Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2012 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 11 декабря 2012 |
Три дороги российских ИТ
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) подготовила документ, определяющий ключевые проблемы и направления развития ИТ-отрасли на стратегическую перспективу. Отреагирует ли государство на эту инициативу не только прекраснодушными декларациями, но и конкретными делами?
Правда, история предыдущих попыток ИТ-сообщества помочь государству в развитии высоких технологий не дает больших оснований для оптимизма. Первая попытка состоялась еще при позапрошлом составе Минкомсвязи и закончилась принятием концепции развития ИТ-отрасли, о реализации которой история умалчивает. Вторая, предпринятая в 2010 г., как отмечает АП КИТ, была профильным министерством проигнорирована. И вот третий заход.
К исследовательскому проекту по разработке стратегических направлений развития ИТ-отрасли в РФ на 2012–2020 гг. АП КИТ привлекла McKinsey & Company, которая считается одним из самых авторитетных в мире консультантов по ИТ-рынку. Работа началась в январе 2012 г., анонс документа, получившего название «О мерах по развитию отрасли ИТ в Российской Федерации. Подход бизнес-сообщества» (для краткости – Стратегия), был сделан в июле, и тогда же он был направлен в Минкомсвязи, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторг и некоторые другие ведомства с предложениями о дальнейшем использовании в работе и возможной доработке с учетом их интересов. Официальное публичное представление Стратегии состоялось, по словам исполнительного директора АП КИТ Николая Комлева, в лучших традициях советских диссидентов – сначала за рубежом, на конференции Russian Innovation Week, прошедшей в конце октября с.г. в Маунтин-Вью (Калифорния, США), правда, в присутствии чисто российской аудитории.
Ориентиры и потенциал
Как отмечается в Стратегии, четыре из 14 указов нынешнего президента, подписанных им в первый день вступления в должность, для своего исполнения требуют применения информационных технологий и развития всей ИТ-отрасли. Речь там идет о 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г., повышении в 1,3 раза доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП к 2018 г., повышении производительности труда в 1,5 раза к тому же сроку, о попадании пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 г., доведении проникновения электронных госуслуг до 70% к 2018 г. и пр. Так что вывод однозначен – развитие отрасли ИТ необходимо для решения ключевых задач государственной политики. С развитием ИТ связано и создание условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Именно этим целенаправленно занимаются многие страны, причем не только высокотехнологичные Гонконг и Сингапур, но также Индия и Китай.
Есть примеры и в СНГ. В Казахстане еще в 2006 г. был принят закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», предусматривающий создание спроса на продукты ИТ-отрасли со стороны государства, обеспечение квалифицированными кадрами, строительство инфраструктуры и защиту внутреннего рынка. На Украине в мае 2012 г. введен целый комплекс налоговых льгот для ИТ-индустрии, о которых наши ИТ-компании могут пока только мечтать.
Да, затраты на ИТ и разного рода проекты информатизации в России довольно быстро растут (со скоростью примерно 18% в год), но по международным стандартам они очень скромны. Если у лидеров информатизации – США, Великобритании и Гонконга – затраты на ИТ в 2011 г. составляли от 4,0 до 4,4% ВВП, то в России – всего 1% (средний показатель по миру – 2,4%). Хотя потенциал у российской ИТ-отрасли хороший: у нас немало компаний, разрабатывающих программные продукты мирового уровня, есть и компании, которые успешно конкурируют с мировыми лидерами на внутреннем рынке.
Однако роль государства в этих успехах в лучшем случае нулевая. Зачастую они достигнуты в условиях неравной конкуренции с иностранными компаниями, пользующимися поддержкой своих стран (здесь и протекционизм по отношению к собственному производителю, и налоговая система, заточенная под высокотехнологичный бизнес, и меры по поощрению выхода своих компаний на внешние рынки, экспорта и импорта новых технологий). О фискальном характере российской налоговой системы и ее дискриминационном характере по отношению к высокотехнологичным компаниям известно всем. Лишь после долгих тяжелых боев в закон «О страховых взносах...» (№ 212-ФЗ от 24.07.2009) были внесены поправки, благодаря которым некоторая часть ИТ-компаний смогла получить временные льготы, но назвать их стимулирующими развитие ИТ-отрасли в России язык не поворачивается (достаточно сравнить налоговые ставки с соседями по СНГ). Свой вклад в сдерживание внедрения новых информационных технологий вносит и Федеральная таможенная служба: сроки прохождения оборудования через российскую таможню порой находятся за гранью добра и зла, а временный ввоз оборудования существует фактически только на бумаге (наглядной иллюстрацией этой практики может служить хотя бы разница в экспозициях стендов международных вендоров на зарубежных и российских технологических выставках).
Без государства никак
К сожалению, для информатизации национальной экономики и внедрения передовых информационных технологий наличия квалифицированных специалистов, талантливых разработчиков и энергичных руководителей ИТ-компаний недостаточно. Нужна поддержка государства. Авторы Стратегии считают, что для успешного развития ИТ-отрасли в России необходимо построить целую ИТ-экосистему, которая предусматривает:
- Создание спроса на информационные технологии со стороны государства (система госзакупок ИТ-решений и продуктов, обеспечение конкурентоспособности экспорта ИТ-продуктов
- Формирование благоприятных условий для ведения бизнеса (налоговая система, таможенные процедуры, регулирование трудовых отношений).
- Развитие человеческого капитала (система образования и повышения квалификации, инфраструктура рынка труда).
- Создание благоприятных условий для финансового капитала (прямые иностранные инвестиции, венчурное финансирование, кредиты, займы, государственные субсидии).
- Построение инфраструктуры (не только сетевой, но также инфраструктуры для ведения бизнеса и выполнения НИОКР).
Пока по всем этим позициям, по данным World Economic Forum Global Competitiveness Report 2012, достижения у нас более чем скромные: в рейтинге из 142 стран по доступности новейших технологий мы занимаем 121-е место, по госзакупкам ИКТ – 99-е, по защите интеллектуальной собственности – 126-е, по времени, необходимому для запуска бизнеса, – 104-е, по бремени госрегулирования в ИКТ – 99-е, по качеству системы образования – 82-е, по доступности венчурного капитала – 88-е, и лишь по проникновению ШПД мы находимся выше среднего уровня – на 46-м месте.
Что делать?
В ответ на сакраментальный русский вопрос авторы Стратегии предлагают принять целую программу мер, в которой список даже самых неотложных шагов получился весьма внушительным: развитие ИТ-аутсорсинга и разработка требований к информатизации в госорганах, маркетинг России как производителя ИТ-продуктов и услуг, налоговое стимулирование внедрения ИТ, совершенствование системы государственных тендеров на ИТ-продукты и услуги, разработка системы стандартов электронного взаимодействия между государством, бизнесом и населением, ослабление фискальных требований к ИТ-стартапам, расширение льгот по налогу на прибыль и по страховым взносам для ИТ-компаний, упрощение импорта электроники и компонентов, финансовая поддержка ИТ-ориентированного высшего образования, создание программ повышения квалификации ИТ-специалистов, вовлечение ИТ-компаний в завершающие этапы образования в вузах, поддержка ИТ-предпринимателей в поиске венчурного финансирования и даже повышение гибкости процедур найма и увольнения в ИТ-отрасли.
Если сюда добавить еще более длинный список мер с приоритетом пониже, то станет ясно, что работа предстоит более чем серьезная и потребует она скоординированных усилий многих министерств и ведомств.
Услышали. Ура?
Радует то, что документ, представленный АП КИТ, госведомства не проигнорировали. По словам замминистра связи и массовых коммуникаций Марка Шмулевича, министерство надеется использовать часть положений Стратегии в своей работе, хочет продолжить диалог по тем направлениям, которые представляются спорными, и готово вместе с ИТ-сообществом работать над повышением привлекательности российской юрисдикции для ИТ-компаний и их конкурентоспособности на внешних рынках, над проблемами развития человеческого капитала, построением инфраструктуры для развития отрасли и расширением круга компаний, получающих налоговые льготы. Заинтересовалось Стратегией и Минобрнауки, но при этом, правда, попросило подготовить адаптированный вариант с пунктами, непосредственно касающимися этого ведомства. Впереди презентация Стратегии в Общественной палате и слушания в Госдуме.
Все это, конечно, замечательно, но давайте реально смотреть на вещи. В Стратегии представлены три возможных сценария дальнейшего развития ИТ-рынка России. При самом неблагоприятном сценарии, т.е. без принципиальных структурных изменений, инерционное развитие ИТ-отрасли даст к 2020 г. двукратный рост ИТ-рынка при сохранении нынешней доли ИТ в ВВП на уровне 1%. Средний вариант возможен при реализации всех вышеупомянутых самых приоритетных мер, результатом чего станет ускоренный рост сегментов ПО и ИТ-услуг, общий рост рынка в 3,5 раза и повышение доли ИТ в ВВП до 2,4% (уровень Китая и Индии). И лишь в случае полного построения ИТ-экосистемы с выполнением и самых неотложных, и менее приоритетных мер мы сможем выйти на уровень развитых стран с долей ИТ в ВВП порядка 4% (как в США и Великобритании) при 6-кратном росте объема ИТ-рынка.
Вы уже, конечно, догадались, какой сценарий самый реалистичный? Нет? Перечтите еще раз выделенный курсивом список главных приоритетов.