Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2007
Андрей ГИДАСПОВ  01 февраля 2007

Broadband для всех

Прошедший в Гонконге международный форум ITU Telecom World 2006, который изменил оседлому образу жизни и теперь каждый раз будет выбирать себе страну проведения, сделал попытку вычислить формулу широкополосного успеха не только для развитых рынков, но в первую очередь для далеких селений и еще недоступных, да к тому же неприбыльных, территорий.

Формула широкополосного успеха

А. ГИДАСПОВ, директор компании Gidabyte (Гонконг)Популярной темой дискуссий было будущее голоса, ведь при массированной атаке VoIP возможность каннибализации традиционных голосовых услуг – острейшая проблема для операторов связи. Участники форума решали, как лучше развивать IPTV, как смогут сосуществовать современные беспроводные технологии WiMAX, Wi-Bro и UWB с 3G.

МСЭ предложил несколько обзоров о глобальном буме broadband. Так, число пользователей широкополосного Интернета в мире достигло 250 млн. Еще в 1996 г. свыше 77 млн абонентов через dial-up подключились к Интернету (в 1994 г. – 25 млн). К 2005 г. уже 217 млн человек получили доступ во Всемирную сеть исключительно по широкой полосе. Лидерами по уровню проникновения широкополосных технологий МСЭ назвал Данию, Гонконг, Нидерланды и Южную Корею, во главе списка – Исландия с рекордным проникновением в 26,5%. Ключевой технологией, особенно в развивающемся мире, остается хDSL. Кабельные сети дают хорошую отдачу в США и Канаде, начинают всерьез заявлять о себе Wi-Fi (IEEE 802.11b), WiMАХ и Wi-Bro.

Последние тенденции в этом сегменте – появление multiplay, когда предлагается пакет услуг в одной сети (голос, широкополосный доступ в Интернет и ТВ). Но чтобы сервис стал доступным, а технологии совершенствовались, необходим конкурентный климат.

Такой жестокой борьбы операторов на рынке связи, как в Гонконге, нет, наверное, нигде в мире. Она приносит хорошие дивиденды пользователям в виде постоянно улучшающихся ценовых и контентных предложений. Неудивительно, что МСЭ поставил Гонконг в ряд телеком-лидеров вместе с Южной Кореей, США, Францией и Великобританией.

В деле распространения broadband в удаленных и сельских местностях государству принадлежит ключевая роль – от этого зависит успех е-правительства и е-образования. Только совместными усилиями всех игроков индустрии можно решить полный спектр социальных проблем. А потому основной вопрос: как сделать широкую полосу стратегическим инструментом для повышения экономической конкурентоспособности? Сошлись во мнении, что broadband – катализатор для экосистемы. Так, в Сингапуре 66% интернет-доступа осуществляется по широкой полосе. В рамках программы «Интеллектуальная нация-2015» планируется охватить BWA всю страну.

В Японии, по данным KDDI, 85% broadbandдоступа приходится на ADSL. В ходу 3G-терминалы: 58,8% пользователей оператора подключаются к Интернету через мобильник. Стратегия компании принесла свои плоды: в течение последних полутора лет к 3G подключились10 млн абонентов. Мобильники в Японии стали основным инструментом доступа. Одна из успешных новинок KDDI – вещательномультикастовый сервис, предлагающий высококачественный видеоконтент. Введенная еще в ноябре 2003 г. единая тарифная ставка (а также удобные терминалы и удачные бренды) добавила новых клиентов.

«Телеком Корея» воспользовался концепцией переосмысления стратегической роли оператора при возрастающей роли IP-экосистем – "Телко 2.0". В Стране Утренней Свежести веб-проникновение – 83% и взаимоотношения между оператором связи, сетевым провайдером и ISP становятся ключевыми. Есть и проблемы: в 2005 г. продажи упали на -2,5 млн, рост широкополосного доступа приостановился. Оператор видит выход в создании нового стиля жизни абонентов, его девиз – «умные развлечения на интеллектуальной основе».

Сотню лет упор делался на голос, в последнее десятилетие ключевой стала передача данных, еще через 10 лет главными станут безопасность и защита информации, качество услуг. Представитель Alcatel–Lucent Technologies начал презентацию, философствуя почти по-русски: «Жизнь коротка». Проблема века – время и освоение знаний. По данным объединенного гиганта, за одну человеческую жизнь поток информации увеличитсяв несколько миллионов раз. Как в нем не утонуть? Главное мерило – ценность информации, на первый план выходит интеграция Instant Messaging.

В этом году впервые на Telecom World отмечался День Китая. Замминистра информиндустрии КНР Цзян Яопин сообщил, что только за 2001–2005 гг. страна инвестировала свыше -1,2 трлн в ИКТ; в 2006 г. число мобильных абонентов достигло 440 млн. К 2010 г. Китай предвидит появление 200 млн пользователей Интернета и 600 млн сотовых абонентов, а подписчиков мобильного ТВ в Поднебесной, по прогнозу Analysys International, станет 22 млн.

Оператор Китая China Netcom убежден, что широкополосный доступ уже пронизал все сектора общества – от правительства до бизнеса. С 2003 по 2005 г. компания сосредоточилась на модернизации инфраструктуры, в частности на развитии сетей хDSL, FTTH, LAN и WLAN. Рост – 91,7%, подключено 500 населенных пунктов. Основная задача – преодолеть проблему «последней мили», сдерживающую развитие широкой полосы.

По данным аналитиков BDA, китайский рынок фиксированной и мобильной связи – крупнейший в мире. Наблюдается 20%-ный рост широкополосной связи, где основной технологией доступа пока останется хDSL, хотя число FTTH-сетей к 2008 г. удвоится. В силу разных причин мобильный WiMAX пока всерьез не рассматривается (но интерес к его фиксированной версии растет), а вот число пользователей IPTV уже в этом году достигнет 1 млн. По информации Мининформиндустрии Китая, ИКТ дает 7,5% от ВВП страны. Сектор останется приоритетным и в следующем пятилетии.

Проблема: в Китае порядка 20 тыс. населенных пунктов не имеют никакой связи. Явное отставание в телефонизации обозначилось и на уровне город–село, и развитых прибрежных провинций, и в более отсталых западных и северных районах. Однако китайцы не теряют оптимизма: к 2010 г. все сельские пункты будут иметь связь, а города объединятся в огромную сеть (а в России к 2009 г. 26 тыс. нетелефонизированных населенных пунктов получат связь. – Ред.). По опыту China Netcom, более 50% новых абонентов – из сельской местности. Именно сельский компонент станет решающим в конкурентной борьбе китайских операторов связи, а также для роста отрасли в целом.

Микрокосмос глобальной деревни

В. Рединг

Вивьен Рединг, представлявшая регуляторов ЕС, обратилась к участникам форума с призывом: «Нам необходимо преодолеть цифровое неравенство. Основной барьер – бюрократия, а потому само государство и должно исправить положение».

Мы уже привыкли к термину «Олимпийская деревня». Г-жа Рединг отчеканила новый звонкий термин, сославшись на ситуацию в Гонконге, где государство делает очень много для превращения его в еще более развитый центр высоких технологий: «Именно здесь, в Гонконге, мы можем увидеть, как микрокосмос глобальной деревни становится фактором поддержки открытого демократического сообщества».


Ультра широкая техника для дома

Представленный на выставке ультратонкий мультимедийный коммуникатор MOTOROKR E6 от Motorola полностью меняет взгляд пользователя на PDA-устройства и, по мнению президента компании Э. Зандера, «просто необходим тем, кто упорно работает и активно отдыхает».

Из категории недорогих устройств был продемонстрирован недавно запущенный в Гонконге мобильный терминал MOTOFONE (для среднего класса пользователей) толщиной всего 9 мм.

Другие разработки компании в области ультраширокополосной технологии для домашних сетей – это недорогие решения передачи голоса и видео по IP-, кабельной или гибридной сети.


Будущее голоса и его альтернативы от Skype Journal

Представитель Skype Journal в ЮВА Ж. Гейнаерт убежден, что мы пользуемся лишь малой толикой возможностей Skype, а ведь это находка для экономии бюджета. Собственно, с целью пропаганды технологии и был создан в 2004 г. Skype Journal, изучающий ее плюсы и минусы, а главное – концепцию развития.

По предварительным данным, мировой Skype-трафик вырос за 2006 г. на 80% (с 7,6 млрд мин до 13,8 млрд); остальной VoIP-трафик – на 30% (до 42 млрд мин); традиционная телефония – всего на 8% (до 237 млрд мин). Операторы просто боятся возможностей Skype-услуги, считает Ж. Гейнаерт. Например, при обнаружении Skype-пакета в «трубе» обычно оператор его задерживает, что вызывает сбои в Skype-соединении и страдает качество. Не пытаются ли операторы помешать пользователям Skype-технологий?

Этот, явно неудобный для операторов вопрос и прозвучал на форуме «Будущее голоса», в котором также приняли участие вендоры и председатель DECT Forum Э. Кампершроер. Представитель североамериканского мобильного оператора Verizon г-н Хьюсон своим молчанием фактически признал, что у операторов «рыльце в пушку». Помимо борьбы с маленьким гигантом VoIP-технологий – Skype – забот достаточно. Каждый игрок рынка уже понимает, что голос уступает дорогу VoIP. Вместе с тем качество передачи данных все еще не на должном уровне.

Э. Кампершроер, отметив рост продаж DECT-терминалов по всему миру, подчеркнул, что фиксированная и мобильная связь приближает нас к комфортному общению: «Усевшись в домашнем кресле, набираешь номер на большом терминале и слушаешь голос собеседника с Hi-Fi-качеством. Это не сравнить с VoIP!». DECT Forum объявил о запуске новой беспроводной технологии доступа для домашних сетей – САТ-iq (Cordless Advanced Technology – internet and quality), которая позволит оснастить DECTтерминалы IP-телефонией с прямым подключением к сетевому шлюзу, маршрутизатору или широкополосному модему. VoIPвызов будет осуществляться простым нажатием кнопки. В скором будущем эти устройства смогут обрести дополнительные функций мультимидийную поддержку, возможность перехода к интернет-радио. Единственным пока ограничением для технологии является наличие собственного пакета VoIP-услуг у сервис-провайдера. Между тем, как утверждает г-н Кампершроер, все больше европейских операторов уже предлагают эти услуги клиентам. Первые терминалы на основе САТ-iq появятся в Европе уже в середине 2007 г.

Учитывая напор VoIP, операторы вынуждены строить более «интеллектуальные» каналы. Качество сервиса и безопасность данных – главные факторы удержания крупных и средних корпоративных клиентов. Общим девизом успеха был объявлен призыв «Развивай и конвергируй». Участники форума пришли к выводу: поскольку голос становится гибким приложением и через 10–15 лет станет лишь частью других услуг, операторам необходимо срочно перестраивать парадигму бизнеса с учетом своих преимуществ и предлагать более гибкие пакеты услуг.

Будущее беспроводных стандартов, или Что скрывается за аббревиатурами

Распространение услуг на основе стандарта IMT-2000 в мире проходило медленнее, чем ожидали аналитики. Исключение составили Япония и Южная Корея, которые с самого начала взяли высокий темп. Как отмечает МСЭ, ситуация в остальных странах начала улучшаться в 2004–2006 гг. Так, в начале прошлого года в мире насчитывалось свыше 260 млн пользователей 3G, из которых более 60 млн отдали предпочтение мобильному широкополосному доступу на скорости 256 кбит/с и выше (WCDMA, CDMA 1x EV-DO). Большинство же присоединялись к сетям CDMA 1x. Факторами роста стали качественный контент при доступной цене, очередные катализаторы успеха – цифровое аудио, видео- и мобильное ТВ. Не дожидаясь, пока 3G вольется в мейнстрим, операторы продолжают «апгрейдить» свои сети, предлагая высокоскоростной доступ HSDPA в сетях WCDMA, в то время как сети CDMA2000 1x вводят в практику EV-DO и EV-DV. Большинство технологий в сетях 3G нацелено на высокоскоростную загрузку тяжелого контента через одну операторскую сеть на мобильник потребителя.

Стандарт 4G обозначен прозаично – IMT-Advanced. Его цели в принципе схожи с 3G с единственным дополнением: системы на его основе позволят объединить различные беспроводные технологии, чтобы пользователь по желанию мог пользоваться любой из них. У каждого будет терминал, позволяющий получить нужный контент – голос, видео или Интернет, а уж IMT-Advanced станет эффективной платформой для всех технологий.

Ну и, конечно, «me mento WiMAX». Технология, невзирая на регуляторные и операторские препоны, завоевывает всё новые страны. Так, МСЭ отметил, что первые запуски WiMАХ уже производятся (либо готовятся) в Колумбии, Польше, России, Великобритании, Уганде и США. А Южная Корея вовсю апробирует портативную интернет-технологию Wi-Bro, которая будет сопровождать пользователя даже в автомобиле.

В странах Евросоюза

Товарный компонент DECT-терминалов растет – в 2005 г. объем продаж в денежном эквиваленте составил 1,8 млрд евро.

К 2009 г.:
  • VoIP-сегмент, который предлагает лучшую маржу прибыли, достигнет 800 млн евро.
  • Новейшие услуги – потоковое аудио и интернет-радио – принесут 140 млн евро.


«В Европе будущее – за фиксированной телефонией»
Э. КАМПЕРШРОЕР:

– Мы провели в Европе десятки исследований, чтобы выяснить преференции пользователей в отношении типа связи. Оказалось, что, несмотря на приверженность к мобильным трубкам, в домашних условиях львиная доля опрошенных предпочитает все-таки использовать проводной телефон. Свою роль здесь играют как качество связи, так и удобство пользования – это во-первых.

Во вторых, при взрывном росте IP-технологий появился (и обостряется!) дефицит современного оборудования, которое усиливает положительный потенциал DECT-технологии для конечного пользователя.

Словом, и в Западной, и в Восточной Европе будущее – за фиксированной телефонией. Думаю, число приверженцев фиксированного домашнего аппарата будет только расти благодаря удобству и достойному качеству связи – это в-третьих.

С нашим телефоном на базе САТ-iq ситуация такова: сотрудничаем с производителями чипсетов, получили частоты, готовы к запуску в Европе. На рынках стран ЕС-25 (кроме Турции, Швейцарии и России) число продаж DECT-терминалов за последние два года удвоилось – 60 млн, всего же в мире их продано около 200 млн (данные на конец 2006 г.).


«Если вы согласны со всем, что я сегодня сказал, – вы уже проиграли»
Дж. ЧАМБЕРС:

Во время экспрессивного выступления гендиректора Cisco Дж. Чамберса аудитория едва успевала следить за его перемещениями по залу. Отчаянно жестикулируя, непрестанно задавая аудитории вопросы, г-н Чамберс проникся идеями о будущем инфокоммуникаций, будто сам превратился в сгусток сетевой энергии. Все с нетерпением ожидали почти чуда. Но все закончилось буднично: Cisco Systems, по мнению ее бессменного лидера, является лишь «водопроводчиком, который предлагает прочные современные сетевые технологии и оборудование, способное помочь решить задачи максимально качественно, т.е. проложить те самые трубы – технологии доступа. Но главный шаг должны сделать вы сами». И прежде всего понять, что в меняющемся мире нет места ожиданию чуда – необходимо действовать, разбираться с тем, что нужно изменить. Темп скорости изменений и есть будущее.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: