Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2022
Николай НОСОВ  21 июня 2022

Либерализация реестра российского ПО: за и против

Минцифры России собирается пересмотреть процедуру включения продуктов в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и изменить критерии отбора. Мнения экспертов относительно целесообразности этого шага разделились. 

О планах пересмотра критериев отбора программного обеспечения для внесения его в Единый реестр российских программ сообщил глава Минцифры Максут Шадаев в рамках форума «CNews Forum Кейсы: опыт ИТ-лидеров». Упрощение требований позволит ускорить пополнение реестра, важность которого сильно возросла после выхода Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», сильно ограничившего возможности закупки и использования иностранного ПО.

В настоящее время включение программного продукта в реестр – длительная процедура, в ходе которой проводится экспертиза и проверка на использование в нем иностранного ПО. «Мы предлагаем сначала включать ПО в реестр, а потом уже, если результаты экспертизы покажут, что иностранные компоненты есть, исключать», – сообщил М. Шадаев. 

Вторая новация – смягчение требований по контролю над компанией, продукты которой вносятся в реестр, со стороны российских граждан. Сейчас компания считается российской, если гражданам РФ принадлежит не менее 50% акций. Министр отметил, что если у российских граждан более 25% акций, а у других инвесторов таких пакетов нет, то они также фактически контролируют деятельность компании.

Третья – введение нового критерия отбора: совместимости с российскими операционными системами. «Будем поэтапно совмещать основные востребованные классы ПО с российскими операционными системами», – пояснил М. Шадаев и добавил, что это планы на перспективу трех-пяти лет. Министерство будет вводить новый критерий постепенно и аккуратно, чтобы не перегрузить разработчиков.

Доводы против

Предложения по либерализации процедуры включения продуктов в реестр российского ПО вызвали противоречивые оценки со стороны экспертного сообщества. 

Позицию Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» высказал ее исполнительный директор Ренат Лашин. Члены АРПП категорически не согласны с двумя из перечисленных М. Шадаевым мер по упрощению включения программ в реестр Минцифры:
  • сначала включать ПО в реестр, а потом уже, если результаты экспертизы показывают, что иностранные компоненты есть, исключать;
  • ослабить критерий контроля компании российскими гражданами.
Аргументы АРПП:
  • первая из предложенных мер полностью нарушит действующий механизм включения продуктов в реестр, утвержденный Федеральным законом от 29.06.2015 № 188-ФЗ, который уже доказал свою эффективность;
  • попадание в реестр прямых клонов зарубежного ПО или перелицованного СПО подорвет доверие заказчиков и пользователей к реестру российского ПО;
  • Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166 не подразумевает упрощения процедуры включения продуктов в реестр, так как это полностью противоречит курсу на обеспечение технологической независимости государства;
  • при узаконивании упрощенной процедуры может возникнуть путаница с ПО, сначала проданным по цепочке, а потом вдруг исключенным из реестра. Необходимо не допустить подобных коллизий. Не секрет, что примерно половина подаваемых сейчас заявок отклоняется на этапе проверки членами Экспертного совета Минцифры; 
  • механизм введения ответственности правообладателя за неправомерную подачу заявки на включение продуктов в реестр не разъясняется.
 
С учетом изложенного, а также в связи с неправомерным введением санкций и усилением атак на российскую ИКТ-инфраструктуру процедуру включения в реестр, по нашему мнению, необходимо ужесточать, а не смягчать!

Ренат Лашин, исполнительный директор, АРПП
Что касается второго предложения, то АРПП напоминает: контролирующий пакет – это 50% + 1 акция. Поэтому, имея лишь блокирующий пакет 25% + 1 акция, на практике можно только отменять решения совета директоров, но не развивать бизнес.

Доводы за

В целом позитивно отнесся к нововведениям член оргкомитета RCCPA, профессионального объединения независимых экспертов, работающих в области создания, развития и внедрения облачных технологий, Антон Салов. Так, идею сначала вносить продукт в реестр, а потом убирать, если выяснится, что в нем велика доля иностранного ПО, А. Салов считает здравой, хотя отмечает, что могут возникнуть злоупотребления в разовых закупках. 

 
Положительно отношусь к послаблениям в критериях отбора в реестр, связанным со снижением процента контроля компании-производителя со стороны российских граждан. Надо понимать, что многие акционеры могут быть зарегистрированы в других юрисдикциях, при этом компания де-факто российская и делает отечественное ПО.

Антон Салов, независимый эксперт, RCCPA
А вот новый критерий «совместимость с российскими операционными системами» – инициатива, по мнению А. Салова, может быть, и своевременная, но направлена она в первую очередь на on-premises и десктопные решения. В мире облаков доминируют операционные системы с открытым кодом из семейства Linux, и чаще всего они распространяются свободно. В реестре есть, конечно, облачные системы, например продукты компаний «Тионикс», «Рустек» и др., но рынок облаков сейчас, с одной стороны, переживает взрывной рост, а с другой – в связи с ограничениями на поставку оборудования и уходом ряда вендоров виртуализации на нем и так масса проблем, которые надо решать. Поэтому спешить тут явно не стоит. То же самое относится и к мобильным операционным системам – единственная представленная в реестре Минцифры ОС «Аврора» не получила сколько-нибудь массового распространения, а отечественного мобильного ПО много.

Ужесточать или упрощать?

Стремление Минцифры в условиях постоянно увеличивающегося давления со стороны западных стран и возрастающей геополитической неопределенности помочь отечественным государственным и коммерческим предприятиям провести импортозамещение понятно. И основой здесь может стать реестр российского ПО, особенно если осуществятся планы регулятора преобразовать его в маркетплейс, что упростит выбор и закупку программных продуктов. Понятно и желание максимально расширить спектр представленных в реестре программ, снижающих санкционные риски. В этом крайне заинтересован российские пользователи.

С другой стороны, нельзя закрывать глаза на опасения и доводы противников нововведений, указывающих на связанные с ними риски. У каждого решения есть положительные и отрицательные моменты, главное их видеть и делать окончательный выбор взвешенно.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!