Rambler's Top100
Статьи
Светлана ГАЦАКОВА  21 декабря 2018

На пути к новому ERP

Цифровая трансформация и доступность множества перспективных информационных технологий создают предпосылки появления ERP-систем нового уровня, способных стать фундаментом назревших организационных преобразований в компаниях.

Переход на новый уровень начинается

В начале 2018 года я представила свое видение направлений и характера развития ERP-сегмента отечественного ИТ-рынка. Вопреки преобладавшему тогда пессимистическому настрою компаний-интеграторов, осуществляющих внедрение крупных западных ERP-систем, мой прогноз получился весьма оптимистичным, и теперь видно, что он оправдался. Развитие различных (не только ERP-) сегментов подтверждает, что сегодня определяющее воздействие на наш ИТ-рынок оказывают три взаимодополняющих фактора. Первый — это импортозамещение, второй — цифровая трансформация, третий же связан с беспрецедентной доступностью множества технологий, пригодных для создания ERP-систем нового уровня, на которые можно и нужно переложить основную тяжесть всевозможных и зачастую давно назревших организационных преобразований в компаниях.

В совокупности эти факторы, безусловно, формируют новый рынок систем управления предприятиями. Такие ERP-системы позволят, наконец, найти эффективное решение множества застарелых проблем, которые с помощью традиционных инструментов организационного уровня десятилетиями не удавалось сдвинуть с места из-за системного сопротивления в компаниях. Примерами могут служить: хищения и приписки на транспорте и в работе логистических цепочек, мотивация персонала, внедрение перспективных моделей менеджмента, принципиально отличающихся от традиционной иерархической модели. Неизменная основа подобных кейсов — переход к управлению на основе данных (data-driven management, или ddm). С новой технологией менеджмента отлично сочетаются процессное управление и непрерывное улучшение процессов (process mining), роботизация процессов и решений, применение «слабого искусственного интеллекта», машинного обучения и больших данных. Сегодня в любой отрасли экономики любые организации действительно могут улучшить все аспекты работы, а производственные предприятия — еще и начать встраиваться в четвертую промышленную революцию.

Конечно, реальных проектов такого типа пока очень мало. В портфеле нашей компании такие проекты единичные. Подавляющее большинство потенциальных заказчиков и ИТ-компаний практических шагов в направлении подобных проектов еще не сделали, а во многих случаях даже не осознали себя как часть перемен. Компании продолжают внедрять ERP-системы в старом ключе. Но уже ведутся пилотные проекты, в которых совмещаются отдельные элементы перечисленных перспективных технологий и ERP-систем.

Рынок зреет, но происходит это не так быстро, как хотелось бы. Это понятно, ведь с момента зарождения рынка ERP от заказчика и от исполнителя не требовалось столь глубокой смены парадигмы. Кроме того, нынешние изменения требуют отказа от кажущихся незыблемыми стереотипов и практик в области менеджмента, а также пересмотра роли ИТ на предприятии. Поэтому то, что мы видим, — это скачок.

В 2018 году определенный скачок сделали и производственные предприятия, стремящиеся максимально автоматизировать свои бизнес-процессы, в том числе с помощью технологии «глубокой» автоматизации. Эти изменения затрагивают не только слой ERP. Они начинаются с уровня АСУТП и идут вверх: от производственного оборудования к производственным процессам, к управлению ресурсами предприятия и к отдельным его функциям в (в частности, к разработке продукции и к технологии продаж). Привычные слои ИС пронизываются все большим количеством связей (пример: выполнение заказов на глубоко персонифицированную продукцию). В таких системах появляется все больше гибкости, аналитики, данных о внешнем мире, BI. Это серьезные изменения. И они тоже составляют лишь видимую часть перемен, за которой стоит смена парадигмы.

Проблемы и тренды

Основные проблемы, стоящие сегодня перед компаниями, – как применить новые информационные технологии, чтобы получить реальные конкурентные преимущества, как максимально монетизировать данные, получаемые со всех уровней различных систем (от АСУТП и до ERP) и из внешнего мира. И как это сделать с минимальными финансовыми вложениями и максимальным эффектом.

Решение этих проблем в масштабах рынка растянется лет на пять, не меньше. Я уже упоминала пилотные проекты, основанные на использовании перспективных технологий, однако масштабных внедрений систем нового типа, обеспечивающих всестороннюю цифровую трансформацию предприятия, пока нет. Хочу подчеркнуть и другой момент: еще нет проектов такого типа, про которые уже достоверно известно, как выполнить их максимально эффективно и вместе с тем максимально бюджетно.

Особо хочу выделить два тренда, в соответствии с которыми развивается сегмент ERP. Первый — глубокая автоматизация и оптимизация бизнес-процессов. Второй тренд — роботизация процессов и управленческих решений. Нельзя не упомянуть Big Data, причем как на уровне управления предприятием, так и при планировании особо сложных технологических операций. В обоих случаях Big Data дают предприятиям возможность монетизировать данные, повышать их ценность за счет своевременного выявления сложных зависимостей и своевременно принимать управленческие решения, обладая гораздо лучшим пониманием ситуации, чем конкуренты, у которых таких технологий нет. А процессы позволяют распространить эти новые возможности на все аспекты работы предприятия. Все это увеличивает прибыль и снижает затраты даже там, где все резервы, кажется, исчерпаны.

Все более востребована заказчиками микросервисная архитектура ERP-решений. Сегодня предприятия стремятся владеть не монолитным решением, а модульным. Это обеспечивает им гораздо большую гибкость, большие возможности для быстрых изменений. Но микросервисная архитектура и модульность — это лишь необходимое условие, глубинный технологический фундамент для адресного улучшения процессов любого конкретного направления бизнеса. Кроме этого, нужна еще и стоящая на этом фундаменте некая «фабрика», где все изменения будут поставлены на поток, будут осуществляться по единой технологии. В рамках этой «фабрики» должны быть обеспечены сохранение непрерывности бизнеса, постоянные анализ и улучшение бизнес-процессов, сокращение показателя time-to-market, взаимное влияние и синергия изменений и многое другое. Появление объективной потребности в таких решениях я считаю еще одним важным общерыночным трендом в сфере управления предприятием.

Сегодня в сфере управления предприятием заказчики хотят иметь максимально гибкое решение, которое было бы столь же удобным, как конструктор Lego. Для компании неприемлемо, если удаление одного «кубика» рушит всё. Нужно нечто противоположное — когда можно что-то менять то в одном месте, то в другом, а вся конструкция остается целостной и работоспособной системой. Мы считаем, что уже в 2019 году и в более отдаленной перспективе подобные решения будут востребованы заказчиками, которые, понимая, что лавина изменений будет нарастать, захотят справляться с этим потоком с помощью универсального набора методик, ИТ-инструментов, практик и поддерживающих процессов.

Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем, ALP Group
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!