Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2011
Лилия ПАВЛОВА  10 октября 2011

Большой аутсорсинг шагнул в телеком

В Воронеже открыт глобальный центр эксплуатации сетей (Global Network Operation Center, GNOC) компании Nokia Siemens Networks, использующий аутсорсинговую модель удаленного предоставления услуг.

По словам Кристины Тихоновой, генерального директора Nokia Siemens Networks в России, инициативы компании в области R&D (сотрудничество с Фондом «Сколково», открытие НИОКР-центров в Санкт-Петербурге и в технопарке «Система-Саров»), производства базовых станций 4G LTE для российских операторов (совместное предприятие с НПФ «Микран» в Томске) и сервиса (открытие GNOC в Воронеже) выстраиваются в общую локализационную программу в России. В целом бюджет этой программы – десятки миллионов евро. Об идее GNOC и особенностях открытого в России центра эксклюзивно для «ИКС» рассказал Армандо АЛМЕЙДА, директор направления глобальных услуг Nokia Siemens Networks.

А. АЛМЕЙДА: «Со временем российский GNOC выйдет на тот уровень оказания услуг, который уже освоили другие центры» – Когда и почему возникла идея создания подобных центров?

– Во всем мире перед операторами стоит задача обеспечивать все более высокое качество предоставления услуг при одновременном снижении операционных затрат. Наш опыт работы в разных странах показывает, что модель решения этой задачи должна быть максимально стандартизованной. И около трех лет назад мы приняли концепцию создания глобальных центров эксплуатации сетей, где действия на сетях операторов (наших клиентов) будут осуществляться централизованно и консолидированно, где будут использоваться различные инструменты и процессы, чтобы стимулировать автоматизацию для предоставления услуг высокого качества.

Вообще, движение в направлении стандартизации при создании крупных сервисных центров несколько ранее зародилось в сфере ИТ, а сейчас переходит и в телекоммуникационную отрасль. Центры GNOC позволяют операторам связи передать на аутсорсинг задачи эксплуатации и обслуживания своих сетей, благодаря чему сами операторы могут сосредоточиться на основном бизнесе, уделяя больше внимания повышению качества услуг и увеличению доходности бизнеса. В качестве оптимальных мест для таких центров мы выбрали сначала Индию и Португалию, а в этом году к ним добавились Бразилия и Россия. Открытый в Воронеже GNOC станет пятым в сети центров, в которых уже работает более 2600 специалистов. Ежемесячно эта сеть удаленно обрабатывает почти 100 млн сетевых аварий и генерирует более 175 тыс. отчетов о производительности.

– Почему для размещения российского GNOC был выбран именно Воронеж?

– Для этого был целый ряд причин. Во-первых, здесь есть университеты – а значит, прямой доступ к квалифицированным техническим кадрам. Во-вторых, Воронеж расположен достаточно близко к Москве, но здесь создание центра обходится не так дорого, как в столице России. В-третьих, одна из материнских компаний Nokia Siemens Networks, корпорация Siemens, уже основательно инвестировала в этот город. И наконец, в этом регионе работает наш клиент МТС, контракт с которым, подписанный в прошлом году, GNOC уже поддерживает (см. «ИКС» №10’2010, с. 22). В принципе центр может взять на аутсорсинг эксплуатацию сети любого оператора.

– Готовы ли российские операторы к этой модели и существует ли российская специфика работы центра?

– Мы думаем, что операторы в России, как и в других странах, рассматривают возможности вывода функций эксплуатации сетей на аутсорсинг. Для каждого оператора это только вопрос времени. Специфика самого молодого российского GNOC – он начинает работу с простых видов услуг (работа с авариями, сбоями), но по мере наращивания количества контрактов и повышения квалификации российских специалистов будет дополняться новыми функциями. В концепции GNOC все сервисы стандартные и во всех центрах они предоставляются одинаковым образом. Но есть разные уровни оказания этих услуг. Российский центр будет нарабатывать свои компетенции – и со временем выйдет на тот уровень оказания услуг, который уже освоили другие центры.

По нашим оценкам, в среднесрочной перспективе он будет обслуживать до 100 тыс. сетевых элементов, площадь составит около 3000 кв. м, а численность сотрудников достигнет 500 человек. Это будут российские специалисты, причем из разных регионов. В перспективе, как мы рассчитываем, центр будет обслуживать и операторов стран СНГ, где также говорят на русском языке.

– Сколько абонентов, по вашей оценке, сможет обслуживать GNOC?

– Наши GNOC в настоящее время удаленно поддерживают 200 млн абонентов. Каждую секунду (!) их число увеличивается на семь. В России потенциально их может быть до 100 млн.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!