Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2008
Лилия ПАВЛОВА  11 февраля 2008

Ликбез XXI века,или Как воспитать «электронного гражданина»

О цифровом разрыве мы привыкли говорить в связи с разным уровнем развития ИКТ как в различных странах, так и в отдельно взятых регионах того или иного государства. Между тем существует и другой, не менее важный аспект digital divide – социальный.

«Информатизация общества» – понятие, порожденное в конце прошлого столетия глобальным проникновением ИКТ в нашу жизнь. Соответственно, и уровень развития информатизации принято измерять в «бизнес-единицах»: плотность ПК, проникновение ШПД, динамика развития этого сектора рынка… Известно, что в России в 2007 г. рост сектора широкополосного доступа населения в Интернет составил 70% (см. «ИКС» № 12'2007, с. 58), число пользователей Всемирной паутины достигло 35 млн, к Сети подключено 52 тыс. школ, а в почтовых отделениях страны организовано более 20 тыс. пунктов коллективного доступа в Интернет… И хотя по уровню проникновения ШПД Москва заметно опережает Россию региональную (по разным оценкам, 40–60% и 15–20% соответственно), уже сегодня очевидно, что в ближайшие годы и регионы будут стремительно набирать вес ШПД (см. «ИКС» № 12'2007, с. 41–42).

На фоне триумфального шествия Интернета по планете кажется само собой разумеющимся, что каждый человек как минимум знает, как войти в Сеть. Однако в действительности целый социальный пласт, причем во всех странах, оказался на обочине прогресса. Это люди, не только не умеющие пользоваться интернет-сервисами, но и нередко испытывающие страх перед компьютером. Как правило, это социально наиболее уязвимые группы населения: безработные, инвалиды, неквалифицированные рабочие, жители удаленных населенных пунктов, пенсионеры…

Уже сегодня в России любой человек может зайти на сайт правительства своего региона, задать вопрос и получить ответ, скачать с сайта налоговой инспекции необходимые формы, заполнить их, подать налоговую отчетность в электронной форме без необходимости стоять в очереди, заказать в интернет-магазине товары… Все это в принципе может сделать и деревенский житель, если воспользуется Интернетом. Между тем, как показывает практика, он и сегодня для решения какого-либо вопроса с районной властью поедет в райцентр, отстоит в очереди, потеряет время и деньги, но так и не отважится воспользоваться услугами того же пункта коллективного доступа в Интернет. Прежде всего потому, что не умеет пользоваться компьютером.

Как отметила на недавно состоявшемся круглом столе в РИА Новости «Компьютерная грамотность как элемент построения информационного общества» М. Лазарева, генеральный директор российского представительства международного фонда ECDL (European Computer Driving Licence), европейские страны столкнулись с этой проблемой несколько раньше, чем Россия. В 1995 г. под эгидой Еврокомиссии была разработана программа «Электронный гражданин», цель которой – обучение компьютерной грамоте социально неадаптированных слоев населения.

Сегодня фонд работает в 144 странах мира, от Европы и Северной Америки до ближнего Востока, Индокитая и Японии. Программа переведена на 38 языков, включая русский. В Россию программа «Электронный гражданин» пришла сначала в ХМАО-Югра, затем в Нижний Новгород.

ECDL-программа «Электронный гражданин» состоит из трех блоков:

- базовые навыки;

- поиск и обработка информации;

- работа с онлайн-сервисами.

Обучение проводится в очной форме, в специально оборудованных классах. Слушатели курса должны научиться использовать базовые офисные приложения на начальном уровне, работать в сети Интернет, вести поиск информации, работать с порталами государственных служб, приобретать товары и услуги через Интернет, бронировать гостиницы и билеты, защищать компьютер с помощью антивирусных программ, общаться в конференциях и на форумах. Средняя продолжительность курса – 30 часов (варьируется в зависимости от состава группы обучающихся или национальной/региональной специфики). Пройдя курс обучения, слушатель через Интернет сдает тест на соответствие своих знаний требованиям стандарта «Электронный гражданин». Продолжительность теста – 30 минут.

За 12 лет работы программы сертификаты «Электронного гражданина» получили более 6 млн человек во всем мире.


По словам Н. Масловой, председателя Комитета по информационным ресурсам администрации ХМАО-Югра, программа «Электронный гражданин» органично вписалась в программу «Электронная Югра», предусматривающую компьютерное обучение государственных и муниципальных служащих. В 2006–2007 гг. было проведено тестирование госслужащих по программе ECDL. Следующий шаг – обучение граждан. Планируется, что к концу 2008 г. «компьютерный ликбез» на базе университетов и библиотек ХМАО-Югра пройдут 10 тыс. человек (из бюджета «Электронная Югра» на 2008 г. на эти цели выделено 15 млн руб.).

К слову, расхожее мнение, что обучение приходится проводить среди «бабушек», Н. Маслова опровергла: в регионе возрастного ценза не существует: среди желающих постичь компьютерную грамоту очень много военнослужащих, увольняющихся в запас в молодом возрасте; много работающих людей – тех, кому за 40, испытывающих конкурентное давление со стороны продвинутой молодежи.

Вообще говоря, желающих научиться общаться с компьютером оказалось гораздо больше, чем их могла «вместить» программа, и Комитет по информационным ресурсам администрации региона организовал коммерческое обучение (недельные курсы за 3,5 тыс. руб.). Группы набираются моментально – и в них оказались уборщицы, вахтеры, медсестры, работающие пенсионеры со средним специальным образованием.

Второй регион в России, подключившийся к программе «Электронный гражданин», – Нижегородская область. Здесь проект стартовал в середине ноября 2007 г. По словам М. Богдаловой, начальника управления информатизации администрации Нижегородской области, в 2008 г. 3 тыс. граждан области в рамках первого этапа проекта «Электронный гражданин» пройдут обучение работе с компьютером на базе школ, техникумов, филиалов институтов, университетов и академий. И здесь тоже основной контингент – работающие граждане «кому за 40», желающие повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, социологическое исследование, проведенное администрацией Нижегородской области, показало, что в списке главных причин пройти «компьютерный ликбез» впереди оказалась даже не потребность получать доступ к информационным ресурсам органов власти, а стремление родителей «идти в ногу» со своими детьми…

. . .

Преодоление социального цифрового разрыва становится актуальной задачей для каждой страны, реализующей программы е-правительства, е-бизнеса. Что же это за «электронное государство» без «электронного гражданина»?.. В настоящее время ведутся переговоры о реализации программы «Электронный гражданин» еще в трех регионах России – Республике Мордовия, в Пензенской и Смоленской областях.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!