Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  04 июля 2008

«Москва – единственный в мире город, где работают сразу три оператора IPTV»

заметил Виталий Шуб, заместитель генерального директора «Система Масс-медиа», имея в виду СММ, «Центральный Телеграф» и «Корбину». Своими мыслями топ-менеджер самого опытного российского IPTV-оператора поделился на недавнем IPTV Forum Russia/CIS.

В. Шуб: О «проблеме-2015»

В последнее время "проблема-2015" очень активно обсуждается, но надо подчеркнуть: переход на цифровой формат вещания в 2015 г. касается только одного сегмента ТВ-рынка. Это проблема цифровизации эфирного вещания в дециметровом диапазоне. Цифровое  же ТВ вообще и IPTV в частности можно предоставлять различными способами, которые никакого отношения к цифровизации эфира не имеют. Уже сейчас мы можем по всей стране расставить коллективные станции спутникового приема – и в каждой квартире "в цифре" будет приниматься тот же "Триколор" или "НТВ-Плюс". Операторы широкополосного доступа могут каблировать практически все крупные города (чем они сейчас и занимаются) и предоставлять цифровое ТВ независимо от эфирного.


Но цифровизация эфира, по большому счету, несет не технические последствия: она может резко изменить баланс на рынке, нарушив существующую сегодня модель устойчивого равновесия между предложением 20 свободных эфирных каналов и 60-100 платных каналов. И уже есть страны (например, Германия), которые с точки зрения платного ТВ вообще и IPTV в частности представляют собой "черные дыры", потому что 40 каналов бесплатного DVB-телевидения практически убивают платежеспособный спрос в эконом-классе на платное ТВ. Поэтому та модель цифровизации эфирного ТВ, которая будет предложена и реализована до
2015 г., определит развитие всего рынка платного ТВ в стране и IPTV в частности.


О будущем рынка IPTV

Это как раз тот случай, когда прогнозы – дело не совсем неблагодарное. Есть определенная логика развития рынка, и ее отменить невозможно. Факты состоят в том, что сейчас в стране началась гонка строительства сетей ШПД. Рынок разделяют 5-6 игроков национального масштаба, которые либо сами каблируют практически все крупные и средние города, либо поглощают операторов, которые такой инфраструктурой уже располагают и имеют абонентскую базу. Поэтому реально в среднесрочной перспективе создание в стране ситуации, когда практически в каждой квартире будет присутствовать опция из трех-четырех операторов ШПД с приблизительно одинаковыми по качеству сетями и с достаточно близкими базовыми пакетами предложений. Ситуация будет очень сильно напоминать сотовые сети, которые многократно накладываются друг на друга в каждом городе. Что касается IPTV – существует определенная статистика проникновения IPTV относительно абонентов ШПД – сегодня в Москве это приблизительно 1/6.


О моделях потребления

Существует некая эстафета поколений в потреблении ТВ как продукта. Есть модель пассивного телесмотрения, и в США, например, 82-88% телезрителей относятся к этой категории. Смотрят телевизор, просто переключая каналы, представители старшего и среднего поколения. Новое поколение, выросшее у мониторов компьютеров, потребляет видеоконтент совершенно иначе. И все операторы IPTV сейчас пытаются адаптировать свои предложения видеоконтента именно с учетом новой культуры телесмотрения. Мы видим, что в дальнейшем оператор IPTV станет более универсальным оператором, который будет предлагать продукт как на специализированные абонентские устройства STB, так и на компьютеры - на открытые платформы на базе, скажем, Microsoft Windouws. В этом случае суммарное проникновение IPTV должно возрастать, поскольку оно будет адресовано практически независимым различным категориям абонентов одного домовладения, различным поколениям. И мы, и наши конкуренты стараемся быть "в русле" и работать на опережение - готовить технологические платформы, пакет продуктов и соответствующие решения для того, чтобы спрос, который сейчас зарождается со стороны компьютерных пользователей, получил адекватное предложение с нашей стороны.


Это переход к портальной модели, которая подразумевает вовлечение телезрителя в диалог с вещателем или порталовладельцем. И следующая фаза, очень тяжелая, – переход к гейминговой модели, когда зритель начинает интерактивно взаимодействовать с контентом. Тут возникает масса проблем на стороне прав, поскольку права непрерывно "размножаются", их становится все больше и их нужно непрерывно покупать, оформлять и т.д.


Но самое главное, – в определенный момент, когда степень интерактивности превышает определенный критический порог, другим должен становиться контент. Если мы рано или поздно приведем IPTV к гейминговой модели многосценарности сюжета, то это повлечет целую цепочку последствий не только технологических. Сама среда предоставления услуг должна быть другая, оператор должен в реальном времени взаимодействовать с активным абонентом уже как игрок - мегаигрок или метаигрок, называйте как хотите. Это означает, что и платформа предоставления услуг должна быть технологически гораздо более изощренной -
  в ней должен быть достаточный уровень "интеллекта", чтобы одновременно играть на многих "шахматных досках" с большим количеством абонентов; и контент должен стать принципиально другим – многомерным, произведенным и обработанным в HD-формате по новым технологиям съемки, новым сценариям и с учетом новых технологий продаж.


Я абсолютно уверен, что, поскольку сейчас Web-TV и портальное ТВ начинает "победное шествие" по планете, то IPTV-операторы просто вынуждены следовать этой логике, чтобы оставаться конкурентоспособными.


О контенте

Сейчас рынок будет находиться под непрерывным прессингом увеличивающегося проникновения широкоформатных панелей высокого разрешения:  люди, покупающие их за 2-4 тыс. долл, будут формировать платежеспособный спрос на высококачественный контент, который адекватно смотрится на их дорогущих телевизорах.  IPTV в этом смысле выигрывает перед другими технологиями доставки контента, потому что позволяет осуществлять переход форматов из SD в HD без  серьезных технологических "ломок", на той же самой технологической платформе и с минимальными инвестициями. Сейчас в triple play вообще и в IPTV в частности складывается парадоксальная ситуация: сервис, который является носителем некой дополнительной стоимости (какая это стоимость, каждый оператор решает для себя сам), а именно видеосервис - становится драйвером всего развития отрасли.


Видеосервис – это не сервис видео, это сервис конкретного контента. Если люди не находят в сетке каналов то, что они хотят смотреть, они сначала перестают щелкать пультом, потом перестают платить. Операторы IPTV в Москве очень хорошо это чувствуют. Прелесть IPTV, кстати, состоит в том, что это очень жесткий бизнес с точки зрения отсутствия иллюзий. Не надо проводить опросы, не надо ставить какие-то коробочки, которые фиксируют телесмотрение (так называемые пиплметры): каждый оператор прекрасно знает, кто когда и что смотрит. И ситуация телесмотрения абсолютно известна. Поэтому IPTV позволяет абсолютно точно юстировать предлагаемый контент к реальному платежеспособному спросу. И это колоссальное преимущество. Статистика в реальном времени, набираемая на большой представительной абонентской базе, всегда дает наиболее точные ориентиры оператору по юстированию своего пакета предложений.


Сейчас для всех продвинутых контент-генераторов кино и ТВ стандартом де-факто стало HD. Вся съемочная аппаратура, архивирования контента, обработки контента – уже в HD. Но на нашем рынке крайне ограничено предложение русскоязычного HD-контента, и это проблема фундаментальная. Моя надежда – что тот тихий бум, который сейчас происходит в кино- и телемире – все снимают, снимают, снимают – рано или поздно приведет к тому, что HD-контент пойдет по трубам. IP-трубы к этому готовы. Проблемой может стать абонентское оборудование: STB для HD мало и они значительно дороже STB для SD. Поэтому для оператора переход на премиальное или массовое предоставление HD-контента может стать достаточно болезненным в финансовом отношении: надо будет тратить дополнительные деньги на закупку и субсидирование STB или перекладывать цену "входного билета" на абонента, тем самым уменьшая проникновение. Но HD-телевизоры будут покупаться все больше и больше.


Итак, непрерывная гонка форматов и разрешений (сейчас уже давит 4-кратное HD, за ним идет 16-кратное) заставляет операторов широкополосного доступа непрерывно совершенствовать свои сети. Другого драйвера нет, ведь банальный доступ в Интернет, электронная почта и тем более VoIP никаких суперсетей не требуют. Как компьютерный рынок в основном сейчас "мотивируется" сравнительно небольшой прослойкой геймеров (их всего около 5-7% пользователей, но они требуют все более мощных деск-топов, процессоров, видеокарт, мониторов и т.д. - и это тянет рынок за собой), так и качественный контент "тянет" за собой IPTV, которое, в свою очередь, создает давление на операторов широкополосного доступа. Это залог того, что отрасль будет развиваться достаточно долго, пока не выйдет на более-менее стандартную технологическую модель.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!