Рубрикатор |
Статьи |
Александра ЗАЛМАНОВА  Константин ОСТАШОВ  | 15 марта 2022 |
Такие разные виртуализации
При выборе системы виртуализации важно понимать, какие задачи решает организация с ее помощью, и в первую очередь ориентироваться на базовые возможности продукта и на то, на каком оборудовании будут работать системы и с чем необходимо предусмотреть интеграцию.
Еще несколько лет назад мы мало слышали об отечественной виртуализации. Однако за последние годы количество российских программных продуктов существенно увеличилось. Сегодня стало возможным подобрать отечественные аналоги практически для всех популярных западных решений. На российском рынке имеется широкий выбор систем виртуализации, и все чаще именно они берутся за основу при построении современных ИТ-решений.
Но как выбрать систему виртуализации из множества вариантов? Каковы основные различия между ними и что важно учитывать при выборе решения?
Зачем нужна виртуализация
Виртуализация серверов (рис. 1) позволяет работать c виртуальными ресурсами: центральным процессором (vCPU), оперативной памятью (vMEM), жесткими дисками (vHDD), сетевыми интерфейсами (vNIC), шиной PCI, графическим процессором (vGPU), строить отказоустойчивые кластеры, делать снимки состояния, динамически управлять ресурсами виртуальной машины (ВМ), работать с ними в графическом или консольном режиме, а также по технологии VDI и 3D VDI. Виртуализация СХД дает возможность гибкого управления данными ВМ, а также обеспечивает отказоустойчивость и производительность любого уровня.
Рис. 1. Серверная виртуализация
Рис. 2. Виртуализация СХД
Также можно виртуализировать сети вплоть до уровня сервисов (рис. 3). Сегодня можно строить инфраструктуру любого типа: традиционную, конвергентную, гиперконвергентную или облачную (рис. 4). Помимо этого, сейчас существует спрос не только на базовый функционал, но и на катастрофоустойчивые решения, VDI и 3D VDI. Мы предполагаем, что в дальнейшем фокус будет смещаться в сторону развития, интеграции и поддержки этих продуктов.
Рис. 3. Виртуализация сети
Рис. 4. Виды инфраструктуры
Хотя системы виртуализации от зарубежных поставщиков считаются более современными, с точки зрения потребностей большинства пользователей отечественные решения им не уступают. Особенность российского рынка заключается в том, что сейчас тренды на нем задают не производители, а пользователи, которые уже привыкли к зарубежным аналогам и знают, какой функционал хотят видеть в российских решениях. На рынке иностранного ПО ситуация другая – технологии развиваются, опережая потребности заказчиков. Поэтому приобретение таких решений может повлечь за собой лишние затраты организации на функционал, который на данный момент может быть и не нужен.
Пространство вариантов
Раньше заказчику было проще сделать выбор системы виртуализации, поскольку на рынке конкурировали три-четыре зарубежных вендора, и их продукты решали все основные задачи. Сейчас только в реестре отечественного ПО Минцифры России представлены десятки систем виртуализации от российских поставщиков.
Чем обусловлено такое многообразие? Зарубежные лидеры сформировались уже давно и сегодня широко представлены на мировом и российском рынках. Это позволяет им вести масштабные разработки и в одном продукте сочетать не только базовый функционал, но и решения для узкоспециализированных задач. Если говорить об отечественных системах, то открытость исходного кода платформ виртуализации дает возможность множеству коммерческих компаний дорабатывать их, внося необходимые функции с учетом потребностей рынка. Системы виртуализации сейчас появляются даже у тех разработчиков, которые совсем недавно и не задумывались об их создании. Именно этим, на наш взгляд, обусловлено такое многообразие решений.
В последнее время мы отмечаем повышенный спрос на отечественные системы виртуализации со стороны заказчиков. Разнообразие систем предоставляет большую гибкость в построении решений, что само по себе является плюсом. При этом надо учитывать, что технология KVM имеет не очень широкий функционал и требуется много ресурсов для реализации решений, схожих с решениями конкурентов. Часть производителей пошла по пути доработки не только собственно KVM, но и сред управления, таких как OpenNebula, oVirt, Virtuozzo, Parallels и OpenStack.
Организация также может разработать собственную виртуализацию. Этот подход актуален для технологических компаний, потребностям которых не отвечает ни одно из представленных на рынке решений, например, для Tionix (входит в ГК «Ростелеком»), одноименный продукт которого базируется на OpenStack, и НИИ «Масштаб», разработавшего систему на чистом KVM.
В чем же различия?
Разные продукты решают разные задачи, но у них есть и взаимные пересечения. Сравнение может выполняться по сотне параметров. Но суть такова: системы строятся на движках с открытым исходным кодом, а вендор вносит в них дополнения для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных заказчиков. Поэтому в первую очередь важно понимать именно базовые возможности продукта.
Системы виртуализации, разработанные на одних и тех же движках, вполне могут считаться взаимозаменяемыми, однако имеют ряд отличий. Это не только наличие сертификата, удостоверяющего соответствие требованиям ФСТЭК, политика лицензирования и уровень поддержки. В большей степени речь идет о техническом функционале, который может быть четко описан в документации вендора или же не упомянут в ней.
Выбираем решение
Допустим, у организации уже есть зарубежная система виртуализации и ее необходимо заменить на российскую. Как сделать выбор?
Последовательность действий приблизительно следующая:
- составить список производителей систем виртуализации (не менее трех позиций), ознакомиться их технической документацией (как правило, есть на сайтах);
- отметить наиболее критичные для организации функции систем виртуализации;
- собрать всю информацию о собственной инфраструктуре и используемых сервисах;
- определить взаимосвязи между сервисами, «железом» и процессами;
- разработать программу и методику испытаний;
- развернуть продукты всех вендоров, протестировать каждый в своем контуре;
- проанализировать результаты тестирования, отразить их в едином документе и выбрать решение;
- обучить сотрудников;
- внедрить решение и начать его эксплуатировать.
Обычно эти действия занимают достаточно много времени. Для ускорения процесса можно воспользоваться услугами ИТ-интеграторов, которые обладают большой экспертизой в области российского ПО и уже прошли часть этапов, описанных выше, например, могут сравнить продукты более 10 производителей. Таким образом выбор вендора и системы виртуализации будет основываться на потребностях заказчика.
Чтобы миновать длительный процесс самостоятельного изучения и не ошибиться с выбором продукта, заказчики часто обращаются к нам с просьбой подобрать отечественный аналог для системы с конкретной спецификацией. Однако такой подход неэффективен, так как по функциональным возможностям и по условиям лицензий прямых аналогов нет. В первую очередь нужно понять, какие задачи решает организация с помощью виртуализации, и уточнить, какой функционал для инфраструктуры критичен, а какой является дополнительным пожеланием. Важно также определить, какие системы будут работать, на каком оборудовании и с чем необходимо предусмотреть интеграцию. Только так можно подобрать систему виртуализации наиболее точно.
Но даже если выбранная виртуализация соответствует всем требованиям заказчика, нет гарантии, что всё будет идеально. Внедрение новой системы виртуализации – это комплексный проект. Поэтому крайне важно контролировать все этапы внедрения решения, поскольку сложности могут возникнуть на любом из них – из-за особенностей ИТ-инфраструктуры, несовместимости оборудования, недостаточной компетенции обслуживающего персонала, неоптимальной программы миграции и т.д.
Бывает и так, что организация ранее не использовала систему виртуализации, однако впоследствии потребность в ней возникла. В таком случае мы обычно рекомендуем систему, которую проще всего установить и протестировать, чтобы определить, что именно нужно заказчику. Возможно, самого простого решения будет достаточно, а может быть, и нет, но по крайней мере появится понимание, куда следует двигаться дальше.
В заключение хотелось бы отметить, что использование технологий виртуализации открывает широкие возможности для оптимизации ресурсов и быстрого внедрения новых сервисов. Кроме того, виртуализация – отличный инструмент для тестирования изменений в используемом ПО. Если раньше для развертывания, тестирования и отладки сервиса приходилось иметь дело с тяжелым и неповоротливым «железным» сервером, то сейчас благодаря виртуальным машинам этот процесс заметно упростился.
Сегодня отечественные технологии и разработки в состоянии уверенно конкурировать с западными аналогами как по себестоимости, так и по функционалу, и могут стать им достойной альтернативой.
Константин Осташов, технический эксперт по российскому ПО, Softline
Александра Залманова, эксперт по развитию продаж отечественного ПО в ПФО и УФО,
Softline
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Читайте также:
Общаться с осторожностью: риски в использовании мессенджеров
Как попасть в российскую «таблицу Менделеева» виртуализации?
Российское ПО виртуализации. Новые вызовы и предложения
Бизнес и облачные технологии: куда приведет облачный путь?
Виртуальное рабочее место: руководство к выбору российского решения