Рубрикатор |
Статьи |
Николай НОСОВ  | 08 декабря 2017 |
Блокчейн и медицина
Технология блокчейн попала в область интересов организаций здравоохранения.
Блокчейн – механизм, обеспечивающий надежный учет. Информацию в одной базе данных легко подделать, в нескольких – гораздо сложнее. Идея распределенных реестров в том, что данные одновременно записываются в разные базы – узлы (ноды) распределенной одноранговой сети. Запись происходит блоками. Для обеспечения неизменяемости данных каждый создаваемый блок записей связан с предыдущим: при его формировании используется хэш-функция последнего сформированного блока. Таким образом образуется связная цепочка блоков – в этом суть технологии блокчейн.
За семь лет работы построенной на технологии блокчейн платежной системы Bitcoin взломать систему ни разу не удалось. Если технология может обеспечить доверие в изначально преступной среде киллеров и наркоторговцев, то сможет помочь и в менее агрессивной среде, например в медицине. Надо только понять, где целесообразно использовать главные преимущества технологий распределенного реестра – повышение доверия, скорости согласования документов и снижение издержек за счет сокращения числа посредников. Нужно выявить проблемные места и посмотреть, принесет ли пользу использование новой технологии.
Медицинские карты
В промышленности уже давно используются методы предиктивной аналитики, которые позволяют на базе цифровой модели устройства, постоянно обновляемой на базе собираемых данных, предсказать выход из строя узлов и предотвратить аварийные ситуации. А вот для самого ценного ресурса экономики – человека – даже не налажен электронный сбор первичной информации. Многочисленные анализы и заключения врачей вклеиваются в карточки в разных поликлиниках и служат только для оперативного анализа. Собрали анализы, врач назначил лечение, про данные забыли.
Лучше обстоит дело в коммерческих медицинских учреждениях – медицинские карты хранятся в электронном виде в базах данных. Но и тут проблем хватает – электронная медицинская карта зачастую недоступна даже в расположенном в том же городе медицинском учреждении сети одного бренда. Что уж тут говорить о конкурентах и государственных медицинских организациях.
Работы по созданию электронных медицинских карт в рамках Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) ведутся уже давно. Анализы все чаще поступают врачу в электронном виде http://www.iksmedia.ru/news/5354837-Gorodskie-elektronnye-medicinskie.html#ixzz504kFr7wF, обсуждаются вопросы подключения информационных систем коммерческих лабораторий и частных медучреждений к региональному сегменту интеграционной шины ЕГИСЗ http://www.iksmedia.ru/news/5416312-Chastnym-laboratoriyam-neobxodim.html#ixzz504kjXR4F, предоставление пациенту полномасштабного доступа к своим данным.
Однако встает вопрос – как гарантировать неизменяемость данных в таких электронных картах? Врач поставил неправильный диагноз, пациент скончался, а клиника задним числом исправила неверно назначенный курс лечения, чтобы избежать исков от родственников покойного. Эта ситуация выглядит достаточно реалистичной.
Здесь может помочь новая технология. «Хранение медицинских карт в России будет организовано по принципу, который применяется в технологии блокчейн», – заявила глава Минздрава Вероника Скворцова на сессии по здравоохранению Восточного экономического форума (ВЭФ-2017). Неизменяемость внесенных в распределенный реестр данных – одно из главных преимуществ использования технологии блокчейн.
Лайки как KPI
Заместитель председателя правительства Московской области – министр госуправления, ИТ и связи Максут Шадаев на форуме TADVISER SUMMIT 2017 предложил использовать оценки пациентов как показатель эффективности работы медицинских работников. Идея не новая, она уже работает во многих интернет-сервисах, например в «Яндекс.Такси». Заходите в приложение на смартфоне, делаете заказ поездки и выбираете откликнувшихся водителей исходя из их рейтингов. Почему бы не выбирать врача, как интернет-магазин, по оценкам клиентов?
Сейчас роль рейтинга врача или медицинского учреждения выполняет «сарафанное радио», личный опыт или оценки знакомых. Но в интернете уже появились сайты, на которых можно поставить медицинскому учреждению оценку. Дело за малым – сделать такой рейтинг максимально объективным и привязать его к системам экономического стимулирования. Все оценивают всех. Мир фильма «Крушение» сериала «Черное зеркало», мир будущего, в котором положение в обществе зависит от набранных оценок, уже не кажется абстрактной фантазией.
Председатель правления АРСИБ Виктор Минин рассказал на конференции «БИТ Москва 2017», что к нему обратились за необычной экспертизой. Школьник взломал сайт школы, поменял свою оценку, а учитель подал на него в суд. Вопрос касался применимости в данном случае законодательства о защите персональных данных, но интересен сам факт взлома ради подделки оценки. По большому счету все тоже самое, что в докомпьютерную эпоху, когда ученики пробирались в учительскую для исправления «двойки» в классном журнале, но на новом витке технологического развития.Если идут на взлом системы ради исправления оценки, за которую вроде уже даже ремнем не порют, то можно оценить угрозы системе в случае, когда оценка будет прямо влиять на финансовые показатели медицинского работника или учреждения. И технология блокчейн тут может помочь. Во всяком случае, задним числом полученную оценку не изменишь.
Индентификация и телемедицина
Дистанционная помощь пациенту и врачу существует не первый год. В этом году многие ее аспекты получили закрепление в так называемом законе о телемедицине. Осталось много "но" помимо не утвержденной пока нормативной правовой базы: телемедицинские услуги не покрываются ОМС, нет общепринятых технических и программных средств. Однако сам процесс идет, и на ноябрьской IV конференции IT&Med`2017 обсуждали возможности применения в телемедицине технологии блокчейн.
Врачи много лет шутят, что история болезни пишется для прокурора. Но в каждой шутке есть доля шутки, и о возможности судебных разбирательств нужно думать как врачу, так и пациенту. В телемедицине при отсутствии реального контакта людей возникают новые вопросы. Например, об идентификации человека, находящегося по другую сторону экрана. Действительно ли это тот врач, к которому пациент записался? Есть ли у него нужная квалификация? Хорошо бы проверить подлинность его диплома и ученой степени, посмотреть, кто выдал документ. В идеале – посмотреть его рейтинг, статистику успешных и неуспешных операций. Оценить риск принятия врачом неправильных решений.
Врач (если получит возможность дистанционного консультирования без первого очного приема) должен быть уверен, что больной – именно тот человек, за которого себя выдает. Что это его медицинская карточка, анализы, история болезни. Что он не выдаст рекомендации по лечению, больничный, заключение о профессиональной пригодности или инвалидности другому человеку.
Помочь могут ориентированные на специфику российского законодательства системы электронного документооборота на технологии блокчейн. Такие стартапы у нас уже появляются. Недавно я зарегистрировался в системе открытого распределенного реестра Erachain. Участником системы может стать любой человек, имеющий счет в банке. Идентификация производится путем отправки произвольной суммы со своего счета в банке на счет подтверждающего лица в системе, автоматически выбираемого программой по понятным правилам из числа имеющихся участников. В блокчейн вносятся фотография и информация о человеке.
Открытые распределенные реестры с произвольным числом участником, где любой может выступать в качестве подтверждающего блоки, выглядят надежными с точки зрения подтверждения подлинности, особенно при большом количестве узлов (нод) в сети. Многие эксперты считают, что за ними будущее, но в настоящем скорее будут использоваться закрытые блокчейны с ограниченным числом участников. Например, узлы медицинского блокчейна могут располагаться в вычислительных центрах медицинских учреждений страны.
В этом случае выглядит перспективным использование в медицине закрытых блокчейнов на платформах, создаваемых для бизнеса, таких как SAP Cloud Platform Blockchain (на базе Hyperledger), IBM Blockchain Platform или решений типа разработанного для американских правительственных ведомств сервиса на технологии блокчейн MS Azure Government Secret.
Среди российских проектов стоит отметить блокчейн-платформу Мастерчейн (на базе Ethereum), которая разрабатывается ассоциацией Финтех при поддержке ЦБ РФ и использует соответствующую ГОСТ РФ криптографию. Для удаленной идентификации платформа не предназначена, но можно требовать визита будущего участника для идентификации с требуемыми бумажными документами в один из пунктов проверки. Например, сейчас так делается при открытии личного кабинета на сайте ФНС.
Сценарии работы
Системы документооборота на блокчейне могут использоваться для подтверждения информации на всех этапах процесса взаимодействия медицинских учреждений и клиента. Рассмотрим возможный пример.
Пациент обращается в страховую компанию, которая направляет его на удаленную консультацию к врачу. Документы заносятся в блокчейн.
Больной проверяет квалификацию врача и при необходимости просит замену. После взаимной идентификации врач начинает консультацию, смотрит занесенные в блокчейн результаты анализов пациента, изучает историю болезни, делает осмотр и назначает лечение.
Занесенное в блокчейн назначение можно рассматривать как рецепт, который больной посылает в интернет-аптеку, оплачивая заказ. Курьер привозит лекарства и больной проверяет их подлинность, просматривая в блокчейне происхождение, срок изготовления и способы поставки.
Страховая компания получает данные из блокчейна о проведенном лечении и сразу оплачивает работу врачу. Причем здесь можно предусмотреть автоматическую оплату с помощью смарт-контракта.
Страховая компания уверена, что лечение действительно было и что она оплачивает не фиктивные счета. Медицинская организация сразу получает деньги. Увеличивается скорость процессов и доверие. А это именно то, что может обеспечить в данном случае блокчейн.
И, конечно, нельзя забывать о безопасности медицинских данных. Первые попытки использования телемедицины предпринимались еще в советское время. При проведении экспериментов по дистанционному лечению в районах Крайнего Севера столкнулись с проблемой с обеспечения конфиденциальности данных. Когда оленеводу Иванову поставили диагноз «сифилис», то об этом сразу узнало все стойбище и к нему перестали подходить даже олени. Так что вся информация в блокчейне с авторизованными персонами должна быть зашифрована.
Технические проблемы и возможные пути решения
Искать и анализировать записи в блокчейне вручную крайне неудобно. А нужно будет постоянно выбирать данные, относящиеся к тому или иному пациенту или учреждению. Потребуется строить информационную модель пациента.
В идеале хорошо бы каждому человеку иметь своего цифрового двойника в виртуальной реальности, на котором можно тестировать возможные методы лечения, профилактические и оздоровительные мероприятия, планы проведения хирургических вмешательств. До этого дело пока не дошло, хотя работы в этом направлении идут. А вот с задачей извлечения данных о больном из блокчейна справиться уже можно.
Например, появившийся в прошлом году стартап из США Gem позволяет компаниям здравоохранения строить свои «коллективные интеллекты», или Data IQ, чтобы создать модель будущего пациента, ориентированную на пациента.
Платформа предприятия GemOS дает возможность сторонам безопасно получать доступ и предоставлять данные с соответствующими разрешениями и с полным соблюдением закона об охране и ответственности за информацию, полученную в результате медицинского страхования (HIPAA) внутри и между организациями. При этом платформа обеспечивает возможность интегрирования блокчейн-систем на Ethereum и Hyperledger c системами идентификации, облаками и различными приложениями.
Современные блокчейн-платформы типа Ethereum позволяют выполнять в транзакциях любые команды. Они выполняются на компьютере участника сети, формирующего блок. На этой возможности строятся смарт-контракты, децентрализованные организации (набор смарт-контрактов сотрудников) и децентрализованные автономные организации (децентрализованные организации, работающие без участия человека). Но выполнять программы на таком «распределенном компьютере» дорого и неэффективно. По возможности лучше использовать внешние программные продукты. Надо только, чтобы блокчейн поддерживал соответствующий программный интерфейс (API).
Другой вопрос, который часто возникает у медицинских ИТ-специалистов, – объем информации. В каждом узле распределенной сети хранится вся база, так что при использовании «тяжелых» файлов, таких как рентгеновские снимки или видео, хранилища могут быстро переполниться.
Не обязательно хранить в блокчейне весь снимок или видео. Для этого больше подходят традиционные базы данных. Блокчейн – только средство обеспечения доверия. Достаточно хранить в нем хэш используемого врачом файла. Тогда легко можно проверить его подлинность. А саму информацию хранить как обычно, в SQL- и NOSQL-базах.
Нужен ли врач?
Технологии распределенного реестра могут быть полезными нашей медицине. Это понимают и в Минздраве России. На днях при поддержке министерства и Внешэкономбанка стартовал конкурс блокчейн-решений для медицины. Потенциальных сфер применения много – цифровой контроль назначений пациента и их выполнения, оптимизация процессов закупок, например через формирование «пулов» закупок для пациентов, оптимизация исследования медицинских препаратов, доступности и достоверности их результатов.
Некоторые смотрят дальше. В августе американский стартап doc.ai объявил, что его технологическая платформа по обработка текстов на естественных языках, основанная на блокчейне, будет создавать временные метки для наборов данных и децентрализовывать искусственный интеллект. По заявлениям представителей doc.ai, платформа была разработана исследователями из Стэнфордского и Кембриджского университетов.
Платформа работает по модели SaaS, предоставляя услуги медицинским компаниям, что позволит их пациентам вести персональные беседы с искусственным интеллектом о своем здоровье круглосуточно. Разговоры персонализируются на основе данных о состоянии пациента через мобильное приложение.
Такая система не заменит высококвалифицированного врача, но некоторых медицинских работников вполне заменить сможет. Система обучаемая, информация о последних новинках медицины и методах лечения у нее будет, так что профессиональная деградация ей не грозит.