Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2007
Константин АНКИЛОВ  01 марта 2007

Пермская защита

Великая Пермь упоминается еще в летописи «Повесть временных лет». Русь никогда не обходила вниманием этот край и в конце концов стала создавать здесь собственные производства, начав с солеварения (последствия этого занятия, говорят, отразились на состоянии ушей населения).  Сегодня Пермский край – предмет интереса сразу двух регионов России, поскольку заметно влияет на развитие там телекоммуникаций.

Край на границе Европы и Азии вначале стал базой для присоединения к России сибирских земель. А в 18-м веке, на подъеме горнозаводского дела, возник на Каме город-завод, выплавлявший медь. В дальнейшем добавились машиностроительная, химическая, лесная промышленность, определившие появление города-миллионера, пусть не крупнейшего, но важного экономического центра Урала.

Пермский край – не самый крупный телекоммуникационный рынок. По предварительным результатам 2006 г., общий объем его доходов от услуг связи оценивается в $420 млн. По этому показателю пермяки занимают четвертое место среди регионов Урала, к которым край относится исторически, и пятое – среди регионов Поволжья, к которым его присоединили при территориальном переделе страны. Тем не менее Пермский край играет более чем заметную роль в развитии телекоммуникаций этих двух регионов.

В течение ряда лет именно из Перми осуществлялось руководство уральским традиционным оператором, унаследовавшим свое название от бывшего местного предприятия электросвязи, – ОАО «Уралсвязьинформ». Амбициозный оператор стремился установить свое лидерство во всех основных сегментах рынка, что ему по большому счету удалось сделать – «Уралсвязьинформу» достается почти 2/3 доходов от пермских телекоммуникаций.

На рынке фиксированных голосовых услуг лидерство межрегиональной компании неоспоримо, как и в большинстве российских регионов. При контроле над 90% телефонной емкости немудрено, что оператору досталась львиная доля рынка – как местной, так и дальней связи. Других по-настоящему заметных игроков в обоих сегментах нет, а присутствуют лишь полдюжины компаний, каждая из которых обслуживает порядка 5 тыс. телефонных клиентов.

В сегменте сотовой связи позиции «Уралсвязьинформа» не менее прочные. Объединив свои уральские дочерние компании под единым одноименным брендом, оператор создал одного из крупнейших игроков отечественного рынка. При абонентской базе в 4,3 млн человек он уступает только «большой тройке» и компании Tele2. Но в своей вотчине, Пермском крае, «Уралсвязьинформ» не намерен уступать первенства никому: контролируя половину рынка, он оставляет операторам «большой тройки» возможность бороться лишь за оставшуюся часть.

А вот на рынке интернет-услуг конкуренты уральскому гиганту нашлись среди местных. Главные среди них – «Первый Пермский Интернет-центр» и «Эр-Телеком». Если «Первый» сосредоточил свои усилия на обслуживании пермяков, то «Эр-Телеком» по географии своей деятельности заметно превзошел даже «Уралсвязьинформ». Компания действует не только на Урале – в Тюмени, Челябинске, но и активно продвигает свои услуги в дюжине городов Поволжья, постепенно выходит на сибирские просторы. Масштабы бизнеса оператора сопоставимы с крупнейшими столичными проектами домовых сетей, так что «Эр-Телеком» является одним из крупнейших региональных интернет проектов.

***

Пермский край, таким образом, показательный пример того, что региональные компании в состоянии не только защищать свой рынок, но и успешно переходить в наступление и захватывать территории, на которых столичные игроки еще не успели закрепиться.

Для выходящих на местные рынки столичных игроков возможности, безусловно, еще сохраняются, но в будущем их будет становиться все меньше, и перед гостями из столицы, если они не поторопятся, будет стоять выбор – вести затратную войну на конкурентном поле либо покупать успешных провинциальных самородков.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!