Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2008
Дмитрий БЕЛОКУРОВ  11 февраля 2008

Спутниковый терминал – все еще экзотика

Как правило, абонент сети SPIN не покупает оборудование спутникового терминала, а лишь использует его для получения услуг. Такая схема работы, с одной стороны, не отягощает клиента дополнительными расходами, а с другой – снимает с него ответственность за легализацию установленного в его интересах VSAT.

Белокуров Дмитрий

Абоненту остается лишь согласовать установку спутникового терминала с владельцем здания, но, как показывает практика, обычно это не доставляет ему больших проблем. Для подключения к сети наши клиенты единовременно оплачивают только доставку и установку оборудования. Их стоимость не зависит от того, какие услуги потом будут предоставляться абоненту, а определяется только диаметром используемых в составе спутникового терминала антенн (1,2 или 1,8 м).

При проведении тестовых испытаний у перспективных абонентов мы, как правило, вовсе не взимаем плату за установку оборудования. Действующие тарифы сети SPIN (от 0,98 руб. за 1 Мбайт без НДС) позволяют любому абоненту получать услуги в соответствии с его реальными потребностями, а в случае их изменений он может поменять и тариф.

Не секрет, что наши услуги выгодны прежде всего там, где отсутствует возможность использования альтернативных современных средств связи, а таких регионов в нашей стране немало. При этом приходится констатировать, что активность операторов проводных сетей в последние годы заметно возросла и конкурировать с ними спутниковым операторам довольно тяжело. Дело в том, что существенно снижать цены на свои услуги нам сложно прежде всего потому, что в структуре цены услуги каждого спутникового оператора заложена аренда используемого им бортового спутникового ресурса, а ее стоимость для оператора в последнее время, к сожалению, увеличивается. Сегодня тарифы на аренду бортовой емкости российских КА сравнялись с ценой аренды емкости их зарубежных аналогов при существенном отличии технических параметров функционирования в пользу последних.

В своей работе мы обычно придерживаемся правила «один VSAT – один абонент». Но это вовсе не означает техническую невозможность оказывать услуги с помощью одного VSAT сразу нескольким конечным потребителям. Просто таким способом оператор упрощает свои взаимоотношения с абонентами: есть с кого спросить за сохранность оборудования доступа, которое, как правило, не является собственностью клиента, да и расчеты за услуги проще вести с одним плательщиком. Но в принципе несколько жителей одного коттеджного поселка могут установить один комплект спутникового оборудования и получать необходимые им услуги связи независимо друг от друга. Платить за эти услуги они будут также индивидуально. Если же абонент сети SPIN сам является поставщиком услуг, например интернет-провайдером, он самостоятельно осуществляет расчеты за услуги со своими абонентами. Так, например, работает в Бурятии интернет-провайдер АК «Мобил Телеком», у которого установлено уже больше 10 спутниковых терминалов сети SPIN.

На сети есть и интересные «одиночные» абоненты. Например, один из наших VSAT-терминалов стоит на территории Валаамского монастыря. Климат там достаточно суровый, но дело даже не в низких температурах, поскольку внешнее оборудование спутникового терминала выдерживает морозы до –45°С. Проблемными условиями функционирования является ветреная погода при высокой влажности и температуре окружающей среды от –3° до +3°С. Однажды именно при таких погодных условиях на стороне абонента было зафиксировано сначала ухудшение качества, а потом и прерывание в оказании услуг. В таких случаях инженер службы технической поддержки связывается по телефону с абонентом и просит выполнить несложные профилактические и установочные процедуры, которые, как правило, приводят к восстановлению связи с требуемым качеством. Если этого не удается сделать, на место выезжает наш технический специалист или представитель компании, осуществляющей техническое обслуживание данного абонента. К счастью, тогда на остров Валаам ехать не пришлось: администратор сети Валаамского монастыря успешно справился с проблемой.

Думаю, что российским операторам спутниковой связи, помимо работы на традиционных рынках, следовало бы заняться популяризацией услуг, предоставление которых эффективно именно с использованием спутниковых технологий. К сожалению, приемопередающий спутниковый терминал иногда все еще воспринимается как экзотика, хотя технологии VSAT уже больше 20 лет.

Сеть спутниковой связи SPIN, оператором и владельцем которой является «Рэйс Телеком», построена по технологии VSAT. Космический сегмент сети организован с использованием бортовой емкости российских КА группировки «Экспресс». Наземный сегмент сети развернут на базе спутникового сетевого продукта LinkStar компании ViaSat (США). Услуги доступа к ресурсам Интернета абоненты сети могут получать посредством как приемопередающих, так и приемных спутниковых терминалов. В первом случае в интересах абонента и запросный, и широковещательный ответный каналы передачи данных организуются через спутник, во втором – для организации запросного канала используются иные решения: проводные или беспроводные.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: