Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Подростки показали более высокий уровень цифровой грамотности, чем взрослые
28 сентября 2018 |
Большинство подростков в России знают о возможностях интернета, могут быстро найти информацию, с легкостью разобраться в интерфейсе нового гаджета или сформировать свою ленту новостей. В то же время, они не осознают угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность.
Об этом свидетельствуют результаты совместного исследовательского
спецпроекта «Дети и технологии», проведенного Аналитическим центром
НАФИ, Группой QIWI и Агентством стратегических инициатив в мае-августе
2018 года. В рамках проекта были проведены всероссийские опросы
родителей[3], опросы подростков 14-17 лет, фокус-группы с детьми 9-12
лет, а также кабинетное исследование российских и мировых программ
повышения цифровой грамотности детей и подростков.
Только 15% тинейджеров обладают высоким уровнем цифровой грамотности (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше), в средеи же индекс цифровой грамотности российских подростков составил 73 п.п. из 100 возможных. И все же это значительно выше показателя взрослых людей, для которых средняя величина данного показателя составляет 52 п.п.
Индекс цифровой грамотности российских подростков
Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни.
Компоненты цифровой грамотности подростков:
- Знания о специфике информации и различных ее источниках
- Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
- Установки в отношении пользы и вреда информации
2. Компьютерная грамотность
- Знание устройства компьютера и его функций
- Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
- Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
- Знание о медиа-контенте и его источниках
- Навыки поиска новостей и фактчекинга
- Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
4. Коммуникативная грамотность
- Знания о специфики диалога в цифровой коммуникацииНавыки использования современных средств коммуникации
- Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
- Знания современных технологических тенденций
- Навыки работы с гаджетами и приложениями
- Установки в отношении пользы технологических инноваций.
Индекс цифровой грамотности несколько выше среди юношей (76 п.п. по сравнению с 71 п.п. у девушек). Юноши демонстрируют более высокий индекс цифровой грамотности за счёт выраженных знаний и навыков в области компьютерных технологий (компьютерной грамотности).
Индекс цифровой грамотности выше среди подростков, проживающих в крупных населенных пунктах — городах с населением 500 тыс. чел. и выше (74–76 п.п. по сравнению с 69 п.п. в городах 50 тыс. —100 тыс. чел.), а также среди подростков из более обеспеченных семей (80 п.п. у самой высокодоходной группы по сравнению с 71 п.п. у самой низкодоходной группы).
«Как технологичная компания мы видим свою миссию в образовании подрастающего поколения в вопросах финансовой и цифровой грамотности и приобщению детей и подростков к правильному обращению с современными технологиями. Как показывают результаты нашего исследования, несмотря на то что поколение Z выросло в эпоху интернета, это не гарантирует им высокий уровень цифровой грамотности. Мы считаем, что вопросам повышения цифровой компетентности должно уделяться внимание на самом высоком государственном уровне. Это – необходимое условие для перехода на цифровую экономику и гарантия конкурентоспособности как всего государства, так и отдельно взятого человека», – комментирует Елена Луценко, руководитель образовательных программ QIWI.
Индикаторы информационной, коммуникативной и медиаграмотности
Для всех подростков характерны высокие показатели информационной и медиаграмотности. Так, 80% тинейджеров знают, что при поиске информации в интернете эффективнее будет пользоваться сразу несколькими источниками. 75% делают это быстро, с легкостью могут найти в интернете любую необходимую информацию. 76% подвергают сомнению достоверность новостей в СМИ и предпочитают использовать разные источники для проверки правдивости освещения, 77% сами формируют свою новостную ленту в соцсетях.
Также у тинейджеров хорошо развиты коммуникативные знания и навыки. 82% подростков согласны с тем, что точки зрения бывают разные, и сложно оценить, чья более правильная. 79% хорошо знают функционал и возможности соцсетей и мессенджеров, которые используют.
«Измеряя уровень информационной, коммуникативной и медиаграмотности, мы подтверждаем отличные знания и навыки российских подростков, – отмечает генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. – Когда же речь заходит об установках по отношению к цифровой среде и ее восприятии, показатели заметно снижаются по ряду параметров. Другими словами, осознание угроз цифровой среды слабее, чем способности по работе с ней. Подобные «перекосы» свидетельствуют о стихийном формировании цифровой грамотности российских подростков».
Треть подростков (33%) не осознают возможного вреда, который может приносить информация. Столько же подростков (32%) считают, что в интернете нет необходимости придерживаться общепринятых норм общения. Более четверти тинейджеров (27%) забывают о том, что даже те СМИ и сообщества в социальных сетях, которые они выбрали сами, могут сообщать неполную информацию, либо преподносить её в выгодном кому-то свете.
Индикаторы компьютерной грамотности и отношения к технологиям
Большинство
опрошенных подростков осознают удобство технологий в решении
повседневных задач — для учёбы, работы и т.п. (74%). Однако почти
половина подростков (44%) не знают устройства компьютера и для чего
нужны некоторые программы, не могут самостоятельно решить проблемы,
связанные с работой компьютера, включая установку и обновление программ и
операционной системы.
Абсолютное большинство подростков (90%) считают, что гаджеты помогают им в жизни. Большинству (83%) не составляет труда разобраться в том, как использовать ранее не используемый ими гаджет. Почти половина подростков (42%) отметили, что не следят за новостями в сфере новых технологий и редко интересуются технологическими новинками.
«Цифровизация нашей жизни — это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Мы живём в эпоху цифровой экономики, ежедневно пользуемся цифровыми сервисами. Но цифровизация несет с собой не только удобство, но и риски. Важно не пользоваться этими благами бездумно, а знать правила игры, уметь отличить честных игроков этой системы от нечистых на руку. Поэтому цифровая грамотность — одна из ключевых грамотностей XXI века, – комментирует Анастасия Зырянова, заместитель директора Направления «Социальные проекты» АСИ. – Исследование поможет найти пробелы и дефициты в знаниях детей, задаст направление для создания новых учебных курсов. Все это должно быть современно, интересно, ярко, геймифицированно, интерактивно, иначе мы не достучимся до поколения Z. Мы в АСИ поддерживаем проекты, предлагающие новые виды и формы образования. Наша цель — создать такую экосистему образования, которая будет формировать у детей важные для жизни сегодня и в будущем навыки. Это поможет ребятам быть успешными в нашем стремительно меняющемся мире».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.