Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александр БАРСКОВ  23 декабря 2022

97% компаний в России не используют инфраструктурные облака

Лишь менее 3% российских компаний использовали облачные технологии в 2022 г. А доля облачного сегмента на ИТ-рынке России в 2,4 раза ниже глобальных показателей. Об этом говорится в совместном исследовании Cloud и «Технологии Доверия».

Провайдер облачных услуг Cloud (ООО «Облачные технологии») и компания «Технологии Доверия» (ранее входившая в международную сеть PwC) представили результаты исследования уровня облачной зрелости российского бизнеса. Исследование проводилось в октябре – декабре 2022 г. и охватило более 650 компаний, представляющих все сегменты рынка, от микро- до крупного бизнеса. Согласно данным исследования, за последние три года количество компаний, использующих облачную инфраструктуру, утроилось. Лидерами по затратам на облачные технологии стали финансы (в среднем затраты 17,8 млн руб. на компанию), ритейл (16,8 млн руб.), ИТ (12,8 млн руб.), развлечения и медиа (7,2 млн руб.).

Несмотря на высокие показатели роста, по данным исследования, в 2022 г. лишь менее 3% российских компаний использовали облачные технологии. Как пояснил, отвечая на вопрос «ИКС-Медиа», Евгений Колбин, генеральный директор Cloud, в данном случае речь идет только об инфраструктурных облачных сервисах, т.е. IaaS и PaaS. Понятно, что уровень проникновения SaaS значительно выше.

В целом на Россию приходится 1,1% глобального ИТ-рынка. А доля облачного сегмента в ИТ-рынке России в 2,4 раза ниже мировых показателей (рис. 1).
 
Источник: Cloud и «Технологии Доверия»; данные за 2021 г.
Рис. 1. Структура мирового и российского ИТ-рынков

Согласно данным исследования, на облачные технологии российские компании в среднем тратят 8,4% своих ИТ-бюджетов (рис. 2). При этом большая часть (87%) облачных затрат приходится на сервисы IaaS. Тремя главными стимулами, побуждающими компании и организации мигрировать в облако, являются проекты модернизации ИТ-инфраструктуры, потребность в снижении трудозатрат на обслуживание инфраструктуры и назревшая необходимость в ее масштабировании. Как отметили 31% организаций, участвовавших в исследовании, решение о старте миграции в облако принималось на уровне СЕО. 
 
Источник: Cloud и «Технологии Доверия»
Рис. 2. Затраты на облака

В исследовании использована разработанная Cloud модель облачной зрелости бизнеса, которая позволяет оценить степень развития культуры потребления облачных технологий в компаниях. Анализ показал, что средний уровень облачной зрелости у опрошенных компаний около 35%, где 100% – это теоретическая идеальная компания, развивающая свою инфраструктуру исключительно в облаке и предлагающая большое количество цифровых продуктов. Отметим, что у отдельных опрошенных организаций этот показатель достиг 70%. 

Аналитики выделили три тенденции развития облачных сервисов. Первая – это рост спроса на сервисы на базе суперкомпьютеров. Дорогостоящие суперкомпьютеры, создаваемые для нужд одной организации, могут недостаточно эффективно использоваться, в этом случае их эксплуатация экономически нецелесообразна. Предоставление вычислительных мощностей в формате as-a-service делает технологию доступнее и обеспечивает достаточный уровень утилизации мощностей суперкомпьютера для компании, им владеющей.

«Суперкомпьютеры используются для все большего числа задач, требующих высокопроизводительных вычислений. С их помощью сегодня за дни и даже часы можно сделать то, на что раньше уходили месяцы», – отметил Е. Колбин.

Второй тренд – развитие сервисов на основе искусственного интеллекта. Мировой рынок ИИ развивается темпами, сопоставимыми с динамикой облачного рынка. По мнению экспертов Cloud, именно облачные технологии могут раскрыть потенциал технологий ИИ, снизив порог для потребления соответствующих услуг. Разработка и эксплуатация ИИ в облаке часто значительно дешевле. Это особенно важно для небольших компаний, не имеющих возможности решать подобные задачи на локальной инфраструктуре.

Наконец, третий тренд – развитие FinOps, практики управления затратами на облачные продукты, подразумевающей учет потребностей компании, минимизацию затрат и максимизацию отдачи от инфраструктуры. В мире FinOps развивается гораздо динамичнее, чем в России: крупнейшие компании имеют специальные департаменты, ответственные за оптимизацию экономической эффективности эксплуатации облачных технологий, а крупнейшие провайдеры имеют десятки облачных продуктов для этого. В России практики FinOps используются пока единичными организациями, однако интерес к ним растет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!