Rambler's Top100
Статьи
12 февраля 2010

Биллинг для пакета

Пакетирование услуг, которым сегодня озабочены операторы связи, требует наличия у них развитой IT-инфраструктуры, и прежде всего, конвергентного биллинга. О степени готовности таких решений сегодня, проблемах, возникающих при их внедрении, и векторе их эволюции в будущем мы беседуем с МАКСИМОМ САМСОНОВЫМ, заместителем гендиректора ЗАО «Петер-Сервис».

«ИКС»: Как компания «Петер-Сервис» относится к курсу операторов и ISP на пакетирование услуг?

           - Еще в советское время у моей бабушки был знакомый капиталист, который спонсировал марши мира, проводимые европейскими левыми организациями. На недоуменные вопросы, он, улыбаясь, отвечал, что фабриканты обуви поддерживают пешеходные мероприятия независимо от их целей.

Так же и производители оборудования и программного обеспечения поддерживают любые инициативы своих клиентов, направленные на развитие рынка связи и внедрение новых технологий и бизнес-процессов. Тем более, что все крупные клиенты «Петер-Сервис» в настоящее время либо уже предоставляют пакеты разнородных услуг своим абонентам, либо планируют начать это делать в ближайшее время.

«ИКС»:  Как предлагаемое компанией решение поддерживает пакетирование услуг?

- Основное предложение нашей компании – это конвергентное биллинговое решение PETER-SERVICE BISrt. Версия, которая поставляется в настоящее время, обеспечивает поддержку услуг фиксированной связи, широкополосного доступа, телевидения и мобильной связи стандартов GSM и CDMA с различными режимами оплаты и контроля балансов - как prepaid, так и postpaid.

Это решение реализует взаимодействие с сетями разных типов и тарификацию разнообразных услуг, позволяя таким образом унифицировать функции обслуживания абонентов, приема платежей, подготовки финансовых документов и т.д.

Таким образом, BISrt маскирует техническую разнородность услуг и позволяет компоновать их так же легко, как при продаже sim-карты GSM пакетируются, в общем-то, разнородные голос и sms.

Кроме того, у нас есть опыт реализации заказных решений для поддержки пакетирования услуг путем интеграции биллинговых систем, поддерживающих различные типы сетей или  даже установленных в нескольких компаниях.

Пример такого проекта – реализация  решения FMC для компании “Соник Дуо” (в настоящее время Столичный филиал ОАО “МегаФон”). Нами было разработано интеграционное решение, обеспечивающее взаимодействие систем двух разных компаний для предоставления конвергентных услуг абонентам.

Используя два названных подхода, клиенты Петер-Сервис реализуют как статические пакеты с предопределенным набором услуг, так и динамические, в которых услуги выбираются при заключении  договора. 

«ИКС»: Опыт применения операторами интеграционных решений для поддержки пакетирования услуг сегодня позитивный или негативный?

- Наш опыт показывает, что решение, обеспечивающее пакетирование, эффективно используется оператором в случае, когда создание новых пакетов или включение новых услуг в пакеты не требует значительных усилий и может проводиться без доработки программного обеспечения. 

С точки зрения потребителей более привлекательны динамические пакеты, позволяющие самостоятельно  формировать их состав. При использовании конвергентной биллинговой системы эта цель достигается сравнительно легко.

В то же время создание максимальной потребительской ценности для пользователя пакетных услуг предполагает, в том числе, возможность предоставления ему максимально  полного комплекса доступных на сегодня услуг единообразным с точки зрения обслуживания образом.

Отсюда следует неизбежность включения в пакеты услуг сторонних поставщиков. По некоторым оценкам, около 40% услуг, предлагаемых телекоммуникационным оператором, должны доставляться пользователям от сторонних поставщиков. И хотя переход к интеграционным решениям неизбежен, пока  опыт их внедрения, в целом, негативный из-за отсутствия стандартов или их общепринятой интерпретации.

Такие стандарты  не зря часто характеризуются как “ubiquitous”,  “на все случаи жизни”. В результате  любая “горизонтальная” интеграция (интеграция двух биллингов, двух тарификаций, двух каталогов продуктов и т.т.) в той или иной степени уникальна, что значительно усложняет сопровождение и развитие.

«ИКС»: Какие изменения в технологических и бизнес-процессах оператора связи требуются при его переходе от предоставления отдельных услуг к пакетным предложениям?

- Принято говорить, что операторам связи когда-то был присущ технологический подход к  услугам, когда на первое место ставилась физическая природа сети. Пакетирование -  это, прежде всего, маркетинговая стратегия, основанная на предположении, что можно создать уникальный продукт, состоящий из неуникальных продуктов.

Реализация такой стратегии – одно из проявлений миграции  операторов к бизнесу, ориентированному на клиентов. Основные усилия при этом тратятся на ликвидацию дефицита  информации по маркетингу и продажам.

При переходе от строительства сети к использованию маркетинговых инноваций, принятых в других областях, часто не замечают, что, несмотря ни на что, услуга должна быть. Основная потребительская ценность создается  программным обеспечением. Для иллюстрации я  приведу простой пример.

Недавно я общался с сотрудниками одного из  крупнейших операторов страны, лидером в части маркетинговых инициатив. Оказалось, что забота о пользователе услуги широкополосного доступа имела непременным условием  прокладку по квартире кабеля оранжевого цвета и сверление в стене отверстия в месте и размером на усмотрение монтера. Иными словами, особенности услуги по проведению строительно-монтажных работ, предлагаемой им в своем пакете, поставщик не понимал.

Возможно, я выскажу крамольную идею, но уходя от технологической ориентации на сеть, операторы помимо развития маркетинга и продаж должны определить, какие новые для них базовые технологии будут использоваться и осознанно такие технологии развивать.

«ИКС»: Как используются для пакетирования услуг возможности CRM-систем и биллинга?

- Ваша формулировка вопроса – хорошая иллюстрация расплывчатости терминологии и стандартов, о которой я говорил ранее.  В терминологии eTOM – биллинг – это end-to-end (“вертикальный”) процесс первого уровня от сбора CDR до выставления счетов, приема платежей и решения вопросов клиентов, связанных с платежами и начислениями. А CRM – “горизонтальная” группировка процессов второго уровня, связанных с непосредственным взаимодействием с клиентами. Часть  этих процессов относится к биллингу. Реальные продукты “CRM” и “биллинг” могут реализовывать поддержку каких угодно процессов

Все зависит от уровня, на котором реализована конвергенция. Если для разных услуг используются разные биллинговые системы, интеграция разрозненных источников информации в рамках единого централизованного представления должна быть реализована с помощью интеграционного слоя, например, CRM-системы, обеспечивающей указанные функции.

Точно так же централизованное управление профилем абонента становится функцией CRM-системы, скрывая от сотрудников коммерческих служб и от самого абонента сложность остальных систем.

 «ИКС»: В каком направлении, на ваш взгляд, будут эволюционировать существующие сегодня в телекоммуникациях подходы к пакетированию услуг?

- С инженерной и организационной точки зрения пакетирование услуг легче всего реализуются конвергентной инфраструктурой. Идеальное решение – это сеть IMS, обеспечивающая поддержку всех необходимых услуг, единая биллинговая система и все это - в одной компании. Такая реализация позволяет минимизировать “ширину” интерфейсов, повысить надежность и развивать весь комплекс с минимальными проблемами и максимальной скоростью.

Я считаю, что будет происходить медленное движение в сторону конвергентной инфраструктуры с использованием открытых интерфейсов. Одновременно будут “быстро” реализовываться интеграционные решения в соответствии с текущими потребностями бизнеса, что повлечет усложнение технической архитектуры и в какой-то момент станет замедлять и ограничивать развитие. В большинстве компаний конвергентные системы будут внедряться естественным путем при очередных заменах решений, которые происходят раз в 5-6 лет у операторов Tier 2 и раз в 10-15 лет у операторов Tier 1.

Компании, которые уже внедрили конвергентные системы при предыдущей замене, получат преимущество, по крайней мере, в операционных затратах.

«ИКС»: Какие перспективные технологические платформы для этого понадобятся?

- Нужна такая парадигма, которая позволит конструировать новые продукты  так же легко, как сегодня презентация Microsoft PowerPoint собирается из разнородного контента, подготовленного в разных приложениях, выпускаемых разными производителями.

Если  в результате интерфейс будет похож  на интерфейс привычного всем приложения, это позволит не только маркетологам, но и каждому абоненту собрать для себя пакет по потребностям и возможностям.

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: