Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2007
01 сентября 2007

Информационное Общество обрело стратегию и строит инфраструктуру

«ИКС» не перестает отслеживать перипетии всеобщего строительства «комплекса зданий» информационного общества и отдельных «корпусов» е-государства, е-правительства, е-экономики, которые, по мысли идеологов, сольются в единое е-общество (см., например, «ИКС» № 4'2007, с. 42–59; № 12'2005, с. 32–62). А заодно мы решили сверить декларации с объективными показателями – динамикой позиций России в мировых рейтингах готовности к ИО, уровней развития ИКТ, е-правительств… Летом этого года были предприняты новые шаги в направлении всеобщей информатизации – как стратегические, так и тактические. Совет безопасности утвердил Стратегию развития информационного общества в России. МСЭ поставил Россию на 51-е место по информатизации в мире.

Стратегия. Выйти в лидеры

В мировых рейтингах информатизации Россия уже побывала между Китаем и Египтом, Филиппинами и Азербайджаном, Украиной и Беларусью, Латвией и Казахстаном, Кыргызстаном и Литвой (см. «ИКС» № 6'2007, с. 4–5; № 8'2006, с. 67–71).

В последнем отчете МСЭ за 2007 г.* о развитии ИО в 181 стране мира, где отмечена существенная связь между уровнем развития ИО и ВНП на душу населения, Россия занимает 51-ю позицию (между Румынией и Турцией). Страны же, лидирующие в области постиндустриального развития, представлены на рис. 1.

На заседании Совбеза, где была принята Стратегия развития информационного общества в России, В.В. Путин отметил, что развитие информационного общества – системная и долгосрочная задача, в решении которой сходится целый ряд проблем: от развития конкурентоспособности экономики до укрепления обороноспособности страны. По словам главы государства, все планируемые в этом контексте мероприятия должны иметь не только глубоко просчитанный, но и опережающий характер. Он выделил ряд принципиальных моментов, связанных с проектом стратегии.

Итак, стратегия ИО в концепции президента:

  1. Стратегия должна послужить основой для подготовки конкретных программ (как в центре, так и на местах) – от разработки ИT до их внедрения. При этом региональные программы должны формироваться с учетом общих стратегических целей.
  2. Следует прежде всего ориентироваться на крупные системные задачи и проекты. Например, Президентская библиотека должна стать фактически национальным информационным порталом, интегрированным в глобальное информационное пространство.
  3. Использование ИТ должно служить обязательным критерием эффективности работы ведомств, властей регионов и органов местного самоуправления, для чего уже сейчас следует выработать объективные оценочные показатели развития и внедрения этих технологий.

Здесь нужно учитывать и такие чувствительные факторы, как скорость и качество оказания гражданам публичных услуг: как быстро оформляются документы, сколько времени уходит на получение справок, подачу налоговых деклараций, регистрацию имущества и т.д.

По плану президента и правительства, к 2015 г. Россия должна войти в десятку стран-лидеров по показателю доступности ИКТ-инфраструктуры для граждан и организаций. А это значит, что за 7–8 лет России предстоит преодолеть 40 ступенек мирового рейтинга, притом что страны-лидеры тоже не стоят на месте.

Тактика. Создать информационнотехнологическую инфраструктуру

ФАИТ разработал принципы реализации информационной инфраструктуры, необходимой для построения электронного общества России. Исходя из отечественного и мирового опыта создания больших информационных систем, рекомендаций ведущих российских ученых в области ИТ и анализа недостатков существующих отраслевых систем РФ, агентство сформулировало главные требования к элементам инфраструктуры е-государства:  

  • однократный ввод и многократное использование (предоставление) информации в соответствии с полномочиями доступа;
  • инвариантность к изменениям структуры органов госуправления (сохранность информационных ресурсов в ходе административных реформ, демократических смен президента и др.);
  • юридическая значимость информации с обеспечением ее авторства, целостности и подлинности;
  • авторизация пользователей (исключая анонимные запросы).

Требованиям соответствует единое многоуровневое киберпространство, предполагающее эффективную реализацию: а) цифровой подписи; б) памяти на базе распределенных активных хранилищ; в) единой национальной системы идентификации. Решение этих задач создаст предпосылки для информационного взаимодействия, необходимого в деле обеспечения единства управления и юридической значимости документов, исходящих из любой системы управления.

Происходит бурное расширение идентификационного пространства, уже всем знакомы социальные карты, карты школьника и студента, даже биометрические паспорта. По словам руководителя Росинформтехнологий В.Г. Матюхина, создаются системы удостоверяющих центров. Ранее состоялась презентация корневого удостоверяющего центра, разработанного в рамках программы «Электронная Россия». Формирование распределенных хранилищ ведется совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова (рис. 2).

Мининформсвязи планирует в 2007 г. создать на базе Федерального информационного центра (ФИЦ) опытный участок взаимодействия Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы и Центризбиркома. Цель – повышение достоверности и полноты сведений, содержащихся в регистре избирателей ГАС «Выборы» в преддверии выборов 2008 г. С помощью ФИЦ будет осуществляться управление межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем. Бюджетное финансирование проекта на 2007–2010 гг. – более 1,2 млрд руб.

Кроме того, Мининформсвязи работает над созданием системы межведомственного информационного е-взаимодействия Росрегистрации, Роснедвижимости и ФНС для ведения государственного кадастра объектов недвижимости и предоставления госуслуг в этой сфере. В Республике Татарстан в рамках пилотного проекта организована опытная эксплуатация системы на базе регионального узла ФИЦ. А в Федеральном информационном центре планируется создать информационную систему взаимодействия контрольно-счетных органов страны всех уровней.

До конца 2007 г. появится также прототип системы взаимодействия Российского союза автостраховщиков и органов госвласти в рамках ОСАГО: посредством автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО можно будет получить через Интернет аварийную историю любого транспортного средства.

ФИЦ рассматривается как необходимый элемент инфраструктуры межведомственного взаимодействия в электронном виде, включающий в себя систему защищенной электронной почты для органов госвласти, систему контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ и возмещением экспортного НДС, интегрированную АИС органов исполнительной власти на государственной границе России.

На базе ФИЦ создается федеральный центр информационных образовательных ресурсов в рамках федеральной программы развития образования. Планируется разместить ведомственные резервные центры обработки данных госсистемы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических сведений.

 

Мининформсвязи с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработало проект постановления Правительства РФ «О создании федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем» (проходит процедуру согласования в ведомствах). Предполагается, что начиная с 2008 г. услугами ФИЦ смогут воспользоваться все федеральные органы власти, а с 2009 г. – все органы власти субъектов Федерации.

***

Итак, доктрина информационного общества (на каком году его строительства?) принята. Есть надежда, что тактика и практика информатизации приведут к намеченным е-целям.


* World Information Society 2007 Report: Beyond WSIS. – Geneva: ITU and UNCTAD, June 2007; www.itu.int.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!