Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2011
06 декабря 2011

Challenge-фактор

Еще не отшлифованы решения «традиционных» проблем UC-проектов – а уже накатывает девятый вал новых трендов с их новыми задачами. Не проблемами – а, по выражению одного из участников Дискуссионного клуба, «челленджами».

 
 
 
 
 
Вячеслав СЕДЫХ 
 Ольга СНОПОВА
Александр БЕЖАН 
 
 
 
 
Сергей ДАНИЛОВ 
Константин ГРИБАХ 
Юлия МАЙОРОВА 
П р о б л е м ы   в   г о л о в а х ,   п л а т ф о р м а х   и   с е т я х  

«ИКС»: Какие проблемы наиболее типичны при внедрении решений UC? Ваши рекомендации?

Станислав ЧЕРКОВ, руководитель направления унифицированных коммуникаций, КРОК: Проблемы могут возникнуть при попытке самостоятельного внедрения UC. Дело в том, что специалистов по унифицированным коммуникациям, особенно в области внедрения комплексных решений, немного, так как само направление появилось относительно недавно. Кроме того, часто заказчик не осознает необходимости разработки комплексного проектного решения. А без планирования проект оказывается под угрозой. Поэтому рано или поздно компания приходит к выводу, что нужно привлекать партнеров.

Еще одна сложность – выбор платформы для реализации проекта. Компаний, в которых систему нужно строить с нуля, очень мало: как правило, некая инфраструктура уже существует. К примеру, в компании уже есть IP-телефония, электронная почта и ВКС – все от разных вендоров. Внедряя UC, которые объединяют все эти технологии, нужно определиться с платформой, на которой будет осуществляться интеграция.

Илья АСРИЯН, ведущий инженер, Siemens Enterprise Communications в России и СНГ: Для многих заказчиков проблемой становится смешанная коммуникационная и ИТ-инфраструктура. Далеко не все вендоры готовы предложить решение, реально унифицирующее работу разных систем. Другой существенный момент – культура взаимодействия. Не все сотрудники готовы начать жить в мире, где телефон не может быть занят, отправленное голосовое сообщение обязательно будет прослушано, а помимо электронной почты и телефона есть новые виды сервисов, которые по умолчанию доступны для всех. Но проведение обучающих семинаров и воля руководства обычно исправляют ситуацию.

Алексей СОМОВ, руководитель инфраструктурных проектов департамента решений Microsoft, компания Softline: Проблемы обусловлены, главным образом, неравномерно развитыми каналами связи и наличием у заказчиков разрозненной телекоммуникационной инфраструктуры, а также низким уровнем культуры общения. Справиться с ними можно путем модернизации каналов связи, использования медиашлюзов, развития и стандартизации инфраструктуры. Низкий уровень культуры общения можно повысить с помощью обучения сотрудников компаний-заказчиков.

Михаил КИРИЛЛОВ, директор по ИТ, ZyXEL: Основная проблема – интеграция ИС и UC. Тут ключевую роль играет качество, удобство и надежность открытых интерфейсов обеих систем.

Алексей ШАЛАГИНОВ, директор по решениям подразделения Enterprise, Huawei Technologies: Труднее всего, как и при любом новом проекте, протекает процесс миграции на новую платформу. Облегчить его можно с помощью профессиональных услуг Managed Services.

Вадим ДИЧ, руководитель проектов, Digital Design: Внедрение унифицированных коммуникаций затрудняет то, что в сознании людей UC – не единая сущность, а набор отдельных инструментов, и они используют их соответствующим образом, просто потому, что не умеют по-другому. Путь решения этой проблемы только один – просветительская деятельность, обучение.

Андрей КОВЯЗИН, руководитель группы сетевых решений, «Компания КОМПЛИТ»: Некоторые руководители не верят в эффективность своевременной коммуникации. Дескать, раньше писали бумажные письма, затем электронные, и ничего страшного не случилось без унификации. Работаем, показываем и убеждаем на собственном примере.

Алексей ЯНКЕВСКИЙ, менеджер по развитию бизнеса, IBS Platformix: Основная проблема UС – отсутствие каналов связи с необходимым качеством обслуживания. Голосовой, а тем более видеотрафик, требует «широких» каналов с хорошей пропускной способностью. Решение этой задачи вполне стандартно: аудит имеющихся каналов, обязательное их резервирование, отслеживание технической службой заказчика соответствия заявленной оператором полосы пропускания ее реальным значениям, а также соответствующая настройка пограничного оборудования.

Андрей ДВУРЕЧЕНСКИЙ, специалист по голосовым решениям департамента корпоративных решений, Alcatel-Lucent: При реализации крупных проектов основные трудности вызывают совмещение и интеграция решений от разных производителей. Зачастую производители развивают свои собственные стандарты и протоколы, что усложняет взаимодействие со сторонними системами. Наиболее верным подходом в данном случае видится поддержка открытых технологий и стандартов. Это позволит оборудованию работать совместно вне зависимости от его производителя.

И с п ы т а н и е   к о м ф о р т о м

«ИКС»: В UC начинают доминировать новые тренды ИКТ – виртуализация, использование социальных сетей, повсеместное проникновение видеотехнологий и мобильность.  Какие дополнительные преимущества и какие новые проблемы они создают?

Алексей БЕССАРАБСКИЙ, руководитель отдела маркетинга, «Манго Телеком»: Виртуализация и мобильность – очень важные тренды. Зачастую они делают возможным само существование многих проектов, поскольку, с одной стороны, снижают издержки, а с другой – дают проекту ощутимые бизнес-преимущества. Социальные сети и видеотехнологии, на мой взгляд, пока еще не совсем тренд в UC, а скорее «тренд разговоров» о UC. Хотя, конечно, для определенных компаний важны именно социальные сети и видео. С точки зрения рынка эти тренды интересны тем, что постоянно стимулируют появление новых игроков, решений, сервисов, т.е. не дают рынку стоять на месте или развиваться односторонне.

Вячеслав СЕДЫХ, директор департамента продвижения технических решений, «Техносерв»: Виртуализация, видеотехнологии и мобильность дают существенную экономию на затратах и усиливают эффект от коммуникаций. Полноценная презентация для партнеров из другой страны, проведенная через сайт по организации ВКС, дает практически тот же эффект, что и личная встреча. Тем более с зарубежными парт-нерами, где такой формат общения привычен.

Активная работа с соцсетями – это мощный маркетинговый инструмент, влияние которого мы только-только начали ощущать.

При всех этих плюсах есть и существенные минусы – прежде всего они связаны с информационной безопасностью, как компаний, так и потребителей услуг.

Сергей ДАНИЛОВ, руководитель группы проектирования голосовых решений, «Инфосистемы Джет»: Социальные сети стали мощным инструментом общения – и у бизнеса появился стойкий интерес к взаимодействию с этой средой. Значит, предлагаемые UC-решения должны эту потребность бизнеса учитывать в своем развитии, уделяя первоочередное внимание вопросам безопасности. Все же социальные сети – открытая среда, а у любого бизнеса есть масса конфиденциальной информации, и использование социальных сетей не должно добавлять новых рисков. Поэтому работа с социальными сетями порождает скорее не проблемы, а требования к повышению уровня безопасности UC-решений.

А. ЯНКЕВСКИЙ: Проникновение UC в различные сферы социальной жизни дает два основных преимущества: мобильность (нет привязки к стационарным устройствам) и независимость (доступ к серверу можно получить с разных устройств). Однако основной проблемой было и остается должное обеспечение информационной безопасности. Так, авторизация с портативных устройств затруднена, поскольку такие устройства (смартфоны, КПК и планшеты) в подавляющем большинстве (у физических лиц) не имеют USB-интерфейса для подключения цифрового ключа. А необходимое шифрование трафика снижает пропускную способность используемого канала связи, повышая тем самым требования к полосе пропускания и надежности. Более того, виртуализация сервисов UC, в частности в государственном секторе, ограничена правовыми нормативными актами РФ, что является еще одним фактором, тормозящим развитие UC.

Ольга СНОПОВА, ведущий технический эксперт департамента контакт-центров и унифицированных коммуникаций, TopS BI: Изобилие новых технологий осложняет выбор и создает проблему отсутствия единого корпоративного стандарта даже в рамках одной компании. Это касается прежде всего бесплатных сервисов, которые на первый взгляд предоставляют абсолютно такой же функционал, как и платные продукты крупных вендоров. Плюсом в данной ситуации можно считать то, что прогрессивные технологии уже проникли в умы пользователей в их повседневной нерабочей жизни и становятся немаловажной движущей силой для внедрения подобных технологий и в бизнесе. Поэтому грамотные специалисты ИТ-интегратора должны предлагать решения, которые, с одной стороны, обеспечат весь необходимый, удобный и уже привычный функционал, а с другой – будут отвечать корпоративным стандартам безопасности и надежности.

Константин ГРИБАХ, системный инженер-консультант, Cisco: Я бы сказал, что все-таки эти новые тренды призваны помогать решать проблемы, а не создавать новые.

В. ДИЧ: Все эти явления, несмотря на то что они обусловлены совершенно разными факторами, объединяет то, что они расширяют сферу применения UC, порождают новые сценарии использования, привлекают новых заказчиков, и это нам на руку. А проблемы… Я бы тут использовал слово challenge – это не совсем проблемы, это появление интересных технологических задач, решение которых сулит нам новые возможности.

Александр БЕЖАН, директор по развитию бизнеса Microsoft департамента инфраструктурных решений, «АйТи»: Эти тренды не были бы столь успешными, если бы они не давали явных преимуществ для конечного пользователя или организации. Несколько лет назад незаметно для всех у нас дома появились десктоп-устройства, вычислительные мощности которых значительно превышают те, что предоставляет работодатель. Еще через несколько лет мы стали носить в карманах похожие устройства, обеспечивающие доступ к некоторым корпоративным приложениям (почта, календарь, справочник сотрудников и др.). Вместе с этим появился опыт использования мобильных приложений и устройств, который завтра нам пригодится в корпоративной среде. Сегодня школьники гораздо охотнее пользуются для коммуникаций социальными сетями, чем классической почтой. Для них это так же непонятно, как для нас отправить документ по факсу вместо электронной почты. Аналитики Gartner считают, что уже через несколько лет крупные организации откажутся от привычных рабочих станций в пользу управляемых мобильных устройств, а компании обзаведутся собственными витринами корпоративных приложений по аналогии с Microsoft Marketplace, Google Market или Apple App Store.

П л ю с - м и н у с   o p e n   s o u r c e  

«ИКС»: Какова ваша оценка рыночных перспектив UC-решений с открытым кодом?

А. БЕССАРАБСКИЙ: Осторожная. UC – достаточно сложный продукт, поэтому позволить себе систему с открытым исходным кодом могут только компании, возглавляемые гиками-энтузиастами (если говорить об SMB). Для прочих стоимость установки и обслуживания окажется слишком высокой, а устойчивость бизнеса – слишком низкой. А крупные компании предпочтут уже хорошо знакомые и отработанные решения ведущих вендоров, так как смысла рисковать ради небольшой экономии нет.

А. ШАЛАГИНОВ: Решения с открытым кодом имеют свою определенную нишу – они предназначены в первую очередь для провайдеров облачных услуг. А поскольку cloud computing оценивается как весьма и весьма перспективный технологический и бизнесовый тренд, то и решения UC с открытым кодом имеют хорошие перспективы.

О. СНОПОВА: Подобные решения в области UC, как и в любых других областях, конечно же имеют право на жизнь. Однако надо понимать, что свободное программное обеспечение (СПО) занимает свою нишу – вряд ли компании масштаба Enterprise согласятся на внедрение решения, которое не имеет ни официальной гарантийной, ни сервисной поддержки, ни полноценной документации. А как только решение, построенное на СПО, будет протестировано, задокументировано, сертифицировано ФСТЭК, ФСБ и другими организациями, как только появятся ИТ-компании, предоставляющие его поддержку, то оно сразу же станет платным, и цена будет отнюдь не низкой.

В. СЕДЫХ: Главная задача разработчиков таких систем – сделать свой продукт как можно более массовым, а уже затем попытаться его капитализировать. То, что это возможно, мы видим на примере Linux и Skype. Но поскольку рынок, на котором происходят внедрения UC с открытым кодом, относится к сегменту малого бизнеса, то, к сожалению, отсутствует какая-либо статистика выполненных проектов.

М. КИРИЛЛОВ: Открытость – столп UC. Без этого никакой глубокой интеграции быть не может.

С. ДАНИЛОВ: Скорее всего, и решения с открытым кодом, и коммерческие продукты будут успешно развиваться, конкурировать между собой, но однозначного перевеса не будет ни у одной из сторон.

К. ГРИБАХ: По моему опыту, продукты с открытым кодом серьезно проигрывают фирменным разработкам именно в архитектурном плане. То есть мало создать один качественный продукт, необходима определенная экосистема продуктов с открытым кодом, позволяющая реализовать на их основе комплексное решение, способное адекватно решать задачи предприятия в области совместной работы. С другой стороны, большинство вендоров успешно используют в своих решениях ПО с открытым кодом.

В. ДИЧ: Эти решения интересны в том случае, когда за ними стоит серьезный производитель – только тогда можно говорить о какой-то согласованной работе всех элементов решения. Сейчас же решения на основе open source представляют собой некий полуфабрикат, который очень непросто управляется и масштабируется. В общем, оценка пока скептическая. Думаю, что развитие UC будет идти в другом направлении.

А. ДВУРЕЧЕНСКИЙ: Будь то система с открытым или закрытым кодом – в любом случае будущее за открытыми стандартами взаимодействия и протоколами обмена. Неважно, как работает система внутри, важно, как она взаимодействует с внешним миром.

З а б ы т ь   п р о т о к о л ы ?

«ИКС»: Согласны ли вы с утверждением, что со временем большинство предприятий (даже  крупного бизнеса) откажутся от специализированных аппаратных платформ с патентованными протоколами и перейдут на UCaaS?

В. ДИЧ: Полностью согласен. Это как раз тот путь, по которому должны развиваться подобные сервисы, и они очень быстро начнут вытеснять корпоративные решения. Сейчас интерес к облачным технологиям очень высок, но пока еще сильна осторожность. Думаю, что преодоление этого психологического барьера – вопрос двух-трех лет.

А. ШАЛАГИНОВ: От специализированных аппаратных платформ с патентованными протоколами откажутся в первую очередь именно предприятия крупного бизнеса, поскольку крупный бизнес хорошо умеет считать деньги, иначе он до крупного просто не дорастает. ИТ-платформа, в том числе и UC, на самом предприятии – это затраты, как капитальные, так и операционные. Модель «UC в облаке» позволяет исключить капитальные, оставить только операционные затраты, причем сделать их более прозрачными (а в ряде случаев и уменьшить). Финансовая ситуация на предприятии, таким образом, улучшается. Бухгалтерия лучше понимает, на что тратятся деньги, и яснее видит эффект этих затрат. Функционал ИТ-сотрудников на предприятии коренным образом меняется. Они сильнее вовлекаются в основной бизнес, начинают думать о том, как повысить его эффективность, а не о том, какой более передовой протокол внедрить на сервере.

К. ГРИБАХ: Вопрос здесь не столько в использовании каких-то специализированных/фирменных платформ, а в финансовой схеме. В создание и поддержку собственной коммуникационной системы предприятие должно вкладывать серьезные деньги. Сюда входят как капитальные затраты на приобретение решения, так и операционные затраты на его сопровождение. Сервисная модель подразумевает, по сути, абонентскую плату за пользование коммуникационными сервисами. На самом деле подобная модель совсем не нова и появилась она отнюдь не сегодня. Просто новые разработки в области построения виртуализированных ЦОДов и в области продуктов UC позволили существенно расширить список предоставляевых сервисов и серьезно снизить цены на услуги соответствующих провайдеров.

С. ДАНИЛОВ: Будет ли повсеместно внедрена эта идея – покажет время. Тут на первое место выходит вопрос обеспечения надежности и безопасности предлагаемых решений. Видимо, для небольших и средних компаний такой подход будет иметь смысл. Добавит подобное решение преимущества и глобальным распределенным компаниям. Но говорить о повсеместном «уходе в облака», наверное, еще рано.

Юлия МАЙОРОВА, директор по развитию бизнеса, Orange Business Services в России и СНГ: Очевидно, что облачные вычисления – это следующий этап развития информационных технологий и логическое продолжение использования Интернета для доступа к информации из любой точки земного шара. Унифицированные коммуникации не являются исключением. Еще полтора-два года назад мало кто был готов переходить в облака (по крайней мере в России). Однако уже сегодня мы видим, что компании осознают реальные преимущества облаков и потребления сервисов в сравнении с покупкой коробочных программных продуктов. Модель гибридного облака будет более востребована клиентами из крупного бизнеса, а в SMB будут больше распространены сервисы, предоставляемые на базе публичных облаков.

В. СЕДЫХ: Модель «UC в облаке», бесспорно, перспективна, вопрос только, как она будет преломляться в различных сегментах бизнеса. Уверен, что для крупных компаний и корпораций эти облака будут частными, чтобы сохранить конфиденциальность бизнеса. По этой же причине UC могут быть востребованы в закрытом облаке при взаимодействии государства с населением. А вот для SMB – это вполне может быть UСaaS.

А. ДВУРЕЧЕНСКИЙ: Тенденция переноса UC в облако все больше и больше набирает обороты. Мы одними из первых предложили «отвязать» UC от конечного оборудования, т.е. все сервисы можно получить из любой точки мира с помощью тонкого клиента
с любого устройства.

О. СНОПОВА: «UC в облаке» предлагают, в первую очередь, телеком-провайдеры, обладающие качественными каналами связи и необходимыми компетенциями в области коммуникаций, или сами производители систем UC, например Microsoft и Cisco. Однако до тех пор, пока не будет доступных по цене и соответствующих по качеству каналов связи по всей территории страны, пока провайдеры не будут на законодательном уровне гарантировать безопасность размещаемых в облаке данных, критичные для бизнеса сервисы компании в облака не отпустят.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!