Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2008
Александра КРЫЛОВА  16 июня 2008

Виртуальные розы продаются лучше живых

Желая добавить вдохновения в разговоры о 3G-сервисах, ведущиеся сегодня на россий-ском рынке, компания Ericsson пригласила посетить Москву одного из самых известных в мире экспертов в области организации прибыльного бизнеса на рынке услуг беспроводной связи – Т. Ахонена.

Томи АхоненТоми Ахонен – последовательный сторонник цифровых сообществ и социальных сетей, о которых он с воодушевлением рассказывает на лекциях в Оксфордском университете в рамках экспресс-курсов по услугам 3G, новым бизнес-моделям их продвижения, а также по мобильному ТВ. В четырех книгах, ставших бестселлерами, он описал более 400 услуг, которые сегодня приносят деньги.

Эффективные стратегии перехода от 2G к 3G и перспективы 4G, популярные мобильные сервисы и их бизнес-модели – далеко не полный перечень тем, затронутых Т. Ахоненом на встрече с российскими журналистами.

– Томи, на какие темпы роста пользователей услуг могут рассчитывать российские операторы, разворачивающие сети 3G?

– На первых рынках, где были запущены сети 3-го поколения – в Японии, Корее, Англии, Италии и Сингапуре, потребовалось четыре года, чтобы 50% абонентов перешли из 2G в 3G. Причем это касалось только терминалов, а не услуг. Использование услуг обычно отстает от продаж терминалов года на полтора. Сегодня в Италии, Англии и Сингапуре 3G-услугами пользуется примерно 25–30% населения. В Японии и Корее проникновение 3G-телефонов – на уровне 80% и более 50% жителей потребляют 3G-сервисы.

Россия по ряду параметров ближе к развивающимся странам, и скорость перехода к 3G здесь может быть ниже.

– С каких услуг вы посоветовали бы операторам начать?

– Сегодня уже очевидно, что killer application в сетях 3G – это мобильные социальные сети. Первые мобильные пользователи социальных сетей появились в Корее в 2003 г., а уже в 2007 г., по данным аналитиков Informa, мировой объем рынка таких услуг достиг $6 млрд. Это самая быстрорастущая отрасль за всю историю человечества.

– Как оператор сотовой связи и/или сервис-провайдер могут зарабатывать на мобильных социальных сетях?

– В Англии провайдер сервиса флирта Flirtamatic получает доход от персонализации и виртуальных подарков. В их числе, например, виртуальная алая роза. Роза живет три–четыре дня, а потом «вянет». Если девушка нравится парню, то он подарит ей другую розу. У Flirtamatic 100 тыс. пользователей, и в 2007 г. он продал 3,5 млн таких роз, каждая из которых стоит 23 пенса. Можно сказать, что по объему продаж роз провайдер опережает крупнейшие флористические компании Великобритании, торгующие настоящими, а не виртуальными цветами.

Кроме роз, провайдер предлагает множество других виртуальных вещей: можно подарить другу виртуальный бокал шампанского или отправить ему «большой поцелуй».

Еще один способ получения денег с пользователя – платное размещение его фотографии на разных веб-страницах сервиса. Подобные пожелания провайдер принимает от многочисленных клиентов в формате аукционных заявок. Для того чтобы в течение 6 часов быть «лицом № 1», нужно заплатить 6 фунтов. Сервисы Flirtamatic приносят компании такую прибыль, что, по словам ее президента М. Кертиса, подписка и не нужна.

– Какие еще 3G-услуги сегодня популярны у абонентов в разных странах?

– Мобильные блоги, видеоигры, video sharing. В Англии, Италии и Гонконге популярна услуга See Me on TV.

– Желающих вести свои блоги с мобильного телефона много?

– По данным Informa, в ноябре 2007 г. в мире насчитывалось около 100 млн пользователей мобильных социальных сетей. Я думаю, что около 20 млн из них пишут блоги с мобильного телефона. При этом добрая половина всех мобильных блоггеров в мире – жители Японии и Южной Кореи.

Меня исследователи, скорее всего, посчитали дважды: как автора блога, посвященного развитию сотовой связи (10% информации я размещаю в нем с мобильного телефона), а также как блоггера, пишущего о гонках «Формулы-1». Поскольку ситуация тут меняется очень быстро, для ведения этого блога я пользуюсь телефоном чаще, в 50% случаев.

– А чем интересна для абонентов услуга See Me on TV?

– Ее главное преимущество – интерактивность. Результаты многих исследований показывают: чем больше ты вовлекаешь зрителей, тем больше зарабатываешь. Пользователи See Me on TV могут выкладывать на портале свои видеосюжеты, просматривать ролики, снятые друзьями, участвовать в голосовании. И, что немаловажно, могут зарабатывать деньги. В Англии за каждый просмотр видео его автор получает 1 пенс. При этом средний доход активного пользователя сервиса составляет 11 фунтов в месяц, что покрывает половину ежемесячной абонентской платы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!