Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2014
Александр ГОРБАТЬКО  08 апреля 2014

Связь в большом городе

Социальная ответственность в сфере оказания услуг связи лежит на органе исполнительной власти субъекта Федерации, подчеркивает Александр ГОРБАТЬКО, заместитель руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы.

Александр ГОРБАТЬКО, заместитель руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы.Желание московских властей контролировать качество подвижной связи продиктовано местом и значением телекоммуникационных услуг в жизни мегаполиса, в том числе в сфере государственных инвестиций, направленных на перевод системы управления в электронный вид.

Мы исходим из того, что раз возможность взаимодействия и общения благодаря современным средствам связи является общественным благом, в этих вопросах непосредственное участие должен принимать и субъект Российской Федерации, на территории которого эти услуги оказываются. В виду отсутствия нормативной и методической поддержки контроля качества услуг подвижной радиотелефонной связи ДИТ Москвы в инициативном порядке принимает меры для выявления факторов, влияющих на снижение качества этих услуг, и создания условий его улучшения.

К сожалению, сейчас отраслевое законодательство относится к проблеме качества связи очень прохладно, не замечает ее. Оператор не может зайти в здание, пока не договорится с управляющей компанией либо не получит подписи двух третей жильцов. Причем сегодня его могут впустить, а завтра выдворить. Базовые станции – это не системы пожаротушения, которые обязаны быть во всех подъездах. У нас, увы, законодательно не установлено, что связь должна быть везде. Мы считаем, что должна быть определена инфраструктура размещения объектов связи.

Отдельная проблема – радиофобия, страх жителей перед облучением базовых станций. Приходится разъяснять, что БС облучает намного меньше, чем микроволновка или телевизор в квартире. Встречаемся с жителями районов, переубеждаем. У нас самые строгие в мире санитарные нормы, и оператор не имеет права запустить базовую станцию без разрешения санитарных служб.

Надо также отметить, что в Москве находится огромное количество федеральных объектов, силовых министерств и ведомств. Они располагаются в местах, где работают и проживают люди, и где также нужна связь. Установить БС на федеральном объекте – для оператора еще большая проблема, чем на жилом здании. Либо выставляются непомерные цены, либо нельзя договориться вообще. Данный рынок отрегулирован слабо. Для решения этих проблем необходимо вносить поправки в Гражданский и Жилищный кодексы. В настоящее время мы подготовили поправки в закон «О связи», делегирующие региону определенные функции в сфере контроля за предоставлением услуг подвижной радиосвязи.

В своем праве

Именно к нам обращаются жители с жалобами на некачественную связь. Законодательно же мы сейчас не имеем на операторов никакого влияния. Тем не менее операторы, видя, что мы помогаем им развиваться – находим площадки для базовых станций, выпускаем постановления и разъясняем жителям и организациям, почему нельзя снимать БС с того или иного здания, с нами работают. Сотовая связь – это сложные инженерно-технические сооружения, она требует научного подхода к созданию и поддержанию инфраструктуры. Задача «как сделать так, чтобы телефон работал» складывается из огромного количества вводных, и одна из них – размещение оборудования. Поэтому еще в 2012 г. мэрия Москвы приняла постановление, упрощающее процедуру допуска операторов к объектам городской недвижимости, – и с тех пор свыше 1000 городских объектов согласованы с операторами для установки БС. Мы планируем продолжить эту работу на регулярной основе. К апрелю намерены согласовать дополнительно еще порядка 200 объектов городской собственности для размещения БС.

Перед тем, как разместить оборудование, надо понять: что же мы хотим улучшить, насколько объективны и субъективны мнения «плохо» или «хорошо». Есть технические параметры, которые можно обсуждать, но главный арбитр – житель. Его связь либо устраивает, либо нет. Мы изначально опирались на субъективные мнения жителей – и в 2012 г. на сайте dit.mos.ru/signal запустили сервис по приему жалоб на качество услуг сотовой связи.


Операторы называют две основные причины плохой связи: отсутствие места для установки базовых станций и длительность процедуры частотных присвоений для запуска БС. Мы предложили создать пилотную зону и в качестве таковой выбрали Северный административный округ столицы. Летом 2013 г. провели первые испытания методики контроля качества услуг в сетях 2G и 3G в этой пилотной зоне В начале нынешнего года совместно с Роскомнадзором мы завершили повторные испытания на тестовой территории.

Первые измерения дали общую картину проблем, на основании которой был разработан план действий совместно с операторами и Роскомнадзором. Где-то были введены новые базовые станции (всего большая тройка установила 46 дополнительных БС), где-то перенастроено существующее оборудование. Контрольные измерения должны были показать, какой эффект дали принятые меры. В целом по всем показателям было зафиксировано улучшение примерно на 30%. Показатели качества сервисов, которые имеют социальную значимость и наиболее востребованы гражданами (голосовые вызовы и SMS), все три оператора, участвовавшие в проекте, подняли до мирового уровня (см. таблицу и рисунок).


До начала пилотного проекта ДИТ Москвы получал от жителей САО массу жалоб на сотовую связь. После завершения проекта в текущем квартале ни одной жалобы не поступило. Это говорит о том, что проект дал желаемый результат.

Важно, что мы работаем вместе с Роскомнадзором, который обеспечивает всю законодательную часть, а мы помогаем операторам в размещении БС и решении инфраструктурных вопросов. Базовые станции – это верхушка айсберга. За ней стоит комплекс задач – частотное планирование, конфигурация сети, обеспечение БС электричеством, организация оптических каналов.

Мотивация качества

Анализируя обращения граждан, мы понимаем, что проблема качества оказания услуг связи существует, и для ее решения нужны технические подходы и стандарты качества. Устанавливая такие стандарты, не нужно изобретать велосипед. Есть международные стандарты для сетей GSM и соответствующие технические нормы, которые, к сожалению, у нас в стране не приняты. Поэтому мы выпустили свой стандарт качества на этой основе. Это не законодательный акт, потому что субъект Федерации в принципе отделен от регулирования связи. Чтобы оставаться в правовом поле, ДИТ Москвы подписал соглашение с Роскомнадзором и Минкомсвязью. Внутренний стандарт, который мы разработали на основании стандарта для сетей GSM и который определяет параметры качества услуг связи сетей 2G и 3G, принят тремя сотовыми операторами в Москве. Именно по нему мы с Роскомнадзором проводили и проводим измерения качества связи.

Не секрет, что у финансовых подразделений операторов выработался подход «зачем тратить деньги, если за это не спрашивают». Есть показатель загрузки БС – и хорошо, чтобы он был 100%. Но для жителя это значит, что 101-й абонент уже не дозвонится. Качество входит в противоречие с финансами. Если за качество не спрашивают и его не контролируют, если прибыль и так идет, то, конечно, – так устроены коммерческие организации – оператор не станет тратить средства на развитие сети. Общаясь с сотовыми операторами, мы видим, что технические подразделения зачастую знают и проблему, и ее решение. Но даже они, приходя к своим финансистам, получают стандартный ответ: законодательство этого не требует, штрафные санкции за это не грозят, лицензии не отберут, поэтому незачем на это тратиться.

Теперь обнародование и общественное обсуждение в СМИ данных радиомониторинга в пилотном проекте, статистики жалоб жителей (по районам города и операторам) дают нам возможность мотивировать операторов связи вкладывать деньги в повышение качества оказываемых услуг. Со своей стороны, мы в текущем году намерены распространить проект на всю территорию Москвы. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!