Rambler's Top100
Статьи
Алексей РОКОТЯН  12 октября 2009

Как нам реорганизовать… телефонию. Что же со всем этим делать?

Как представляется, для того, чтобы как-то развязать клубок проблем, сопутствующих сегодняшней телефонии, и придать ей способность, трансформируясь, стать частью инфокоммуникаций.

Продолжение. Часть первая.  Часть вторая.

В качестве первых шагов следует решить следующие проблемы:

1.      Устранить формальные препятствия внедрения NGN/IMS на сетях связи, идентифицируемых сейчас как «телефонные».
2.      Решить проблему с переходом от иерархического построения традиционных телефонных сетей к неирархическим сетям нового поколения, прежде всего – на уровне сетей одного субъекта РФ (так называемая «проблема зоновых сетей»).
3.      Изменить систему экономических отношений при пропуске голосового трафика, устранив имеющие место сегодня перекосы, завершить балансировку тарифов.
4.      Трансформировать модель рынка телефонных услуг, устранив имеющие несообразности и попытки решать экономические проблемы методами технологического регулирования.

Проще всего решить первую из указанных задач, поскольку она носит преимущественно технический характер. В момент, когда пишется этот материал, рабочая группа при Минкомсвязи, функционирующая на базе Ассоциации документальной электросвязи, в которой автор является координатором, как раз занимается этой проблемой. Рабочая группа дорабатывает Требования к построению телефонной сети связи общего пользования в направлении легализации создания распределенных узлов связи и адаптации документа к применению пакетных технологий при построении телефонных сетей. По мнению участников работы, готовящийся документ позволит осуществлять достаточно полноценное внедрение концепции NGN/IMS на сетях фиксированной и подвижной телефонии – если говорить о технических аспектах.

Гораздо более сложный, комплексный характер имеют остальные из упомянутых проблем. Попробуем предложить некоторые шаги в этом направлении. При этом автор опирается на логику развития бизнеса при переходе от традиционного телекома к инфокоммуникациям, изложенную им в 2008 г. в достаточно обширном материале («трактате»), размещенном на портале «ИКС-медиа» (
http://www.iks-media.ru/articles/2453872.html).

Организация голосовых служб в инфокоммуникациях

Прежде всего, стоит разобраться, как будут выглядеть голосовые службы в перспективе, определяемой словом «инфокоммуникации». Понятно, что прогнозы в нашей стремительно развивающейся отрасли дело неблагодарное (вспомним, сколько прогнозов из 80-х –90-х годов оправдалось), но какое-то предположение сделать нужно, хотя бы для того, чтобы наметить направление движения.
Как представляется автору, в инфокоммуникациях будет в полной мере действовать принцип «voice is just another application», т.е. «голос – это всего лишь одно из приложений», работающих «поверх» перспективной сети связи. Переход к этому принципу будет растянут во времени, существующая бизнес-модель голосовых услуг и новая еще довольно долго будут сосуществовать.

С практической точки зрения, реализация принципа «
voice is just another application» означает, что голосовая (= телефонная) связь организуется по той же сети, что и остальные виды связи, а наиболее часто востребованные голосовые услуги входят в состав базового пакета телекоммуникационных сервисов, оплачиваемых клиентом, скорее всего, в виде абонентской платы. В этом пакете телефония соседствует с широкополосным доступом в Интернет, доступом к ряду каналов цифрового телевидения, в том числе в интерактивном режиме, возможно – с услугами мобильной связи. Мы сейчас не обсуждаем, сколько кабелей оператор протянул в помещение абонента и какие технологии использовал. Важно, что в рамках единого контракта предоставлен пакет услуг и что телефония – всего лишь одна из составляющих этого пакета. Причем, этот пакет доступен всем желающим.

Телефония перестает быть услугой, определяющей лицо телекоммуникаций. Она – всего лишь одно из многих равноправных приложений, доступных пользователю, имеющему доступ к сети связи.
Как показывает опыт последних 10…12 лет, существуют два типа голосовых услуг – с гарантиями качества (собственно телефония) и без них. К последним относятся службы интернет-телефонии, Skype и его аналоги. Разница состоит прежде всего в способе организации соединения и взаимоотношениях пользователя с поставщиком сервиса. В телефонии (и фиксированной, и мобильной) всегда есть оператор, отвечающий за качество сервиса, обеспечивается совместимость всех устройств, отвечающих публичным стандартам, есть описанные, например, в рекомендациях МСЭ-Т параметры услуги, соответствие которым обеспечивается с весьма высокой (и известной!) вероятностью. То есть, качество услуг является предсказуемым. Сеть специально строится таким образом, чтобы обеспечить выполнение этих требований.

В отличие от описанной ситуации, в службах без гарантий качества сервиса сетевые меры, призванные обеспечить эти гарантии, специально не применяются. Из этого не следует, что эти услуги автоматически всегда хуже. Просто в случае повреждений вероятность снижения качества сервиса вплоть до полного его отсутствия гораздо выше, больше влияние на качество оказывают колебания нагрузки на сетевые устройства, ниже надежность. Нет специальных требований к сетям связи, ориентированных на обеспечение предсказуемого качества услуг. За счет этого, собственно, и обеспечивается дешевизна подобных сервисов, возможность строить их по рекламной бизнес-модели, сделать соединение бесплатным для пользователя.

В «классической» телефонии тоже есть бесплатные для пользователя услуги, например FreePhone, но в них полную цену оператору платит вызываемая сторона, абонент данной услуги. Это – просто обратный общепринятому механизм расчетов за услугу, но цена ее ни в коем случае не является заниженной. Аналогии со Skype или голосовыми услугами программ
Instant Messaging, использующих рекламную модель, тут нет.

Следует обратить внимание на то, что интернет-телефония предлагает цены более низкие, чем у обычных сетей, прежде всего на дальних расстояниях, причем не столько за счет выигрыша в эффективности, сколько за счет обхода традиционной цепочки взаиморасчетов. Локальная сеть, построенная что по классическим технологиям, что по IP – недешевое удовольствие, причем по совершенно объективным причинам.

Как представляется, в будущем дальние телефонные соединения потеряют в цене и перестанут быть тем сервисом, по которому клиент выбирает поставщика базовых услуг, поскольку условия будут сопоставимы и по ценовым параметрам, и по качеству сервиса. Голосовые услуги станут действительно всего лишь одной составляющей комплексного сетевого сервиса, предоставляемого телекоммуникационным оператором. Оператору, для того, чтобы быть коммерчески успешным, будет совершенно недостаточно предоставления пользователям только голосовых соединений без остальных составляющих пакета услуг. С другой стороны, голосовая связь и в обозримом будущем останется важнейшей составляющей пакета телекоммуникационных услуг, без которого он вряд ли может считаться полноценным.

При этом, по мнению автора, такая модель будет характерна как для фиксированной, так и для мобильной голосовой связи, поскольку удовлетворяемая потребность – одна и та же, к тому же и фиксированная, и мобильная сеть, построенные по концепции NGN/IMS, по сути своей представляют собой широкополосные IP-сети, отличающиеся лишь способом подключения абонентского терминала. Разумеется, имеются и другие их отличия (тип терминала и его возможности, возможность поддержки хэндовера или ее отсутствие, реальная пропускная способность и т.п.), но с точки зрения рассматриваемой темы, модели бизнеса, они не столь существенны. Более того, после того, как технический прогресс и конкуренция заставят операторов сотовой связи предложить пользователям доступ в сеть с реально широкой полосой пропускания, нормальным качеством и по приемлемым ценам, в тот же самый момент начнется миграция бизнес-модели сотовой связи в сторону обычного бизнеса оператора доступа в интернет.

С учетом этих рассуждений становится понятной соотношение бизнес-моделей служб интернет-телефонии и услуг типа Skype с более традиционными голосовыми сервисами.
Skype и подобные службы заставят телефонных операторов ощутимо снизить цены на дальние соединения до более приемлемого уровня, при этом несколько вырастет цена локального подключения, обеспечивающего доступ ко всему богатству инфокоммуникационных сервисов. Skype и подобные службы будут, видимо, и далее более дешевой альтернативой дальней связи, не дающей гарантии качества. Сеансы дальней телефонной связи станут сравнительно недорогими и будут предоставляться по модели, близкой к сегодняшней, за дополнительную плату. Естественно, при желании пользователей и при наличии у них соответствующих терминалов, за чуть еще более высокую оплату может быть предоставлен и сеанс видеотелефонной связи с гарантированным качеством.

Таким образом, по мнению автора, в инфокоммуникациях основной объем платежей пользователей (и прибыль сетевых операторов) будет приходиться на базовый пакет услуг, обеспечивающий доступ к инфокоммуникационной сети, включая локальные голосовые соединения, а дальние голосовые соединения будут предоставлять собой дополнительный и сравнительно недорогой сервис. При этом объем доходов, получаемых владельцами сетевой инфраструктуры преимущественно в виде платы за доступ пользователей к сети и сервисам, должен быть достаточен для подержания сети в рабочем состоянии и для ее развития в соответствии с постоянно возрастающими требованиями к объемам передаваемой информации и скорости ее передачи.


Часть четвертая. Часть пятая. Продолжение  следует...
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!