Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Наталия КИЙ 04 марта 2016

С каждого звонка – по копейке на экологию

Окружающая среда отдана на откуп сотовому бизнесу, считает завотделом неионизирующих излучений Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна, член научно-консультативного комитета Международной электромагнитной программы ВОЗ Олег ГРИГОРЬЕВ. 

Олег ГРИГОРЬЕВ

Г л а в н а я   о п а с н о с т ь

– Олег Александрович, простой  потребительский вопрос: так ли уж вредно электромагнитное излучение?

– Электромагнитное поле – биотропный фактор. Избыток – вредно, недостаток – вредно, жестко уравновешенная система. С пятого класса и со времен Гальвани мы знаем, что все мы – электрохимические машины. Электромагнитное поле Земли необходимо, чтобы мы жили. Если человека посадить в экранированную от магнитного поля коробку, у него начнется та же история, что и при избыточном облучении. Космонавтам создают искусственное электромагнитное поле, чтобы было нормальное кровообращение и функция центральной нервной системы. Вот шум человеку не особо-то нужен, как и ионизирующая радиация. Но нормальный естественный фон электромагнитного поля ему нужен для того, чтобы он жил нормально. А вот если мы начинаем вмешиваться...

– В чем главная опасность?

– Опасность в том, что нет сиюминутных реакций – ухо после телефонного разговора не отваливается и голова в большинстве случаев не болит. Остальное – абсолютно фундаментальные вещи. Через 15—30 секунд воздействия электромагнитного излучения при телефонном разговоре начинается реакция ЦНС в виде изменения биоэлектрической активности вне зависимости от того, есть ли какие-либо субъективные ощущения. Эффект последствия, т.е. возбужденное состояние ЦНС, сохраняется после того, как вы убрали источник. Это хорошо всем известно. Остальные эффекты зависят от повторяемости, которая, как вы знаете, высока, и от дозы. За ними – дисфункция и деградация ЦНС, не соотнесенные с причиной. Под воздействие электромагнитных полей подпадают сердечно-сосудистая, эндокринная, иммунная, репродуктивная системы.

В 2011 г. на конференции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) был зарегистрирован рост заболеваний среди детей и подростков по указанным выше группам. К слову, растущее число инсультов среди населения России – в прогнозной группе.

Человеческий организм получил новый фактор риска, вынужден адаптироваться к новой ситуации, его резервы истощаются, включается компенсационная реакция, начинается заболевание. По статистике возрастает общая неспецифическая заболеваемость.

Самая уязвимая группа – дети. Первый результат длительного воздействия электромагнитного поля за пределами нормы – нарушение когнитивных способностей, предпосылки к недоразвитию сердечно-сосудистой системы. Что касается собственно мобильного терминала, то ситуация следующая: гидратация тканей выше – поглощение электромагнитного излучения больше; голова меньше – удельный объем поглощения больше. Начинаешь пользоваться сотовой связью с детства – стаж больше. К 18—20 годам вылезает букет заболеваний.

Жители крупных городов, даже не использующие мобильную связь, в определенной степени живут в условиях, в которых работали профессионалы, занимавшиеся источниками электромагнитного поля в 60–70х гг. Жалобы, которые население предъявляет сегодня, сходны с симптоматикой при хроническом облучении низкоинтенсивным сложномодулированным электромагнитным полем.

Что будет в отдаленном периоде, никто сказать не сможет. Как будет реагировать человеческая популяция на повышенный фон электромагнитного излучения через поколение, два, три? Скорость развития этого процесса в эволюционном масштабе чудовищная. Хотелось бы уповать на такие возможности центральной нервной системы, как приспособляемость и эволюция.

Б а з о в ы е   с т а н ц и и   у п а л и   н а   г о л о в у

– Как складывались отношения между медициной и мобильной индустрией в начале ее пути?

– На первых этапах развития сотового бизнеса в стране были попытки установить цивилизованные отношения между промышленностью, медициной и общественностью. Создавались рабочие группы по изучению электромагнитной обстановки с участием ведущих производителей сетевого и терминального оборудования сотовой связи – Motorola, Nokia, Ericsson. Первую в нашей стране работу по изучению электромагнитной обстановки, которую формируют базовые станции сотовой связи, и эффектов, возникающих при получасовом использовании мобильных телефонов разных стандартов, мы осуществили в 1998 г. с привлечением добровольцев и терминалов, разрешенных к использованию Санэпиднадзором. Профинансировал исследование основатель «Вымпелкома» Дмитрий Борисович Зимин. Использовали телефоны стандартов NMT-450, AMPS и GSM.

– И какой стандарт победил?

– Победила наука. Позднее исследование на животных на ту же тему провел Институт медицины труда совместно с тогдашним Самарским отделением НИИР. Фундаментальные закономерности были подтверждены. Изменения стандартов, частот и т.п. на них принципиального влияния не оказывают.

С той поры ситуация усугубилась. Особенно отрицательное воздействие на электромагнитную обстановку оказывает снижение высоты расположения базовых станций сотовой связи. Они просто упали на голову! И стали куститься! Их ставят, ставят и ставят.

В произвольной точке города мы фиксируем электромагнитный фон выше микроватта – этот показатель до 1984 г. был предельно допустимым уровнем мощности электромагнитного излучения. В 1984 г. ПДУ был поднят в 10 раз, до 10 мкВатт/кв.см.

Однако «десятка», принятая в качестве ПДУ в 80-е гг., – это был моносигнал. Ситуацию с современными сложноорганизованными сигналами никто всерьез не изучал и никто не знает, каким образом такое хроническое воздействие будет отражаться на здоровье человека. К нам в центр время от времени обращаются с просьбой измерить уровень электромагнитного излучения одной БС – и мы с легкостью регистрируем значения, близкие к ПДУ.

К слову, в ряде стран Европы склонны снижать (а не повышать!)  уровень ПДУ, доводя его до 1 мкВатт/кв.см.

– Кого интересует эта проблема? Может быть, государство, может быть, общество?

– J.

– В какие инстанции вы направляли результаты своих исследований и соображения по влиянию сотовой связи на экологическую обстановку и здоровье людей?

– Начиная с 1995 г. в Госдуму, Совет безопасности, Минздрав, Минсвязь. С акцентом на детей, поскольку их здоровье наиболее уязвимо под воздействием электромагнитного излучения. В 80-е годы прошлого века была разработана госпрограмма исследований в области влияния электромагнитных полей современных средств связи на объекты, но система рухнула, программа рухнула, и ход событий перевернулся с ног на голову.

П о р о ч н а я   л о г и к а

– Если раньше при разработке и использовании средств связи исходили из нормативов безопасности и здоровья, то с 90-х годов оборудование сотовой связи создается и завозится в страну, где формирует электромагнитную обстановку, в первую очередь исходя из технических требований и соображений бизнеса. А гигиенисты и люди, отвечающие за здоровье нации, имеют к этому процессу опосредованное отношение.

В ответ на проблемы со здоровьем человек принимает таблетки –  фармацевтика работает. Работает и  сотовый бизнес с миллиардными оборотами – всем выгодно! Кроме здоровья пользователя. Такова логика технического развития сегодня.

Стоит признать и тот факт, что цикл научных экспериментов и медико-биологических исследований достаточно длительный: около пяти лет от постановки эксперимента до подведения и обсуждения итогов. А пока ученые проходят свой круг, сменяется стандарт сотовой связи, менеджеры в компаниях, с которыми были достигнуты первоначальные договоренности о внимании к исследованиям, – ответственных не найдешь. Логика развития науки и бизнеса расходятся в разные стороны. И на данный момент побеждает бизнес. С представителями сотовых компаний трудно вести речь об учете, оптимизации – они мыслят бизнес-кейсами.

– Как разорвать порочный круг?

– Если следовать разумной логике и международному опыту, участники рынка сотовой связи, зарабатывающие на нем деньги, должны так или иначе финансировать мероприятия по оздоровлению окружающей среды. Такие мероприятия могут быть самыми разными: начиная от технических планировочных и заканчивая самыми классными, которые любят все горожане – озеленением города. Листва деревьев – это естественный экран, который снижает уровень сигнала до десятка децибел! Сюда же можно добавить дополнительное остекление домов в местах скопления базовых станций – такие меры позволяют отсечь все внешние источники излучения.

Во многих странах есть практика, в соответствии с которой условный цент от оплаты разговора операторы отчисляют в фонд, который занимается исследованиями электромагнитной обстановки, формированием и поддержанием культуры использованиями мобильной связи. Одно дело – написать кучу страшилок и запугать людей. Другое – научить и внедрить в сознание  грамотное использование телефона. Это как зубы по утрам чистить.

Во Франции, например, жестко лимитированы места размещения базовых станций, прежде всего в отдалении от образовательных учреждений. Людям, имеющим повышенную электромагнитную чувствительность (ВОЗ оценивает их долю в 10% от популяции), государство выплачивает пенсию, устанавливаемую в судебном порядке.

–Получается, вы работаете в пустоту?

– Нам нужно найти заинтересованную структуру. Мы предпринимали  множество попыток, вели переговоры с разными людьми (например, с бывшим главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко), но безуспешно. Пока попытки оставили и стали писать книжки. (В 2016 г. вышло второе издание книги «Сотовая связь и здоровье» Ю.Г.  Григорьева и О.А. Григорьева—Н.К.).

Мы убеждены, что операторы должны оплачивать исследования на подтверждение отсутствия риска здоровью, скажем, по копейки с каждого звонка. Только такой подход заставит их внимательнее относиться  к риску, которому они подвергают население.

Отчетливо понимая, что кардинально повлиять на индустрию мы не можем, мы стараемся работать над общественным сознанием, чтобы исправить ситуацию, в которой мы окружающую среду отдаем на откуп сотовому бизнесу.

– Самые простые приемы и рекомендации?

– Три часа разговора в день означает превышение допустимой суточной нормы воздействия электромагнитного излучения телефона для профессионалов. Таких абонентов мы называем тяжелыми. Делайте выводы.

Незатейливый выход из многих проблем – hands-free. Для меня абсолютно нормальная ситуация, когда я разговариваю в машине, стоя в пробке. Такие акценты по использованию телефонов могут делать и операторские компании, воспитывая своих абонентов.

Наша позиция, которую мы неуклонно продвигаем: на каждом телефоне должно быть указано, что он является источником электромагнитного излучения. В мире есть такая практика. Скажем, в Великобритании один из операторов связи вкладывал в коробки с телефоном брошюры с информацией об электромагнитном излучении, в обязательном порядке комплектовал телефоны  устройством hands-free.

Неиспользуемый телефон надо держать как минимум на расстоянии 30 см от головы, разрывая таким образом электродинамическую связь. Беременным женщинам не стоит располагать телефон и планшет ближе, чем на 30 см от развивающегося плода.

Думаю, еще три—четыре года, и произойдет качественный скачок в понимании воздействия электромагнитного излучения оборудования сотовой связи на окружающую среду и здоровье человека. Люди начнут соотносить состояние своего здоровья  и возросший фон электромагнитного излучения.

А пока мы сидим в партере и наблюдаем.

Беседовала Наталия Кий

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.