Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2010
Светлана Вячеславовна БЕЛОВА  Ян СЛОКА  28 января 2010

Доход с двух сторон

Сегодня в Интернете даже начинающий пользователь может сформировать набор интересных ему сервисов, поэтому все старания операторов удержать его с помощью стандартных пакетов услуг обречены на провал. В этом убеждены Светлана БЕЛОВА, гендиректор компании «Инвертика», и Ян СЛОКА, ее директор по маркетингу.

Светлана БЕЛОВА, «Инвертика»,  Для современного пользователя даже самой широкой подборки контента, которую операторы пытаются предлагать вместе с услугой доступа в Интернет, недостаточно. Пакетные предложения формируются для большой аудитории, иначе они экономически неэффективны, а сейчас все больше пользователей Всемирной паутины объединяются в небольшие нишевые сообщества, которым стандартным пакетом услуг не угодишь: они всегда будут искать свой, уникальный набор сервисов.

И лучшее, что может предложить оператор своим абонентам, – максимум возможностей для выбора таких сервисов. Они должны легко находиться, быть доступными, присо-единяемыми к набору пользователя и стандартизованными.

В сущности, основная миссия оператора – делать то, что он хорошо умеет: обеспечивать каждому сервису нужное качество доставки, отлаживать интерфейсы на границе своей сети и сетей соседей, взаимодействовать с партнерами-поставщиками сервисов. К тому же как ос-новной держатель аудитории, находящийся с ней в дол-госрочных отношениях, он может доносить до нее информацию о сервисах и получать от нее данные о том, какие из них востребованы.

При этом, обеспечивая качественную доставку сервисов до потребителя, оператор вправе рассчитывать на получение дохода с обеих сторон: с пользователя – за доступ к сервису, а с сервис-провайдера – за качественную доставку.

Ян СЛОКА, «Инвертика»  Конечно, пока эту точку зрения разделяют далеко не все поставщики сервисов, но мы убеждены, что любой участник процесса доставки сервиса до пользователя должен получать компенсацию понесенных расходов. В пользу необходимости изменить порядок взаимодействия участников медийного и операторского рынков говорит и растущее недовольство правообладателей тем, как операторы предлагают их контент пользователям. За рубежом падение спроса на видеопродукцию на физических носителях заставляет их искать альтернативные каналы и способы продаж, вплоть до прямых продаж контента, и некоторые из них всерьез заявляют о своей готовности платить операторам за предоставление такой возможности.

Да и сами абоненты, из которых, по данным наших исследований, только 10–15% умеют пользоваться торрентами, готовы покупать видеоконтент при условии, что он будет стоить недорого и платить за него будет удобно.

На повестке дня стоит задача создать открытую распределенную сервисную платформу, прозрачную и справедливую для всех игроков, обеспечивающих процесс потребления медиаконтента конечным пользователем, своего рода медийный хаб, объединяющий участников контентного и операторского рынков. Распространение видеоконтента из единой общедоступной базы экономически целесообразно и для операторов, и для правообладателей, и для поставщика сервисов, и для потребителя.

Принципалом в этой схеме будет выступать правообладатель. Пользуясь платформой, он назначает цену на свой контент, в режиме реального времени управляет ценой и условиями продаж, а кроме того, получает статистику потребления. Оператору связи, который, как и провайдер платформы, является посредником, она позволит улучшить показатели возврата инвестиций в IPTV за счет участия в новой схеме распределения доходов. Его доля будет зависеть от коэффициента его полезности в этой цепочке. Если оператор связи готов взять на себя дополнительные функции: маркетинг, обслуживание абонентов, прием платежей, то, по нашим предварительным оценкам, она может составить 15–25%.

Возвращаясь к пакетированию сервисов, нельзя не упомянуть о его значении для крупных вертикальных холдингов, которые за счет объединения компаний достигают сокращения операционных расходов. Если такие холдинги правильно подойдут к пакетированию, то пакет услуг, в рамках которого могут быть реализованы все ключевые компетенции входящих в него компаний, будет действительно выгоднее продавать, чем отдельные услуги. Для этого им нужно, во-первых, выделить такие компетенции и создать на их основе элементарные сервисы, из которых будут составляться пакеты для конечного потребителя. Во-вторых, правильно выстроить интерфейсы между всеми участниками процесса. И, в-третьих, иметь на вооружении платформу, позволяющую быстро формировать из стандартизованных компонентов пакеты услуг, в данный момент актуальные для пользователя.  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: