Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 22 августа 2011

Экспресс сошел с маршрута

Запущенный 18 августа на ГСО спутник "Экспресс-АМ4" не дошел до орбитальной позиции 80 град. в.д., где должен был заменить частично неработающий "Экспресс-АМ2". Связь со спутником была потеряна. Сейчас Центр космических исследований США отслеживает движение "АМ-4" по нерасчетной орбите и обменивается информацией с российской стороной, однако оценить шансы восстановления связи со спутником никто не берется.

             18 августа – "черный четверг" для участников проекта (ГПКС, Роскосмос, EADS Astrium и ГКНПЦ им. М.В.Хруничева). А начинался он на подъеме. Первое сообщение Роскосмоса гласило: "Сегодня, 18 августа, в 01 ч. 25 м. мск с пусковой установки 39 площадки 200 космодрома Байконур стартовыми расчетами предприятий ракетно-космической отрасли России произведен успешный пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс-АМ4». После штатного отделения от третьей ступени ракеты-носителя разгонный блок «Бриз-М» продолжает выведение космического аппарата «Экспресс-АМ4» на заданную орбиту. Отделение космического аппарата от разгонного блока запланировано на 10 ч. 38 м. мск 18 августа 2011 г. " На этом радостные новости закончились. В следующем официальном сообщении Роскосмоса говорится: "РН «Протон-М» отработала штатно, головной блок в составе РБ «Бриз-М» и космического аппарата отделился в установленное время. Четыре включения РБ также проведены в расчетное время. В оставшееся время до пятого включения разгонного блока возникли сбои с передачей телеметрической информации и получением сигнала с «Бриз-М» и борта КА.  В настоящее время специалистами принимаются меры по установлению связи с космическим аппаратом «Экспресс-АМ4».В соответствии с решением руководителя Роскосмоса создана комиссия для выяснения причин сложившейся ситуации." Чуть позже на сайте агентства появилась информация о том, что в ходе работ по установлению связи с космическим аппаратом специалистами Роскосмоса были задействованы все наземные измерительные средства космодрома Байконур, с помощью которых удалось обнаружить разгонный блок «Бриз-М», и специалистами агентства теперь проводится обработка и анализ  поступившей телеметрической информации.


В тот же день ГПКС в своем сообщении о сложившейся нештатной ситуации при выводе космического аппарата «Экспресс-АМ4» на ГСО отметил: "До настоящего времени ФГУП «Космическая связь» (ГПКС), разработчики спутника EADS Astrium и ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», Роскосмос не располагают достоверной информацией о местоположении космического аппарата и возможности его дальнейшего использования по целевому назначению. В настоящее время создан межведомственный Оперативный штаб, координирующий работу специалистов Роскосмоса, ГПКС, EADS Astrium и ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» по парированию ситуации. ГПКС выражает искреннюю  благодарность всем нашим коллегам за понимание и поддержку. Мы надеемся и прилагаем все усилия для позитивного разрешения ситуации."


Официально потерю КА "Экспресс-АМ4"  к 19 августа не подтвердил ни Роскосмос, ни ГПКС – и в
последующие три дня в СМИ появлялись самые разноречивые сведения о судьбе  пропавшего космического аппарата: что спутник вместе с разгонным блоком "Бриз-М" находится на нерасчетной орбите, параметры которой уточняются, но спутник уже нельзя будет использовать по прямому назначению; что если «Экспресс-АМ4» окажется работоспособен, то его можно будет использовать по целевому назначению даже на нерасчетной орбите с вероятностью почти 100%; что «Экспресс-АМ4» и «Бриз-М» зафиксированы сотрудниками Командования воздушно-космической обороны США (NORAD), а еще американцы обнаружили в космосе дополнительный топливный бак от разгонного блока; что в NORAD не подтверждают информацию об обнаружении российского космического спутника "Экспресс"; что российские специалисты намерены использовать параметры орбиты, предоставленные NORAD, для установления связи с КА… В интернете форумчане спорят: а может, это саботаж или диверсия? а может, он уже на дне океана или в "космической помойке"? а может, он вовсе не мирный телекоммуникационный, а военный – и уже работает по назначению? а был ли собственно спутник – может, все дело в страховых 7.5 млрд. руб.?  Можно предположить, что даже официальное заключение госкомиссии вряд ли переубедит самых сомневающихся. Вот если бы спутник чудом нашелся, да еще и подал признаки жизни… Сергей Пехтерев, руководитель группы компаний спутниковых операторов AltegroSky, напоминает, что в 2009 г. такое чудо случилось - удалось спасти индонезийский спутник PalapaD  после того, как подвела китайская ракета: он сам вывел себя на правильную орбиту, пожертвовав запасом топлива и сократив свою жизнь на треть.

Первая хорошая новость за последние четыре дня пришла рано утром (мск) 22 августа: оказывается, спутник не сгорел в слоях атмосферы, не упал на дно океана - Объединенный центр космических операций США обнаружил его и теперь отслеживает движение "АМ-4", обмениваясь информацией с российской стороной. Специалисты пытаются восстановить связь с КА, однако оценить шансы его возвращения к жизни не берется никто.


Спроектированный и изготовленный фирмой Astrium в содружестве с ГКНПЦ им. Хруничева, «Экспресс АМ4» стал первым из тяжелых спутников семейства «Экспресс», заказанных ГПКС.  Это также первая сделанная под заказ ГПКС "космическая иномарка", поскольку спутник практически целиком создан EADS Astrium на платформе Eurostar E3000. Сообщая в конце июля о завершении работ по изготовлению спутника, пресс-служба ГПКС отмечала: "Предприятию сейчас необходимы высокоэнергетические аппараты, призванные пополнить существующую группировку и удовлетворить растущий спрос на спутниковую емкость. «Экспресс-АМ4» - первый и мощный шаг в осуществлении этой смелой программы." Полезная нагрузка на борту КА «Экспресс-АМ4» - 63 активных транспондера, действующих в диапазонах L, C, Ku и Ka в течение планового срока службы, насчитывающего 15 лет. Двенадцать антенн спутника должны были обеспечить эффективный охват зоны обслуживания над РФ и странами СНГ, а управляемые антенны могли быть использованы для услуг связи с любой точки в пределах видимости аппарата. «Экспресс-АМ4» был назван самым энерговооруженным спутником из когда-либо построенных в Европе (свыше 16 кВт электроэнергии). Стоимость спутника составила $150-200 млн.; "Ингосстрахом" он был застрахован на 7,5 млрд. рублей.

Вообще, космические программы и проекты ГПКС условно можно разделить на две группы: КА, запускаемые по программе восполнения орбитальной группировки спутников связи и непосредственного телевещания (запуск до 2013 гг.); КА, запускаемые в рамках программы развития орбитальной группировки (2013-2020 гг.). В 2011-2013 г. у пяти спутников, находящихся на ГСО, заканчивается гарантийный срок активного существования – им необходима срочная замена. КА из первой группы  - тяжелые многодиапазонные  аппараты "Экспресс-АМ4", "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6" - создаются в 2009-2013 гг. на замену спутников, либо имеющих отказы, либо выработавших гарантированный срок активного существования. Например, "Экспресс-АМ4" - взамен "Экспресс-АМ2". КА второй группы  - это, в основном, монодиапазонные КА среднего класса, которые должны дополнить по частотному ресурсу, зонам обслуживания и предоставляемым услугам связи уже имеющиеся к тому времени спутники.

Если все же придется смириться с потерей суперспутника, потребуется корректировать планы не только ГПКС. С  вводом в эксплуатацию «Экспресс-АМ4» были связаны сроки перехода на цифровое ТВ в 19 регионах России, планировалось тестирование Ka-диапазона для организации каналов ШПД... По официальному заявлению Минкомсвязи, намеченные сроки перехода "на цифру" сдвигаться не будут – вместо спутниковых каналов  планируется использовать магистральную сеть объединенного "Ростелекома". К слову, в мае этого года в рамках выставки "Связь-Экспокомм" ОАО "Ростелеком" и ФГУП РТРС подписали соглашение о наземной доставке цифрового контента восьми федеральных телеканалов и одного регионального канала до объектов РТРС (планировалось, что на первом этапе наземная доставка будет обеспечиваться в европейской части России, а в дальнейшем – по всей территории страны). 

Что касается программы восполнения орбитальной группировки ГПКС, то теперь главная надежда на «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Новые космические аппараты создает ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» совместно с ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» при участии европейской компании Thales Alenia Space. КА «Экспресс-АМ5» будет размещен на ГСО в орбитальной позиции 140° в.д. Гарантийный срок активного существования 15 лет; мощность, выделяемая на полезную нагрузку, - не менее 14 кВт. На борту космического аппарата будет установлено 30 транспондеров C-диапазона, 40 транспондеров Ku-диапазона, 12 транспондеров Ka-диапазона и 2 транспондера L-диапазона. КА «Экспресс-АМ6» будет размещен на ГСО в орбитальной позиции 53° в.д. Гарантийный срок активного существования спутника 15 лет; мощность, выделяемая на полезную нагрузку, - не менее 14 кВт. На борту космического аппарата будет установлено 14 транспондеров C-диапазона, 44 транспондера Ku-диапазона, 12 транспондеров Ka-диапазона и 2 транспондера L-диапазона. По данным ОАО ИСС, запуск спутников запланирован на 2012 г.
 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.