Rambler's Top100
—татьи
Ћили€ ѕј¬Ћќ¬ј  04 июл€ 2008

Ђћосква Ц единственный в мире город, где работают сразу три оператора IPTVї

заметил ¬италий Ўуб, заместитель генерального директора «—истема ћасс-медиа», име€ в виду —ћћ, «÷ентральный “елеграф» и « орбину». —воими мысл€ми топ-менеджер самого опытного российского IPTV-оператора поделилс€ на недавнем IPTV Forum Russia/CIS.

√В. √Ш√≥√°: "√К√Ѓ√≠√≤√•√≠√≤ – √™√Ѓ√∞√Ѓ√Ђ√Љ, √Ѓ√≠ √ѓ√∞√†√Ґ√®√≤ √°√®√І√≠√•√±√Ѓ√ђ IPTV."ќ «проблеме-2015»

¬ последнее врем€ "проблема-2015" очень активно обсуждаетс€, но надо подчеркнуть: переход на цифровой формат вещани€ в 2015 г. касаетс€ только одного сегмента “¬-рынка. Ёто проблема цифровизации эфирного вещани€ в дециметровом диапазоне. ÷ифровое  же “¬ вообще и IPTV в частности можно предоставл€ть различными способами, которые никакого отношени€ к цифровизации эфира не имеют. ”же сейчас мы можем по всей стране расставить коллективные станции спутникового приема – и в каждой квартире "в цифре" будет приниматьс€ тот же "“риколор" или "Ќ“¬-ѕлюс". ќператоры широкополосного доступа могут каблировать практически все крупные города (чем они сейчас и занимаютс€) и предоставл€ть цифровое “¬ независимо от эфирного.


Ќо цифровизаци€ эфира, по большому счету, несет не технические последстви€: она может резко изменить баланс на рынке, нарушив существующую сегодн€ модель устойчивого равновеси€ между предложением 20 свободных эфирных каналов и 60-100 платных каналов. » уже есть страны (например, √ермани€), которые с точки зрени€ платного “¬ вообще и IPTV в частности представл€ют собой "черные дыры", потому что 40 каналов бесплатного DVB-телевидени€ практически убивают платежеспособный спрос в эконом-классе на платное “¬. ѕоэтому та модель цифровизации эфирного “¬, котора€ будет предложена и реализована до
2015 г., определит развитие всего рынка платного “¬ в стране и IPTV в частности.


ќ будущем рынка IPTV

Ёто как раз тот случай, когда прогнозы – дело не совсем неблагодарное. ≈сть определенна€ логика развити€ рынка, и ее отменить невозможно. ‘акты состо€т в том, что сейчас в стране началась гонка строительства сетей Ўѕƒ. –ынок раздел€ют 5-6 игроков национального масштаба, которые либо сами каблируют практически все крупные и средние города, либо поглощают операторов, которые такой инфраструктурой уже располагают и имеют абонентскую базу. ѕоэтому реально в среднесрочной перспективе создание в стране ситуации, когда практически в каждой квартире будет присутствовать опци€ из трех-четырех операторов Ўѕƒ с приблизительно одинаковыми по качеству сет€ми и с достаточно близкими базовыми пакетами предложений. —итуаци€ будет очень сильно напоминать сотовые сети, которые многократно накладываютс€ друг на друга в каждом городе. „то касаетс€ IPTV – существует определенна€ статистика проникновени€ IPTV относительно абонентов Ўѕƒ – сегодн€ в ћоскве это приблизительно 1/6.


ќ модел€х потреблени€

—уществует нека€ эстафета поколений в потреблении “¬ как продукта. ≈сть модель пассивного телесмотрени€, и в —Ўј, например, 82-88% телезрителей относ€тс€ к этой категории. —мотр€т телевизор, просто переключа€ каналы, представители старшего и среднего поколени€. Ќовое поколение, выросшее у мониторов компьютеров, потребл€ет видеоконтент совершенно иначе. » все операторы IPTV сейчас пытаютс€ адаптировать свои предложени€ видеоконтента именно с учетом новой культуры телесмотрени€. ћы видим, что в дальнейшем оператор IPTV станет более универсальным оператором, который будет предлагать продукт как на специализированные абонентские устройства STB, так и на компьютеры - на открытые платформы на базе, скажем, Microsoft Windouws. ¬ этом случае суммарное проникновение IPTV должно возрастать, поскольку оно будет адресовано практически независимым различным категори€м абонентов одного домовладени€, различным поколени€м. » мы, и наши конкуренты стараемс€ быть "в русле" и работать на опережение - готовить технологические платформы, пакет продуктов и соответствующие решени€ дл€ того, чтобы спрос, который сейчас зарождаетс€ со стороны компьютерных пользователей, получил адекватное предложение с нашей стороны.


Ёто переход к портальной модели, котора€ подразумевает вовлечение телезрител€ в диалог с вещателем или порталовладельцем. » следующа€ фаза, очень т€жела€, – переход к гейминговой модели, когда зритель начинает интерактивно взаимодействовать с контентом. “ут возникает масса проблем на стороне прав, поскольку права непрерывно "размножаютс€", их становитс€ все больше и их нужно непрерывно покупать, оформл€ть и т.д.


Ќо самое главное, – в определенный момент, когда степень интерактивности превышает определенный критический порог, другим должен становитьс€ контент. ≈сли мы рано или поздно приведем IPTV к гейминговой модели многосценарности сюжета, то это повлечет целую цепочку последствий не только технологических. —ама среда предоставлени€ услуг должна быть друга€, оператор должен в реальном времени взаимодействовать с активным абонентом уже как игрок - мегаигрок или метаигрок, называйте как хотите. Ёто означает, что и платформа предоставлени€ услуг должна быть технологически гораздо более изощренной -
  в ней должен быть достаточный уровень "интеллекта", чтобы одновременно играть на многих "шахматных досках" с большим количеством абонентов; и контент должен стать принципиально другим – многомерным, произведенным и обработанным в HD-формате по новым технологи€м съемки, новым сценари€м и с учетом новых технологий продаж.


я абсолютно уверен, что, поскольку сейчас Web-TV и портальное “¬ начинает "победное шествие" по планете, то IPTV-операторы просто вынуждены следовать этой логике, чтобы оставатьс€ конкурентоспособными.


ќ контенте

—ейчас рынок будет находитьс€ под непрерывным прессингом увеличивающегос€ проникновени€ широкоформатных панелей высокого разрешени€:  люди, покупающие их за 2-4 тыс. долл, будут формировать платежеспособный спрос на высококачественный контент, который адекватно смотритс€ на их дорогущих телевизорах.  IPTV в этом смысле выигрывает перед другими технологи€ми доставки контента, потому что позвол€ет осуществл€ть переход форматов из SD в HD без  серьезных технологических "ломок", на той же самой технологической платформе и с минимальными инвестици€ми. —ейчас в triple play вообще и в IPTV в частности складываетс€ парадоксальна€ ситуаци€: сервис, который €вл€етс€ носителем некой дополнительной стоимости (кака€ это стоимость, каждый оператор решает дл€ себ€ сам), а именно видеосервис - становитс€ драйвером всего развити€ отрасли.


¬идеосервис – это не сервис видео, это сервис конкретного контента. ≈сли люди не наход€т в сетке каналов то, что они хот€т смотреть, они сначала перестают щелкать пультом, потом перестают платить. ќператоры IPTV в ћоскве очень хорошо это чувствуют. ѕрелесть IPTV, кстати, состоит в том, что это очень жесткий бизнес с точки зрени€ отсутстви€ иллюзий. Ќе надо проводить опросы, не надо ставить какие-то коробочки, которые фиксируют телесмотрение (так называемые пиплметры): каждый оператор прекрасно знает, кто когда и что смотрит. » ситуаци€ телесмотрени€ абсолютно известна. ѕоэтому IPTV позвол€ет абсолютно точно юстировать предлагаемый контент к реальному платежеспособному спросу. » это колоссальное преимущество. —татистика в реальном времени, набираема€ на большой представительной абонентской базе, всегда дает наиболее точные ориентиры оператору по юстированию своего пакета предложений.


—ейчас дл€ всех продвинутых контент-генераторов кино и “¬ стандартом де-факто стало HD. ¬с€ съемочна€ аппаратура, архивировани€ контента, обработки контента – уже в HD. Ќо на нашем рынке крайне ограничено предложение русско€зычного HD-контента, и это проблема фундаментальна€. ћо€ надежда – что тот тихий бум, который сейчас происходит в кино- и телемире – все снимают, снимают, снимают – рано или поздно приведет к тому, что HD-контент пойдет по трубам. IP-трубы к этому готовы. ѕроблемой может стать абонентское оборудование: STB дл€ HD мало и они значительно дороже STB дл€ SD. ѕоэтому дл€ оператора переход на премиальное или массовое предоставление HD-контента может стать достаточно болезненным в финансовом отношении: надо будет тратить дополнительные деньги на закупку и субсидирование STB или перекладывать цену "входного билета" на абонента, тем самым уменьша€ проникновение. Ќо HD-телевизоры будут покупатьс€ все больше и больше.


»так, непрерывна€ гонка форматов и разрешений (сейчас уже давит 4-кратное HD, за ним идет 16-кратное) заставл€ет операторов широкополосного доступа непрерывно совершенствовать свои сети. ƒругого драйвера нет, ведь банальный доступ в »нтернет, электронна€ почта и тем более VoIP никаких суперсетей не требуют.  ак компьютерный рынок в основном сейчас "мотивируетс€" сравнительно небольшой прослойкой геймеров (их всего около 5-7% пользователей, но они требуют все более мощных деск-топов, процессоров, видеокарт, мониторов и т.д. - и это т€нет рынок за собой), так и качественный контент "т€нет" за собой IPTV, которое, в свою очередь, создает давление на операторов широкополосного доступа. Ёто залог того, что отрасль будет развиватьс€ достаточно долго, пока не выйдет на более-менее стандартную технологическую модель.

ѕоделитьс€:
«аметили неточность или опечатку в тексте? ¬ыделите еЄ мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. —пасибо!