Rambler's Top100
 
Статьи
Александр КАЗЁННОВ  14 марта 2022

«Бес» паники: технологии у нас есть

Для ИТ-компании любого профиля сегодня как никогда важен вопрос о том, может ли российское ПО быть конкурентным и если да, то для каких отраслей. 

Не ошибусь, если скажу, что в целом ряде направлений, в частности, в бухгалтерском, управленческом и оперативном учете позиции отечественных разработчиков сильны. Не менее устойчивы позиции в системах уровня АСУТП. А вот отечественные продукты для расчета логистики и BI-приложения пока развиты недостаточно. Но и здесь не все однозначно. Если иметь в виду автоматизацию среднего бизнеса, то функционала отечественного ПО достаточно, но для крупного бизнеса полностью готовых отечественных решений еще нет. Отдельного внимания заслуживает переход на альтернативные операционные системы и СУБД. Конечно, здесь на выручку приходят решения на базе открытого ПО, но для корпоративного сегмента такие продукты требуют серьезной доработки и поддержки.

Основные ресурсы сейчас должны быть направлены на развитие уже существующих продуктов и наработок в таких сферах, как BI, RPA, PM и BPM. Нельзя игнорировать также приложения для ресурсоемких расчетов и научных вычислений (аналоги Matlab, Mathcad, P-cad и т.п.); платформы для разработки приложений, ПО для виртуализации определенного типа серверов, но здесь у нас есть хороший фундамент («1С: Предприятие»). И если до недавнего времени все исследовательские и/или научные процессы были построены на использовании зарубежного ПО, то сейчас потенциал российских компаний необходимо задействовать максимально. Поясню. У многих отечественных предприятий, разработчиков и интеграторов давно и успешно работают специализированные отделы НИОКР, собственные лаборатории разработки и тестирования, обладающие методологией ускоренного внедрения. Другое дело, что многие подобные предприятия «варятся в собственном соку» – нет инструмента для эффективной коллаборации. Я думаю, что государство обратит на это особое внимание, а отечественный ИТ-бизнес готов к решению текущих задач.

Теперь про медиаконтент. Различные маркетинговые платформы (средства рассылки, статистики, помимо наработок «Яндекса»), инструменты создания мультимедийного контента и спецэффектов (Adobe Photoshop, Premier, Sony Vegas, 3dsmax), конечно, необходимы, но развиты у нас недостаточно. Но это уж точно вопрос ближайшего времени, поскольку на уровне технологий мы, в ряде случаев, не то что не отстаем, а даже превосходим западные компании – и в создании ИС, и на уровне отдельных приложений (достаточно вспомнить популярные во всем мире российские мессенджеры). 

И даже YouTube, который до недавнего времени занимал второе после телевидения место по доставке контента до пользователя, в случае его блокировки может быть относительно быстро и безболезненно заменен отечественными аналогами. Я не говорю сейчас о монетизации, а рассматриваю ситуацию исключительно с точки зрения готовности российских технологий. В области ВКС мы уже сейчас видим, что сразу несколько отечественных компаний предоставляют российскому бизнесу надежные защищенные решения. Действительно, на начальном этапе возможны проблемы с качеством и переносом контента и пользовательской базы, но это уже тактика. 

И теперь о главном: а что же делать российским потребителям информационных технологий? В первую очередь четко сформулировать задачи, которые – именно сегодня – должны решать программные решения. Во-вторых, незамедлительно выстроить среднесрочный план, учитывающий волатильность ситуации при обеспечении бесперебойной работы программных технологии и отказоустойчивость «железа». Далее, в который раз, но уже на предметном уровне сосредоточить «волю» на создании конгломерата экспертов и «предметников», способных в кратчайшие сроки разработать все необходимые ИТ-продукты. Возможно, здесь стоит «распараллеливать» команды – как внутри предприятия, так и в рамках существующих и новых партнерств. Сегодня это лучший путь для нахождения оптимального решения. Похожий принцип описан в книге Тома ДеМарко «Deadline». 

Нельзя забывать, что наше государство обладает всеми ресурсами, чтобы организовать такую работу, причем не только в области ПО, но и в области «железа».

Александр Казённов, руководитель корпоративной практики, ДКИС ALP Group
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!