Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2008
Михаил Владимирович СИЛИН  16 октября 2008

По широкой региональной полосе. «Мы только начинаем»

Стратегию проникновения в регионы мультисервисного оператора раскрывает Михаил СИЛИН, вице-президент по стратегическому развитию Группы компаний «АКАДО».

Михаил Силин, ГК АКАДОБизнес мультисервисного оператора развивается в рамках концепции triple play: широкополосный доступ в Интернет, цифровое телевидение и цифровая телефония. В Москве мы лидируем на рынке платного ТВ и передачи данных и занимаем второе место по широкополосному доступу в Интернет. Именно эти компетенции в области мультисервиса, опыт предоставления услуг, наработанный нами в Москве, мы намерены привнести в регионы, где рынок ШПД далек от насыщения, а предложения в массе своей недостаточно привлекательны и значительно уступают столичным.

Цифровое телевидение в стране находится на начальном этапе развития. Если в Москве операторы платного ТВ предоставляют услуги на основе только цифровых технологий, то в провинции доминируют аналоговые технологии, не имеющие никакого будущего. Может показаться, что спрос на услуги телевидения удовлетворен, ведь во многих городах абонентам доступно большое число каналов. Однако возможности цифрового ТВ, идущего на смену аналоговому, несоизмеримо шире и спрос на него совершенно не удовлетворен. Так что драйверы нашего бизнеса в регионах – это ШПД, цифровое ТВ и цифровая телефония.

Если говорить об ожиданиях от регионального бизнеса, то это, естественно, дополнительная выручка, расширение клиентской базы, рост капитализации группы компаний.

Сначала считаем конкурентов

Сегодня доля региональных компаний в доходах АКАДО невысока – мы только начинаем этот бизнес. Уже сделаны некоторые приобретения активов в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также образованы региональные управляющие компании – «АКАДО-Нева» и «АКАДО-Екатеринбург». Перед ними стоят задачи консолидации приобретенных активов, а также введения единых стандартов качества обслуживания, строительства сетей и др. Региональные компании работают на рынке B2C.

Если говорить о тактике продвижения в регионы, то она зависит от конкретной ситуации. Если где-то высокий уровень конкуренции, значит, там есть что покупать. К такой категории относится, в частности, Санкт-Петербург, где работают монополист – ТКТ – и альтернативные компании, его конкуренты. Купить одну из этих независимых компаний или строить собственную сеть? В последнем случае мы конкурируем и с ТКТ, и с другими операторами, а наша сеть будет третьей. Правильнее – купить: это позволит в два раза снизить уровень конкуренции (вместо двух конкурентов остается один), а кроме того, мы получаем плацдарм для освоения рынка.

У операторов, которых мы покупаем, бизнес, понятно, организован не так, как у «АКАДО-Столица», где приняты стандарты корпоративного управления, типичные для публичной компании, каковой мы были более пяти лет. Процесс вхождения в холдинг небольших региональных компаний, выросших чуть ли не из семейных предприятий, сопряжен с тем, что нам фактически с нуля придется внедрять там и информационные системы, и биллинговые, системы управления абонентами, системы международной финансовой отчетности, по которым работаем мы. Это длительный процесс, он зависит от размера компании и обычно занимает год.

Бизнес мультисервисных операторов строится на двух основных технологиях – кабельной и Metro Ethernet. Практически ни одна российская компания, работающая на Metro Ethernet, не предоставляет услуги цифрового ТВ. Поэтому нам интересны кабельные операторы – и, может быть, Metro Ethernet, но как часть сети.

Стоимость покупки компании на рынке сегодня колеблется от $100 на квартиру за относительно простые кабельные сети до $500 за сети Metro Ethernet. А все, что сверх, это уже цены, которые нельзя объяснить даже рынком.

Масштабирование бизнеса

На протяжении последних лет наши основные конкуренты интенсивно скупали активы в регионах. Но практически никто не сделал серьезных вложений в то, чтобы поднять эти региональные компании до уровня современных мультисервисных операторов. Почти везде сети остаются аналоговыми. Наша стратегия основана на том, чтобы во всех регионах присутствия услуги под торговой маркой АКАДО были одинаково высокого качества. Все те сервисы, которые сегодня продвигает «АКАДО-Столица», будут доступны практически везде: технологические условия для этого созданы. Местная специфика: конкурентная среда, платежеспособный спрос, предложения других операторов – все это, конечно, будет учитываться, но сама структура услуг, их состав вряд ли изменятся. 

У небольшой региональной компании нет таких возможностей для развития мультисервиса, как у нас. Наши акционеры изначально были ориентированы на крупные инвестиции в разработку набора услуг, в системы обслуживания, в развитие информационных систем, в том числе биллинга и т.д. А значит, нам не придется все строить с нуля и новые компании будут подключаться к уже внедренным системам. Дополнительные затраты будут незначительными благодаря масштабированию бизнеса – того опыта, который мы наработали в Москве.

Конечно, не все было безоблачно, АКАДО развивался так стремительно, что на каком-то этапе масштабирование соответствующей сервисной службы стало отставать от бизнеса. Сейчас мы эту болезнь роста преодолели и готовы копировать нашу систему во все регионы. Мы не собираемся предлагать паллиатив сервиса: москвичам – всё, а в регионах так, некое подобие. Качество сети, сервисы, обслуживание во всех регионах присутствия будут на одном уровне.


Ю. ПРИПАЧКИН, президент АКТР, председатель совета директоров ГК «АКАДО»: 

Информация, касающаяся перехода зарубежных стран на цифру, крайне противоречива. Ирландия, Дания, например, переходить на цифру не собираются, в Германии цифровое ТВ смотрят всего 36% домохозяйств, а в некоторых странах вообще по 8%. Почему наша страна вся в целом должна переходить на цифровое ТВ? В России существуют регионы с различными географическими условиями и неравномерным распределением населения.

...При колоссальных затратах на цифровизацию до сих пор неизвестно, кто кому и за что будет платить. Наше государство не так богато, чтобы раздавать приставки направо и налево. Кто будет платить за их эксплуатацию и ремонт? Нести эксплуатационные расходы? Кто будет оператором? Кто будет платить за передатчики? Каковы будут взаимоотношения с каналами? Кто правообладатель?..

Источник: пресс-конференция на выставке IBC (Амстердам, сентябрь
2008 г.)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: