Рубрикатор |
Статьи |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 26 февраля 2016 |
Обреченные быть глобальными
Современный ИТ-бизнес по своей природе интернационален, и только очень специфичные компании могут нормально развиваться на локальном рынке, остальным надо выходить в мир.
В кризисные времена многие ИТ-компании, которые до недавнего времени худо-бедно существовали на локальном российском рынке, начинают попытки выхода на международные рынки . На этом пути они неизбежно сталкиваются с целом рядом проблем. Их обсуждению была посвящена специальная бизнес-встреча, организованная Ассоциацией «Деловой клуб МФТИ».
В принципе есть немало изначально российских компаний (хотя бы по составу первой команды своих сотрудников), которые прошли этот путь 10-15 и более лет назад. Правда, на ИТ-рынке все довольно быстро меняется и ситуации, бывшие тогда типичными, уже стали невозможными, но необходимость выхода на международный рынок с тех пор стала еще более острой. Тем не менее опыт "старожилов" все равно очень полезен.
Как рассказал Станислав Протасов, старший вице-президент по проектированию и разработке ПО компании Acronis, компания SWSoft, из которой в свое время вышла Parallels и потом Acronis, изначально была международной, потому что российский рынок для предлагаемого тогда компанией продукта был так узок, что на доходы с него существование и тем более развитие компании было бы невозможно. Оценки доли России на разных сегментах мирового ИТ-рынка разными аналитиками показывают фактически одни и те же цифры: эта доля составляет порядка 1%. А если добавить сюда традиционное отставание развития российского ИТ-рынка по всем направлениям как минимум на два года, то доля по новым продуктам и сервисам окажется еще ниже. Поэтому вывод однозначен - компания, имеющая даже самый лучший по всем параметрам продукт, просто обязана быть глобальной, иначе ей не выжить.
С качеством продукта, который должен покорить рынок, тоже не все просто. Если говорить о софтверной компании, то, по мнению С. Протасова, ее успех лишь на 5% определяется идеей продукта, на 25% - технологией, на 70% - готовым продуктом, и на 100% - организацией бизнеса. Часто стартаперы не рассказывают о своих идеях, опасаясь, что их украдут. С. Протасов считает, что бояться "кражи" не стоит, стартапам наоборот надо активно делиться своими идеями, потому что путь от идеи до продукта очень длинный и далеко не всегда автору идеи удается его пройти. И если у кого-то получится реализовать "украденную" идею лучше и быстрее, чем это сделал ее автор, то это означает, что сам автор по-настоящему не понял в чем она состояла. Причем никакая идея не становится продуктом и тем более бизнесом в неизменном виде. И даже если идея дошла до уровня очень перспективной технологии это не означает последующего успеха продукта, созданного на ее базе. Есть примеры в ИТ-мире, когда лидирующий на мировом рынке продукт создавался с использованием не самой лучшей на тот момент технологии. Просто люди, продвигавшие этот продукт, смогли сделать это лучше конкурентов.
Российским компаниям следует также учесть, что в России еще сохранились вузы, дающие хорошее техническое образование, и из их выпускников могут получиться хорошие инженеры. Но с бизнес-образованием ситуация совсем иная. Никакого наследия советской школы образования в этом сегменте не было и нет, а нового опыта такого обучения пока нет и когда он появится, и появится ли вообще, неизвестно. Конечно, в России есть талантливые ИТ-бизнесмены, но это действительно природные таланты, которые стали такими не на курсах МВА и не в экономических вузах. Поэтому специалистов по маркетингу и продажам надо нанимать там, где они есть, то есть на глобальном рынке.
Для работы на глобальном рынке любой компании нужны представительства и партнеры в разных странах. Сделать все самим не хватит никаких ресурсов. Да, местные партнеры, дилеры и т.п. бывает оказываются мошенниками. Примеры подобных ситуаций приводят и президент ГК ABBYY Сергей Андреев, и Виктор Адров, генеральный директор компании "Ракурс", активно работающей на мировом геоинформационном рынке с 1994 г. Сейчас они рассказывают об этом со смехом, но, наверное, тогда было не очень весело. Да, есть большой отсев и международных партнеров приходится периодически менять, да, далеко не все они действительно продуктивно работают, но со временем образуется достаточно хорошо работающая партнерская сеть, так что игра стоит свеч. Тем более, что сейчас уже есть компании, которые за вполне разумные деньги, могут предоставить информацию о контрагентах из любой страны мира, в том числе и о потенциальных мошенниках, и такие возможности нужно использовать.
В общем, если ИТ-компания не хочет ограничивать себя 1% потенциальных пользователей и 1% возможных доходов для своего дальнейшего развития, она должна выходить за российские границы. С. Протасов подчеркивает, что неглобальных лидеров не бывает. Исключения есть, но они очень специфичны. Первый и чуть ли не единственный пример - компания 1С. Она бесспорный лидер на рынке бухгалтерского ПО в России, но этот рынок фактически недоступен для иностранных компаний по причине постоянно меняющегося бухгалтерского законодательства - эту вакханалию могут отслеживать и внедрять в свое ПО только "наши люди". Остальные софтверные компании просто обречены на глобальность.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!