Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2012
10 апреля 2012

Бизнес под созвездием

Коммерциализация ГЛОНАСС формирует многомиллионную армию гражданских потребителей услуг спутниковой навигации. Кто будет играть на этом поле, какую стратегию и тактику избрать, надо ли что-то менять в установленных государством правилах? В дискуссионном клубе «ИКС» – эксперты сборной России.

П о п р а в к и   к   п р а в и л а м

«ИКС»: Какие факторы, по вашему мнению, препятствуют развитию рынка навигационных спутниковых технологий в России?

Руслан БУДНИК, генеральный директор, SPIRIT Telecom 
 Сергей ЩЕРБИНА, заместитель генерального директора, Esri CIS
Алексей ОСИПОВ, директор по развитию решений позиционирования, «Ситроникс»
 Алексей СМЯТСКИХ, исполнительный директор, ГК «М2М телематика»
 Виктор КУЛЬНЕВ, начальник отдела систем позиционирования и навигации, «Интеллект Телеком»
 
Руслан БУДНИК, генеральный директор, SPIRIT Telecom: Развитию рынка могут препятствовать попытки его монополизации, т.е. стремление создать одного государственного оператора, отдать ему все бюджеты и подчинить ему независимых игроков. С одной стороны, определенное регулирование необходимо, поскольку техника должна работать правильно, с другой стороны, у нас традиционно возникают перегибы, уже вызвавшие напряжение в среде независимых от государства участников рынка, ориентированных на коммерческие приложения.

Сергей ЩЕРБИНА, заместитель генерального директора, Esri CIS: Препятствий к развитию навигационных технологий становится в последние годы все меньше, в том числе и с точки зрения нормативных ограничений. Один из существенных негативных факторов – недостаточность и малая доступность пространственных данных, электронных карт. К сожалению, здесь ситуация улучшается медленно. Именно в системной работе по созданию качественной картографической основы и базовых реестров пространственных данных роль государства может быть наиболее значимой.

Алексей ОСИПОВ, директор по развитию решений позиционирования, «Ситроникс»: В первую очередь сдерживающим развитие фактором является отсутствие законодательной базы для использования навигационных данных, полученных при помощи навигационно-связных терминалов в качестве средств измерения параметров местонахождения и движения. С технической точки зрения большим препятствием для развития рынка в России является отсутствие единого протокола передачи данных от терминалов ГЛОНАСС/GPS в соответствующие ЦОДы.

Алексей СМЯТСКИХ, исполнительный директор, ГК «М2М телематика»: Многие нормативные акты, которые так или иначе затрагивают навигационную отрасль, недоработаны. Дорабатывать их можно и нужно, однако это длительный процесс и в первую очередь большой объем согласований со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Другим фактором, препятствующим развитию рынка, является наземная инфраструктура с недостаточным количеством региональных диспетчерских центров, контролирующих в режиме реального времени работу пассажирского транспорта и спецтехники. Еще один сдерживающий развитие рынка фактор – нехватка профессиональных кадров, будь то инженер, установщик или программист.

Д в у х с и с т е м н а я   к о н к у р е н ц и я

«ИКС»: Ряд зарубежных разработчиков и два российских объявили о выпуске навигационных  чипсетов ГЛОНАСС/GPS для массового рынка. Как вы оцениваете потенциал российских производителей в конкуренции на отечественном рынке? в глобальной конкуренции?

Виктор КУЛЬНЕВ, начальник отдела систем позиционирования и навигации, «Интеллект Телеком»: Возможность работать по сигналам двух навигационных систем дает навигационным чипсетам ГЛОНАСС/GPS преимущество, и в составе различных устройств (навигационных, телематических и т.п.) они могут составить серьезную конкуренцию традиционным GPS-чипсетам на отечественном и зарубежном рынках. Вместе с тем объективно отечественные разработки по стоимости, габаритам, техническим характеристикам и наличию дополнительных функций не всегда превосходят импортные ГЛОНАСС/GPS-чипсеты для массового рынка от ведущих производителей, таких как Qualcomm. Поэтому для коммерческих и массовых приложений выбор пользователя будет определяться ценой и техническими параметрами чипсетов. В специальных и государственных программах требования информационной безопасности делают использование продукции отечественных производителей практически безальтернативным. В целом же, учитывая технические характеристики современных отечественных навигационных чипсетов, на внутреннем и внешнем рынках возможна конкуренция чипсетов отечественных и зарубежных производителей.

А. СМЯТСКИХ: Думаю, что в скором времени объем выпуска модулей ГЛОНАСС/GPS, как российского, так и зарубежного производства, выйдет на миллионные тиражи. Российские компании в самом ближайшем времени смогут предложить рынку качественные конкурентоспособные чипсеты для массового потребителя на основе ГЛОНАСС. Еще несколько лет назад производство навигационных чипсетов ГЛОНАСС/GPS в мире составляло всего порядка сотни тысяч штук, а только в 2011 г. компания «ГеоСтар навигация» произвела и реализовала 150 тыс. совмещенных навигационных приемников ГЛОНАСС/GPS – это 70% рынка на территории РФ.

Р. БУДНИК: То, что российские компании сделали чипы, – это, несомненно, хорошо, но на мировом рынке их конкурентоспособность, на наш взгляд, низка. Чипы ГЛОНАСС/GPS уже не являются инновационными продуктами, их предлагают как гранды мировой полупроводниковой индустрии, так и начинающие компании из Азии. С нашей точки зрения, перспектива в другом: нужно разрабатывать новые решения, создавать гибридные, более чувствительные приемники и сложные алгоритмы для навигационных продуктов следующего поколения.

А. ОСИПОВ: К сожалению, опыт и ресурсы российских производителей на данный момент несопоставимы с возможностями зарубежных конкурентов, которые уже поставляют чипсеты ГЛОНАСС/GPS на внутренний рынок. Качество зарубежной продукции существенно выше, а цена более конкурентоспособна. Насколько мне известно, обеспечить российских поставщиков чипсетов заказами на данный момент удается только за счет государственных проектов, в которых одним из условий поставки терминалов ГЛОНАСС/GPS является использование в них чипсета отечественного производителя.

С. ЩЕРБИНА: Заявленные характеристики российских чипсетов, в общем, позволяют построить на их базе качественные решения и занять определенные ниши на рынке. Но очевидно, что массовый успех таких устройств зависит далеко не только от параметров чипсетов.

«ИКС»: Как государство может минимизировать риски отечественных производителей?

Р. БУДНИК: Оказывая поддержку отечественным производителям, нужно не забывать стимулировать их к развитию. Скажем, закупать чипы на 90 нм с условием, что в будущем году будут повышены технологические нормы, или снижены цены, или найден хоть какой-то рынок сбыта за рубежом. Но самое важное – поддержка отечественных инноваций в этой области.

С. ЩЕРБИНА: Государство играет большую роль, финансируя ГЛОНАСС и смежные с ним проекты. Важно, чтобы поддержка отечественных производителей не привела к необоснованному ограничению конкуренции на рынке.

А. СМЯТСКИХ: В настоящее время размер пошлин на ввоз составляет около 5%, довольно долго велись разговоры об их увеличении до «заградительного» уровня. Думаю, что время заградительных пошлин прошло. Россия в этом году станет членом ВТО, а это в первую очередь отразится на рынке B2C – товаров и услуг для массового потребителя. На наш взгляд, сегодня государству прежде всего необходимо сосредоточить свое внимание на ключевых компетенциях в области микроэлектроники, навигации, оказывать всестороннюю поддержку их дальнейшему развитию и развитию уже существующих конструкторских бюро.

А. ОСИПОВ: Государство имеет все инструменты для обеспечения развития отечественных производителей. С точки зрения экономики необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность разработки чипсетов и терминалов: снизить налоги на реализацию новых, более совершенных моделей, не создавать таможенные барьеры для иностранной продукции во избежание снижения конкуренции и появления на рынке некачественной отечественной продукции, проанализировать возможность экспорта. На законодательном уровне необходимо зафиксировать требования к использованию навигационно-связного оборудования на транспортных средствах в целях безопасности, расчета налога на использование транспортного средства при выполнении государственных заказов и т.д.

Н е   в   Н А П  п р о б л е м а

«ИКС»: Полноценный запуск системы «ЭРА ГЛОНАСС», которая рассматривается как драйвер развития массового навигационного рынка, запланирован на конец 2013 г. По прогнозу федерального сетевого оператора ОАО «НИС», потребность в НАП к этому времени достигнет  2 млн, а к 2015 г. – 8 млн штук. Как вы оцениваете готовность российских компаний к крупносерийному производству таких устройств?

А. СМЯТСКИХ: На сегодняшний день потенциал производственных мощностей достаточен для производства НАП в том объеме, который необходим рынку. Вопрос здесь в другом – в качественном сервисе и обслуживании.

А. ОСИПОВ: Стоимость чипсетов ГЛОНАСС/GPS сравнима с чипсетами GPS, поэтому проблем с выпуском оборудования в необходимых количествах при адекватной цене быть не должно.

Р. БУДНИК: Мы полагаем, что в России можно найти технологические мощности для производства НАП, однако успех коммерциализации ГЛОНАСС – скорее в разработке и лицензировании продвинутых навигационных решений и соответствующего софта, чем в производстве «железа».

С. ЩЕРБИНА: Полагаю, что нет необходимости производства этих устройств полностью «от и до» и исключительно силами российских предприятий. В случае грамотно организованной международной кооперации выгоду от такого производства получат как российские производители, так и потребители, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Н и ш и   н а   с т ы к е  

«ИКС»: Навигационный рынок формируется на стыке четырех высокотехнологичных сегментов: ИТ, мобильной связи, микроэлектроники, автомобилестроения. Эксперты отмечают, что наибольшее влияние на него оказывают зарубежные софтверные гиганты. Есть ли, на ваш взгляд, место на отечественном навигационном рынке для российских разработчиков ПО?

С. ЩЕРБИНА: Да, безусловно; в первую очередь это создание навигационных карт и других пространственных данных (в том числе и по заказу «софтверных гигантов»). Во-вторых – прикладные системы для различных сфер применения. И в-третьих, системная интеграция, адаптация и внедрение различных зарубежных решений.

А. ОСИПОВ: На мой взгляд, большая часть рынка ПО для спутникового контроля транспорта занята российскими разработчиками. Что же касается ПО для навигации, то здесь их доля пока невелика. Да и у зарубежных поставщиков актуальность карт в некоторых случаях оставляет желать лучшего.

Кирилл КУКАРЦЕВ, директор по маркетингу, 2ГИС* (*Компания разрабатывает справочники с картами городов.): В России пользуются популярностью отечественные навигационные сервисы – платные и бесплатные продукты. Кроме того, развитие российских картографических сервисов открывает для разработчиков навигационных систем новые возможности. Например, недавно мы представили партнерскую программу API, благодаря которой сторонние разработчики могут бесплатно использовать наши карты в своих навигационных сервисах. Мы ежемесячно уточняем карты, наши картографы наносят новые объекты, и мы бесплатно отдаем обновления партнеру – соответственно, в его продукте будет использоваться актуальная карта. Безусловно, это может стать серьезным преимуществом перед зарубежными продуктами.

В. КУЛЬНЕВ: Невзирая на зарубежных гигантов, для российских разработчиков ПО есть место на отечественном навигационном рынке. В первую очередь это создание навигационного контента (например, для автонавигаторов) и программного обеспечения информационных услуг (соответствующего контента) для LBS.

Р. БУДНИК: Сегодня есть явный запрос на повышение качества и расширение функциональности как автомобильной, так и пешеходной навигации. Например, необходимо обеспечить возможность позиционирования и удаленного мониторинга автомобилей в закрытых и подземных паркингах, т.е. там, где сигналы навигационных спутников недоступны. Пешеходам нужно обеспечить навигацию внутри помещений: в магазинах, административных зданиях, аэропортах и пр. Решение задачи бесшовной навигации indoor/outdoor даст импульс развитию новых геоинформационных сервисов и приложений дополненной реальности. Все это – широкие возможности для российских разработчиков ПО.

«ИКС»: По экспертным оценкам, сейчас доля зарубежных электронных компонентов и других комплектующих в отечественном оборудовании составляет 80–90%. Как вы считаете, есть ли у российской электронной промышленности шансы хотя бы отчасти вернуть утраченный рынок?

С. ЩЕРБИНА: Это мировая тенденция – центр электронного производства в настоящее время находится в Юго-Восточной Азии. Конкурировать с ним «широким фронтом» едва ли целесообразно в настоящий момент. Но это не означает, что Россия не в состоянии занять хорошие позиции в определенных нишах. Это вполне могли бы быть и навигационные компоненты.

А. ОСИПОВ: Ситуация в этой сфере не лучше и не хуже, чем в других отраслях промышленности в стране. Еще остались специалисты, лаборатории, заводы, но всё это находится не в надлежащем виде. Для получения конкурентоспособных образцов нужно проводить целенаправленную работу по восстановлению всей цепочки – от этапа разработки до выпуска. Нужны специалисты, владеющие современными методами ведения производства, а также защита инвестиций, хорошее управление, сохранение конкурентной среды и т.д.

Р. БУДНИК: Конечно, надо развивать нашу микроэлектронику (хотя бы для обеспечения собственной безопасности и независимости) для чувствительных приложений. К тому же мы заинтересованы – для нашего же развития – в присутствии на российском рынке и рынке стран СНГ. Но мы ставим и задачу завоевания мирового рынка (пусть пока лишь в некоторых нишах). Если у нас есть соответствующие мозги, то мы обязаны ставить такие задачи и решать их, а государство должно поддерживать тех, кто решает задачи опережающего развития.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!