Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2023
Антон САЛОВ  21 февраля 2023

Российские облака: уроки 2022 года

Геополитические и экономические изменения привели к нарушениям цепочек поставки, и, как следствие, удорожанию облачных услуг. Импортозамещение стало реальностью, а не просто маркетинговым ходом.

Мировые и российские тенденции

В 2021 г. глобальные технологические слияния и поглощения превысили $1,24 трлн, а общая капитализация рынка публичных облачных сервисов, по данным Bessemer Venture Partners, в ноябре достигла пика в $2,7 трлн. Этому способствовали сохранение «удаленки» и благоприятное состояние фондового рынка – весь год индексы крупнейших технологических компаний шли вверх.

Однако к концу 2021 г. ситуация изменилась: биржевые индексы S&P500 и Dow Jones пошли вниз. В том же направлении двинулись и индексы высокотехнологичных компаний – NASDAQ и EMCLOUD (BVP Nasdaq Emerging Cloud). Последний был создан для отслеживания эффективности развивающихся публичных компаний, которые в основном занимаются предоставлением облачного ПО и SaaS-сервисов. По нему можно видеть, сколь высоки были ожидания от облаков в условиях пандемии и как менялась ситуация в дальнейшем. Все эти тренды сигнализировали о переходе от VUCA-мира (Volatility, Uncertainly, Complexity, Ambiguity – нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) к эпохе BANI (Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible – хрупкость, тревожность, нелинейность, непостижимость).

С такими вводными мы подошли к началу 2022 г. Очень скоро наступил технологический кризис, который перераспределил силы не только на отечественном, но и на глобальном облачном рынке. По данным консалтинговой компании Onside, российский сегмент cloud-рынка прибавил 27,5% и в 2022 г. достиг примерно 150 млрд руб. Во многом на эту оценку повлияло повышение цен на облачные сервисы весной, когда большинство провайдеров подняли цены, некоторые на 50%. Поэтому в действительности рост российского cloud-рынка не столь существенен, а сама динамика неравномерна. В первой половине года мощности покупались «про запас», что обеспечило скачок спроса. Но уже летом стал заметен спад активности, а у некоторых провайдеров заказанные мощности и вовсе начали высвобождаться из-за пересмотра инвестпрограмм и сокращения ИТ-бюджетов. Кстати, спад интереса со стороны бизнеса заметили в основном те небольшие независимые игроки, которые занимаются исключительно предоставлением инфраструктуры.

На рынок в 2022 г. влиял и кризис доверия, наблюдающийся в экономике разных стран последние годы и проявляющийся в настороженности бизнеса к подписной и облачной моделям. На примере российских компаний зарубежные игроки вдруг осознали уязвимость бизнеса, зависящего от сторонних поставщиков сервисов. Причем на кону оказывается не только отключение от инфраструктуры, но и невозможность получить данные назад. В результате копии всех облачных данных стали хранить на территории своей страны, а лучше – в собственном облаке. В свою очередь, это повысило спрос на частные облака, которые развертываются как в ЦОДах облачных провайдеров, так и на площадке бизнес-заказчика. По данным iKS-Consulting, процессы миграции на отечественную инфраструктуру вызвали рост рынка IaaS на 41%. Этот процесс «деклаудизации» изменил стратегию поведения глобальных облачных игроков на рынке и привел к корректировке моделей угроз.

Отметим ключевые факторы, оказавшие существенное влияние на состояние облачного рынка в России:
  • кризис цепочек поставок оборудования и, как следствие, рост себестоимости облачных услуг;
  • приостановка деятельности или полный уход иностранных провайдеров и вендоров ПО, отказ в техподдержке;
  • рост спроса на отечественное ПО (включая системное и ПО виртуализации) и на программно-аппаратные комплексы; миграция на отечественную инфраструктуру.
Оборудование

Во II квартале 2022 г. часть облачных провайдеров столкнулась с дефицитом оборудования. Справляться с ним приходилось разными способами. Ряду компаний помогла государственная поддержка отрасли в виде субсидий. Другие сами собирали серверы из комплектующих, чтобы удовлетворить галопирующий спрос на облачную инфраструктуру. Третьи (преимущественно А-бренды) и вовсе не испытывали проблем с оборудованием, так как у них были ресурсы на покупку серверов для своих и провайдерских нужд. Остальные смогли наладить поставки лишь к концу III квартала.

До конца II квартала бизнес выкупал или бронировал вычислительные мощности у провайдеров разных уровней. Катализатором стала необходимость миграции с облаков зарубежных провайдеров и переноса данных от глобальных гиперскейлеров, а также резервирование мощностей под будущие проекты или для расширения инфраструктуры.

К середине лета, когда были налажены каналы поставок, наступила «новая реальность», в которой можно работать, – с поправкой на особые правила. К примеру, стало необходимым разносить закупки по времени и каналам: 100 серверов одновременно закупить можно, а 1000 – уже проблематично.

Также перед провайдерами встал выбор: закупать noname-оборудование (и при этом не рассчитывать на гарантию или послепродажный сервис) или делать закупки, как раньше, когда гарантию и сервис обеспечивал дистрибьютор или реселлер. Появилась целая прослойка игроков, которые держат склады с запасными частями вместо вендоров, чтобы поддержать принципы RMA (Return Merchandise Authorization – возврат некачественных или неисправных изделий производителю для ремонта, обмена или зачета в баланс) в условиях параллельного импорта.

ЦОДы за рубежом остались, правда, вектор изменился: теперь он направлен не на запад, а чаще всего на юг – в Казахстан, Израиль и Арабские Эмираты. Обеспечить оборудованием или ПО эти ЦОДы проблем не составит, а значит, можно предоставлять услуги, в том числе в России.

В итоге к концу года рынок смог выйти из кризиса благодаря адаптации к возможной работе с любым возможным производителем оборудования с любой моделью предоставления вычислительных ресурсов.

Зарубежные провайдеры

По оценкам экспертов RCCPA, до 2022 г. на долю зарубежных провайдеров приходилось до 30% прироста объема облачного рынка РФ. Наибольший вклад вносили Microsoft и AWS, а также VMware в части ПО для корпоративного стандарта частных и публичных облаков. Сегодня они также продолжают оказывать влияние на рынок: хотя мощности расширить нельзя, можно продолжать работать в рамках действующих контрактов – правда, без перспективы продления и технической поддержки вендора.

Из-за потенциальных рисков отключения в будущем компании вряд ли решатся использовать облака альтернативных зарубежных провайдеров: как правило, вместо этого обращаются к отечественным cloud-лидерам либо развертывают поверх IaaS собственные серверы для коммуникаций и совместной работы.

В этом году на рынке начали появляться анонсы отечественных решений от сторонних провайдеров, например на базе CommunigatePro, но они не могут в полной мере заменить ни Google Workspace, ни Microsoft 365, а достойного импортозамещения, открытого для клиентов любого уровня, пока ни «МойОфис», ни «Р7» предложить не смогли.

Что касается малого бизнеса, на рынке не хватает оптимизации софта со стороны вендора для работы по облачной модели – должно существовать отдельное направление по работе с провайдерами и их клиентами.

За счет ухода иностранных игроков и недоступности привычных форм оплаты зарубежных сервисов SaaS-сегмент в России, по оценке экспертов RCCPA, впервые за последние 15 лет покажет рост лишь на несколько процентов: потребуется время, чтобы заменить E2E-решения, особенно отраслевые, а также перенести данные из системы Salesforce в ELMA. На этом фоне активизировалась борьба cloud-провайдеров за отечественных поставщиков SaaS-решений. Разработчиков пытаются привлечь на свою виртуальную инфраструктуру ценами, грантами, скидками и поддержкой.

В сегменте SaaS есть и ряд сложностей. Хотя российские гиперскейлеры готовы принять на свои платформы клиентов зарубежных конкурентов, ушедших с рынка, их функциональность не всегда на 100% соответствует иностранным платформам. У большинства фактически отсутствуют IoT- и edge-возможности, которые есть у западных Azure и AWS.

В целом рынок SaaS остался свободным для российских игроков после ухода крупнейших зарубежных конкурентов Oracle, SAP, Cisco, Autodesk, Gurtam, Siemens и Trimble. Поэтому при наличии готового решения в любой из освободившихся ниш можно вырасти в разы: спрос высокий, а предложения практически нет.

В инфраструктурных сервисах дела обстоят гораздо лучше. Отечественные провайдеры готовы принять любого клиента, если он использует только облачную инфраструктуру. У клиентов есть возможность мигрировать даже в привычное окружение VMware – многие провайдеры продолжают оказывать услуги на базе данного стека решений, даже при отсутствии поддержки от вендора. А ряд гиперскейлеров, в свою очередь, готовы оказать услуги по миграции на KVM – иногда бесплатно.

Отечественное ПО и стек для провайдеров

Из-за сложившейся на рынке ситуации отечественные провайдеры стали выбирать различные стратегии импортозамещения. Небольшие провайдеры, не имеющие возможности собственной разработки, предпочли поддерживать стек VMware/Microsoft, который они применяли ранее для оказания услуг, из-за отсутствия средств и ресурсов для миграции на альтернативные варианты (писать свою платформу поверх KVM, «допиливать OpenStack» либо положиться на существующие отечественные или зарубежные платформы из Китая). Путь, по которому идет большинство, – попробовать найти отечественный стек виртуализации и управления облаком. Одной виртуализации мало. Переписывать гипервизор никто не заставляет, но нужно заменить функциональность систем управления облаком. В настоящее время в реестре отечественного ПО находится более дюжины систем виртуализации. Этот аспект эксперты RCCPA обсуждали на дискуссионном клубе «Импортозамещение систем виртуализации для облачных провайдеров» и сошлись во мнении, что альтернативы на рынке присутствуют, и они хороши.

В целом ситуация на провайдерском рынке мне не видится критичной. Вопрос ЦОДов (дефицита площадей, оборудования и вычислительных мощностей) будет решен или включен в себестоимость. С оборудованием работать научились, с ПО тоже можно побороться.

В 2022 г. были выучены два урока, которые будут определять ИТ-стратегии. Первый: эпоха vendor lock закончилась. Привязываться к одному поставщику – стратегия непродуманная и неоправданная. Второй: цифровой суверенитет перестал быть только маркетинговым ходом. Для бизнеса, работающего на территории России, теперь действительно важно, чтобы облако находилось здесь же, было построено на отечественных технологиях и обслуживалось российской командой.

Антон Салов, руководитель стратегии IoT, МТС; эксперт, RCCPA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!