Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2008
Виталий Ефимович СУФАН  16 сентября 2008

Чем лучше соблюдаются правила, тем меньше несчастных случаев

Эта истина приложима не только к дорожному движению, но и к взаимоотношениям поставщиков платного ТВ-контента и операторов. Так считает В. СУФАН, гендиректор представительства компании Zonemedia Enterprises (Chello Zone) в России и странах СНГ.

 Досье темы

Chello Zone – производитель и дистрибьютор тематических каналов. Компания основана в 1991 г. в Лондоне; к настоящему времени имеет 18 представительств и студий в Европе, Азии и Латинской Америке.

В России телеканалы Zone Romantica, Zone Reality, Extreme Sports Channel, Zone Club, JimJam входят в пакеты крупнейших российских операторов платного ТВ («НТВ-Плюс», АКАДО, «Стрим-ТВ», «Космос-ТВ» и др.).
В. Суфан– Можно ли назвать Chello Zone агрегатором контента?

– Можно, если вам так удобно. У нас есть каналы собственного производства, но если учитывать, что мы представляем каналы и других производителей, – да, пожалуй, мы контент-агрегатор. Хотя мне этот термин не очень нравится.

– Мне тоже, но он уже широко гуляет по рынку. Как складываются взаимоотношения поставщика (агрегатора) контента с операторами, предоставляющими услуги связи в целях вещания?

– Мы коммерчески ориентированная компания, и у нас есть плановые показатели. Их мы должны обеспечивать, продавая каналы. С этой точки зрения главная проблема взаимоотношений – дисциплина платежей. Проблемы также связаны с исполнением договоров: бывает, что оператор по своему желанию в одностороннем порядке выходит из договора. Но в общем и целом дисциплина исполнения договоров улучшается.

– И все же, чем вы рискуете, если с неким начинающим оператором договорились о поставке каналов, а он по каким-то причинам не смог запустить сеть в эксплуатацию? Он-то очевидно «попал», а вас в этом случае не убудет?

– Поразительная мысль, которая меня всегда возмущала. Что значит «не убудет»?! Почему такое отношение к поставщикам каналов, особенно западным? Им, дескать, все равно; подумаешь, они и так «висят» на спутниках, у них десятки и сотни миллионов подписчиков – и что с того, если несколько тысяч «отвалилось»? Я хочу подчеркнуть: производство каналов – дорогое удовольствие, деньги мы не складываем в карман, они возвращаются в производство программ, в покупку нового продукта. И возникнуть деньги могут только при соблюдении договорных обязательств. Как только договор подписан – финансовый отдел уже считает, что с конкретной территории придет такой-то объем доходов; под эти доходы отдел программирования получает деньги на контент для канала на данной территории. И если эта цепочка насильственно разрывается, финансовый отдел изымает деньги из программного бюджета, новый продукт не появляется, а старые программы, которыми «латается» вещание, вызывают жалобы: «Показываете одно и то же». Бывает, оператор не понимает: «Я отключился, ну и что из этого?». А то, что ты получишь худший продукт. Если же тебя не волнуют интересы твоих зрителей, они просто уйдут от тебя.

– А случалось действительно по-страдать от несоблюдения операторами договорных обязательств?

– Неоднократно. И концов не найти, и на телефоне уже другой человек – «не туда звоните». Но в последнее время это происходит все реже.

– Как формируется ценовая политика?

– Если посмотреть прейскуранты, то болгарские, польские, румынские, венгерские операторы покупают у Chello Zone контент примерно по одной цене. Я не могу сказать, что для России эти цены значительно отличаются. Ценовую политику определяет головной офис (но, скажем, в России – с нашим участием).

– Какие тенденции на российском рынке ТВ-контента, формирующиеся в последние два-три года, вы бы выделили?

– Во-первых, снижение цен. Оно обусловлено тем, что количество каналов, которое было доступно кабельным операторам даже два года назад (не говоря уж о более раннем времени), совершенно несопоставимо с количеством каналов, доступных сегодня. Другая важная тенденция – массовое появление каналов, сделанных в России. Первые российские каналы открылись на «НТВ-Плюс» в декабре 2004 г., их было два. Полгода спустя «Стрим» запустил пять своих каналов. Сейчас в России вещают около сотни каналов местного производства. И это всего лишь за три года. Что касается бизнес-моделей компаний, которые инвестируют в производство российских каналов, то кто-то, по всей видимости, ориентируется на традиционную систему платного ТВ (деньги берутся с подписчика), кто-то делает открытые каналы в расчете на доходы от рекламы (такая возможность на платном ТВ уже есть, и она неизбежно будет расти). На мой взгляд, через три-четыре года количество каналов российского производства уменьшится, поскольку рынок не способен выдержать их переизбыток. Каждый из них можно сравнить с ненасытным зверем, ежедневно пожирающим энное количество часов программного продукта, который стоит денег. Этот зверь может приносить деньги, но может и только поедать их. Вероятно, какие-то каналы с рынка уйдут.

– Интересно, как происходит встреча заказчика контента и его продавца, кто на кого выходит?

– По-разному, но сегодня российский рынок превратился в рынок покупателя. Года три-четыре назад это однозначно был рынок продавца, тогда у порога поставщиков контента выстраивались очереди кабельных операторов, которым нужно было хоть что-то показывать. Сейчас ситуация изменилась кардинальнейшим образом – и мы должны инициативно выходить на покупателя, знать его канальный расклад, знать преимущества и недостатки именно его пакетирования, с тем чтобы целенаправленно предлагать наши каналы. Да и операторы очень изменились. Если раньше они подписывали договор не читая, то теперь каждый уважающий себя оператор имеет в штате юриста, который внимательно изучает договор, прежде чем его подписать.

– Напоследок вопрос из приятных: расскажите, пожалуйста, о проекте в области мобильного телевидения Zone 360, который компания запустила на европейском рынке в 2006 г.

– Мы были, наверное, в числе пионеров-поставщиков контента для мобильного телевидения. В Англии, Нидерландах, Венгрии, Болгарии у нас есть крупные сделки; специально под мобильное ТВ был создан сериал ужасов (двухминутные серии), и он имел успех. Но если сопоставить даже эти значимые сделки с доходами от кабельного ТВ, то это небольшие деньги. Как и ТВЧ, мобильное ТВ сегодня – это скорее маркетинговый ход, нежели коммерческий.

– А как в России?

– В России и странах СНГ в рамках проекта Zone 360 предлагаются каналы Zone Reality, Extreme Sports Channel и Zone Horror. Мы активно ведем переговоры с операторами мобильной связи – как с лидерами рынка, так и с региональными операторами, заинтересованными в расширении списка предоставляемых услуг; я встречался с представителями «ВымпелКома», группы компаний «Стрим»… Не знаю, как сейчас обстоят дела с выдачей лицензий на DVB-H. Перемены в регулирующих органах сказываются на бизнесе, но надеюсь, что потребуется немного времени, чтобы вопросы лицензирования прояснились. Очень надеюсь.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!