Rambler's Top100
Статьи
Владимир ЕЛИН  22 ноября 2013

Как расширить клиентскую базу сотовых операторов?!

ШАгом в будущее для операторов может стать новая концепция, когда абонентам дают высокую степень свободы  (в том числе и от оператора) с помощью специальной мульти-симки и инфраструктуры для её функционирования. В недалёкой перспективе таким устройством может явиться MD SIM – устройство выбора и подключения оператора мобильной связи

В России, вслед за странами Европы, прекратился рост абонентской базы операторов (количество сотовых абонентов, активных SIM-карт). Во втором квартале 2013 г. их количество составило 234,11 миллиона единиц, то есть

 произошло увеличение по сравнению с первым кварталом этого года (с 230,4 миллиона единиц), а прирост составил мизерную величину в 1,6%. Количество абонентов сотовой связи в РФ за третий  квартал 2013г. увеличился еще на 2,3% и составило 239 млн.521тыс. (число SIM-карт). Такие данные содержатся в аналитическом отчете агентства Advanced Communications & Media (AC&M). Стоимость привлечения одного абонента через дилерскую сеть операторам приходится сокращать, чтобы не терпеть убытки, поэтому «большая тройка» минимизировала вознаграждение за подключение в среднем на 30―40% в 2013 году.

Наряду с падением ARPU, то есть средней выручки на одного пользователя, от операторов требуется поиск новых способов извлечения доходов от абонентов. Сами абоненты в значительной мере устали от завышенных тарифов на роуминг и связь, поэтому ищут выходы, например, используя несколько SIM-карт по очереди от разных операторов (по статистке более 60% абонентов имеют, как минимум, 2 активные SIM-карты от разных операторов).

Лояльные абоненты (один оператор на всю жизнь) по сравнению с «нелояльными» на 40% меньше общаются в социальных сетях, в 2 раза реже оплачивают услуги и товары, на 40% меньше используют информационные сервисы, на 30% меньше используют телефон для развлечений. Им на 40% меньше нужен доступ в мобильный интернет, они на 45% меньше используют мобильную связь в бизнес-целях – т.е. их ARPU на 40% ниже, чем нелояльных?!

Возможным решением этих проблем может стать новая концепция, когда абонентам дают ещё одну степень свободы, фактически одобряя их нелояльность, с помощью специальной мульти-симки и инфраструктуры для её функционирования. В недалёкой перспективе таким устройством может явиться MD SIM – устройство выбора и подключения оператора мобильной связи, патент РФ № 132659, реализация в виде бесконтактной карты, либо её более совершенный аналог -  UPRA – многофункционального идентификационного модуля абонента мобильной связи, заявка на патент РФ № 2013144162.

Современные технологии в области мобильной связи не стоят на месте, поэтому логичным развитием обычной SIM-ки будет ее замена аналогом MD SIM/UPRA для работы со смартфоном снаружи или на его борту, с различными режимами управления услугами связи в меню девайса, в сочетании с простотой в обращении Multi Dynamic SIM. При этом активные абоненты сотовой связи, которые уже сейчас используют несколько SIM-карт (просто переставляя их, либо используя телефон с несколькими SIM-ми) оценят удобство такого устройства, которое позволит больше не менять местами карты, при этом пользоваться премиальными смартфонами. С точки зрения оператора APRU польза от такого пользователя, как минимум, не понизится, а скорее возрастет, т.к. абонент сможет чаще переключаться на ту или иную SIM, не испытывая неудобств с заменой или утерей SIM-ки.

Таким образом решение вопроса об MNP (Mobile Number Portability), которое в настоящее время активно продвигается со стороны государства, но при этом по понятным экономическим причинам не находит одобрения у операторов связи, может быть реализовано альтернативным способом – сама номерная емкость остается у операторов как есть, но облегчается смена номеров за счет использование устройств типа MD SIM.

Концепция использования устройства Multi Dynamic SIM – как держателя для нескольких карт с возможностью переключения, проста и понятна. Однако более широкие возможности открывает UPRA – чип с возможностью хранения и использования информации с нескольких SIM-карт от различных операторов, который можно вставить в обычное гнездо, слот под симку.

При этом пользователю необходимо появится в офисе продаж сотового оператора единожды, когда получают UPRA, в дальнейшем загрузка новых профилей абонента может производиться через интерфейс личного кабинета, где пользователь может гибко управлять своими «виртуальными» SIM-картами.

При таком подходе операторы связи могут полностью исключить затраты на SIM-карты из своих расходов, ведь теперь выпуском устройств UPRA будет заниматься специализированный оператор, а непосредственно оператору связи необходимо будет лишь наладить защищенную систему по обмену ключевым материалом для профилей абонента, загружаемых в UPRA.

При этом потенциальная абонентская база для любого оператора связи становится равной совокупной базе выпущенных UPRA, т.к. на устройство может быть загружен профиль любого оператора. При грамотном маркетинге это позволит повысить прибыль и ARPU, ведь новый тариф для пользователя теперь находится не в ближайшем офисе обслуживания, а в личном кабинете.

Конечно, въедливый абонент сотовой связи обязательно спросит о защите UPRA в случае потери или кражи смартфона. В этой связи можно утверждать, что уровень защиты UPRA будет не ниже, чем у обычной SIM-карты, а пользователю и оператору нечего беспокоиться о  несанкционированном доступе к карте. Ещё при разработке аналогичных устройств согласно международным стандартам применяемых разработчиками, степени безопасности защиты данным уделяется особое внимание. Так, обязательно, каждая из ячеек с профилем абонента может быть защищена своим PIN-кодом, помимо PIN-кода для доступа к самой UPRA.

Способы применения

Наиболее очевидной возможностью для абонента, обладающего MD SIM/UPRA, является использование сильных сторон отдельно взятого не базового оператора (т.е. любого другого провайдера) в части: голосовой и цифровой передача данных, преимуществ биллинга увязанного с тарифом по времени суток, дополнительные услуги и контент – в зависимости от своего положения, времени суток, льготных акций и т.п., абонент может переключаться на профиль того или иного оператора.

Возможность переключать несколько профилей абонента сотовой связи в UPRA и возможность получать их по воздуху – не единственные особенности этого устройства. По задумке конструкторов - UPRA снабжен блоком социальных данных, который может быть использован, в том числе контактным способом с помощью встроенной в UPRA NFC-антенны. Этот блок может хранить в себе персональные данные пользователя (ФИО, фото, паспортные данные, скан отпечатков, номера пенсионного, ИНН и д. р.), при этом перед занесением информации в этот блок, данные будут проверены оператором UPRA, тем самым будет удостоверена их подлинность. Это значит, что данные, положенные в такой защищенный носитель, как UPRA, можно использовать:

•Как идентификатор личности/Паспорт/Автомобильные права/ИНН/пенсионное удостоверение/

•Биометрический заграничный паспорт

•Как мобильный банк

•Как универсальный проездной метро/авто/авиа/ж. д.

•Как страховка медицинская/Автокаско/туристическая

Поэтому с вводом в действие UPRA и провайдеров услуг (банки, мобильные операторы, ритейл) снимается необходимость выстраивать собственную систему идентификации пользователей – у UPRA есть все необходимые технологические и инфраструктурные решения. Являясь единой точкой входа с данными, проверенными лично, UPRA может быть использована, как средство идентификации и для пользования системой государственных электронных услуг. Что обеспечит дополнительный доход сотовым операторам, использующим данную технологию. При этом вся забота об обеспечении совместимости с государственными услугами решается на уровне UPRA, а не провайдерами.

Диалог машины с машиной

М2М или машинно-машинное взаимодействие в век неустанного прогресса набирает силу и скорость. Согласно прогнозам аналитиков из Berg Insight годовой рост M2M-подключений в сетях мобильной связи в мировом масштабе составил 37%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе и рост M2M-подключений составил и вовсе 64%!

С другой стороны Harbor Research и его аналитики считают, что сегодня мировой парк стационарных устройств, имеющих M2M-подключения, составляет более 5 млрд. единиц, а мобильных устройств с аналогичным способом взаимодействия более четверти млрд.

Из данной статистики напрашивается простой вывод, что мир в своих повседневных и бытовых коммуникациях переходит на цифру M2M взаимодействие. 

В случае М2М устройств не всегда есть возможность заменить SIM-карту в нем, чтобы использовать, например, другой тариф или сменить оператора, а в некоторых случаях, когда SIM-модуль жестко встроен, это просто невозможно. В таком случае, возникает необходимость производить смену тарифа или оператора удаленно, соблюдая требования информационной безопасности. UPRA будет обладать всеми необходимыми технологическими возможностями, чтобы предоставлять устройствам M2M средства для удаленного управления профилем абонента в них.

В настоящий момент операторы связи, банки и другие провайдеры услуг пытаются в рамках своих возможностей решить проблему падающих доходов и предложить своим пользователям новые услуги. Весь мир идет по пути глобализации и агрегации отдельных функций в руках специализированных поставщиков этих функций. И функция по управлению абонентским профилем до сих пор остается в руках операторов. Расходы на обеспечение этой функции год от года только растут, при этом они никак не влияют на доход, получаемый от абонента. Рано или поздно этот факт придется признать и пойти по пути агрегации – найти решение по управлению абонентской базой, которое реализует концепцию win-win для операторов и тех, кто возьмет на себя функцию управления профилем абонента, например, UPRA.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!