что такая расстановка сил сохранится недолго: достигнув пика в 2008 г., уже в 2009 г. GSM начнет уступать свои позиции 3G/UMTS, в чьих сетях, по данным UMTS Forum, к концу 2006 г. работали 100 млн человек, а абонентская база растет быстрее, чем в сетях GSM в первые годы их существования.

«В этом году, – делится своими впечатлениями г-н Сюй Сюемин, вице-президент Huawei Technologies в СНГ, – чувствуется, что услуги UMTS стали доступны массовому пользователю: появилось множество терминалов, которые поддерживают эту технологию. Я думаю, что в России время для проведения конкурса на выдачу 3G-лицензий выбрано правильно».

Основными драйверами роста популярности 3G/UMTS выступают разнообразные мультимедийные сервисы. В минувшем году услуги мобильного ТВ на коммерческой основе предлагали 3Gоператоры 3 Italia и 3 UK, Orange France и Orange UK, Vodafone, SK Telecom в партнерстве с ведущими производителями ТВ- и видеоконтента. Например, Vodafone UK совместно с BskyB предлагает под брендом Sky Mobile пакеты, включающие в себя новости, метеосводки, видеоклипы и др. Сервис 3 UK и медиапродюсера Endemol Se Me TV за четыре месяца своего существования загружался абонентами 40 тыс. раз.

Однако говорить о том, что бизнес-модели предоставления услуг мобильного ТВ сформировались окончательно, еще рано. Понимая это, организаторы 3GSM-Конгресса впервые в этом году выделили поставщикам контента и правообладателям отдельный зал, чтобы облегчить операторам поиски партнеров и создать комфортные условия для диалога с ними. В числе компаний, разместившихся на 4 тыс. м2, – солидные деловые издания: The Financial Times и The Wall Street Journal Europe, подразделения крупнейших медиакомпаний NBC Universal Television Distribution и CNBC Europe, ведущий поставщик спортивной информации PA Sport, Yahoo! и др.

Здесь же проводился Sundance-фестиваль, во время которого демонстрировались фильмы, созданные специально для мобильных телефонов. Тут же представляли свою видеопродукцию для «маленького экрана» знаменитый индийский киногигант Bollywood и компания IFG, поставляющая мобильное видео для взрослых под брендом Hotzips.

Наши в Барселоне

Одновременно с поиском мультимедийного контента, привлекательного для абонентов, операторам приходится решать задачу управления сервисами и доставкой их пользователям, т. е. взаимодействовать с компаниями-разработчиками открытых сервисных платформ и биллинговых систем. Отрадно, что среди большой группы участников 3GSM-Конгресса, специализирующихся в этой области, не потерялись компании из России.

По мнению А. Морозова, президента корпорации CBOSS, чей стенд занимал стратегическую позицию у входа в зал 1, сегодня площадка 3GSM-Конгресса гораздо больше, чем CeBIT, подходит для поиска новых партнеров из числа зарубежных операторов. Российский разработчик ПО в этом году представлял свои решения в области биллинга, CRM, управления сетями и сервисами, а также передачи сообщений.

Компания Bercut, напротив, строила свою работу в Барселоне на встречах с имеющимися партнерами. Особое место в портфеле предлагаемых программных продуктов занял i-cell, инструмент мобильного маркетинга. Вооруженному им оператору разработчик гарантирует дополнительный доход от адресного доведения рекламной информации до целевой аудитории посредством широковещательной технологии. Важным преимуществом i-cellявляется точность определения местоположения абонента – до базовой станции. По словам С. Волковой, менеджера компании по международному маркетингу, этот продукт сейчас тестируется в России одним из операторов «большой тройки» и активно продвигается за рубеж.

В том же зале располагался и стенд молодой российской компании «ГДМ Групп», предоставляющей услуги мобильной рекламы под брендом GIGAFONE (см. «ИКС» № 4'2006, с. 23). Пользователям ее сервиса за счет просмотра рекламных баннеров по выбранной ими тематике ежемесячно компенсируется 30–40% затрат на услуги сотовой связи. По словам Г. Халдея, вице-президента и соучредителя компании, отклик на такую рекламу составляет минимум 32% и рекламодатели очень заинтересованы в сотрудничестве. Кроме того, наличие у GIGAFONE подробного профиля абонентов позволяет проводить среди них маркетинговые исследования и фокус-группы, а партнерские отношения с компанией ОСМП делают доступными пользователям сервиса мобильные платежи за товары и услуги, в том числе и ЖКХ. Предложение «ГДМ Групп» оценил крупнейший южнокорейский оператор SK Telecom: в дни 3GSM-Конгресса сервис находился в стадии запуска на Филиппинах и в Сингапуре.

Тенденции года

По мнению M. Дэгэнайса, CEO компании Continius Computing, основная тенденция этого года – объединение всевозможных сервисов и приложений и, как следствие, выход на первый план вопросов интероперабельности. Словно подтверждая эту мысль, Alcatel-Lucent и «ВымпелКом» объявили о начале коммерческого внедрения GSM/EDGE платформы Alcatel-Lucent 9130 BSC/MFS с архитектурой ATCA. С ее помощью оператор рассчитывает централизовать и оптимизировать свою сетевую архитектуру и в итоге сократить расходы на развертывание новых сетевых систем.

Минувший год стал годом первых коммерческих внедрений IP Multimedia Subsystem (IMS), стандартизированной 3GPP в качестве базовой системы управления IP-сервисами в сетях UMTS и ETSI – в качестве базовой системы для конвергированной сети, дающей операторам возможность быстро разворачивать и предлагать абонентам широкий спектр IP-услуг передачи голоса, данных и мультимедиа. В дни конгресса стало известно, что к первым 10 IMS-проектам добавится еще один: Ericsson поставит IMS и построит конвергентную сеть для оператора Swisscom.

Возможности обогащения опыта пользователей новыми сервисами на базе IMS можно было увидеть почти на каждом стенде зала 8, занятого крупными вендорами. Находящаяся в процессе объединения компания Nokia Siemens Networks демонстрировала возможности IMS для оказания услуг IPTV и других IP-cервисов, включая видеотелефонию и HDTV, а также для предоставления корпоративным пользователям разнообразных конвергентных сервисов, в том числе и голосовых вызовов поверх IMS.

Конвергентные коммуникации – решения для голоса, видео, обмена сообщениями и IPTV для сетей, переходящих к IMS, и сетей IMS – демонстрировала на 3GSM-Конгрессе компания Comverse. На ее стенде можно было увидеть в действии приложение мгновенного конвергентного обмена аудио-, текстовыми и мультимедийными сообщениями по действующей сети IMS.

«Горячая тема» 3GSM-Конгресса-2006 – технология HSPA (High Speed Packet Access), обеспечивающая скорость загрузки данных 14,4 Мбит/с (HSDPA) и их передачу со скоростью до 7,5 Мбит/с (HSUPA), – в 2007 г. была развита и воплощена в готовые коммерческие решения большинством крупных производителей: Ericsson, Nokia Siemens Networks, Huawei. По данным UMTS Forum, к концу 2006 г. в коммерческом режиме работало уже 90 HSPA-сетей в 50 странах.

Откликаясь на растущую популярность мобильного ТВ и потребности операторов в гибкой технологии доставки видеоконтента пользователям, целый ряд вендоров представил решения на базе технологии MBMS (Multimedia Broadcast Multicast Service). Так, компании Qualcomm и Huawei, каждая на своем стенде, показали совместное MBMS-решение, позволяющее операторам по сети UMTS/HSPA предлагать услуги мобильного ТВ как широкой аудитории абонентов, так и отдельным ее группам. Для демонстрации использовался терминал на чипсетах Qualcomm MSM7200. Компания Ericsson также демонстрировала на конгрессе свою службу мультимедийного вещания на опытном образце мобильной платформы U365.

Результаты двухлетней работы 3GPP, производителей и операторов были представлены мировой телекоммуникационной общественности в качестве нового технологического ориентира – LTE (Long Term Evolution), части Rel. 8 стандарта 3GPP.

Отличительная черта систем мобильной связи будущего – сочетание технологий OFDM для передачи сигнала в нисходящем канале и SC-FDMA (Single Carrier Frequency Division Multiple Access) – в восходящем. При этом максимальная скорость передачи данных в первом составит 100 Мбит/с, а во втором – 50 Мбит/с. Другим преимуществом LTE является применение антенных систем MIMO, позволяющих более экономно использовать имеющийся радиоресурс.

Вторая часть нового стандарта – SAE (System Architecture Evolution) – относится к уровню ядра сети и транспортному уровню и все еще обсуждается органом по стандартизации. Компоненты будущего ядра сети будут обеспечивать полную конвергенцию мобильных и фиксированных сетей и универсальный способ доступа.

Готовность к такому повороту в эволюции мобильных коммуникаций продемонстрировали в Барселоне AlcatelLucent, Nortel и Huawei. Чтобы показать новую технологию в действии, компания Nokia Siemens Networks задействовала автофургон, оснастив его оборудованием, адаптированным к требованиями 3G LTE. Полученная система позволяла загружать данные с максимальной скоростью более 150 Мбит/с и транслировать на огромный экран два канала HDTV в потоковом режиме.

Однако первых примеров коммерческого применения нового стандарта не стоит ожидать раньше 2010 г. (3GPP планирует завершить его формирование к концу 2007 г., а коммерческое оборудование появится только в конце 2009 г.). Но если верить прогнозу UMTS Forum, к 2011–2012 гг. стандарт 3G LTE не просто добьется паритета по скорости с WiMAX, но и начнет свое победное шествие по сетям операторов мобильной связи.

Впрочем, список вендоров, представлявших на 3GSMКонгрессе оборудование BWA, насчитывал более 50 имен и включал не только идейных вдохновителей стандарта WiMAX – Intel, Alvarion, Aprerto и Proxim Wireles, но и компании более широкого профиля – Nokia Siemens Network, Nortel, Samsung.

На стенде компании Nokia Siemens Network на базе оборудования WiMAX демонстрировались услуги, доступные в сетях недавно утвержденного стандарта 802.16е – стриминг, мобильное ТВ в режиме unicast.

И о терминалах

В этом году названы Ассоциацией GSM лучшими и отмечены наградами Mobile Awards телефоны Samsung SGH-D900 и Sony Ericsson K800 Cyber-Shot. Звания лучшего терминала в нижнем ценовом диапазоне добился Motofone F3.

На пике популярности – мультимедийные смартфоны, поддерживающие все возможные технологии доступа – GSM/EDGE/UMTS (а самые «продвинутые» – и HSDPA), работающие под управлением операционной системы и обладающие «солидным запасом» памяти. Примером таких устройств могут служить новинки Nokia: Nokia N77 с большим дисплеем, встроенным DVB-H-приемником, проигрывателем музыкальных файлов разного формата и FM-тюнером, и Nokia N6110 Navigator со встроенным GPS-приемником, запуск которого осуществляется с помощью «быстрой» кнопки.

Первый 3G-телефон – U120 представила в Барселоне и компания Huawei. Также она демонстрировала модем E270, поддерживающий, помимо стандарта GSM/EDGE, еще и UMTS/HSPA.

А компания Microsoft выбрала площадку выставочного комплекса Fira для представления новой версии операционной системы Windows Mobile 6, благодаря которой смартфон приобретает функции, ранее доступные только на ПК.

***

Подводя черту под наблюдениями, сделанными на 3GSM-Конгрессе, хочется отметить, пожалуй, главное: мобильный мир в очередной раз подтвердил курс на сближение с миром фиксированным, выбрав в качестве ориентиров универсальность сетевой архитектуры и бесшовный доступ к сервисам. Участники рынка осознали необходимость гибкого комбинирования передовых технологий UMTS, HSPA, WiMAX для наиболее экономичного в каждом конкретном случае предоставления услуг абонентам.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!