Rambler's Top100
Статьи ИКС № 08-09 2013
Александра КРЫЛОВА  03 сентября 2013

Почта бегает по кругу?

Преодолев кризисную ситуацию, сложившуюся весной с международными почтовыми отправлениями, новый топ-менеджмент «Почты России» показал, что способен оказать правильное управляющее воздействие.

…И нет ничего нового под солнцем.

Екклезиаст (1:9)

Александра Крылова, обозреватель ИКСОднако это далеко не главная и не единственная почтовая проблема.

К застарелым болячкам – без лечения которых вряд ли удастся к 2018 г. довести до 60% долю граждан, удовлетворенных качеством работы «Почты России» (а именно такую высокую цель определила для нее Минкомсвязь РФ), – можно отнести долгую доставку почтовых отправлений, длинные очереди в городских отделениях и не слишком вежливый персонал. Ежедневно с этим сталкиваются миллионы адресатов и отправителей как внутренней, так и международной корреспонденции, как частных, так и корпоративных.

Своими корнями почтовые болезни уходят в институциональные особенности ФГУП «Почта России» (которое, заметим, еще до 2010 г. должно было стать ОАО). И главная из них – это затратная, громоздкая и не самая эффективная инфраструктура (операционная, производственно-технологическая, логистическая, информационная), без которой, конечно, доставка писем и пенсий жителям далекой сибирской или уральской деревушки невозможна в принципе. Собственно, невысокая эффективность инфраструктуры и есть самый внушительный барьер на пути развития «Почты России», который мешает ей наращивать объемы коммерческих услуг, качественней обслуживать своих корпоративных клиентов и привлекать новых, с выгодой для себя использовать повсеместный рост интереса к электронной торговле, внутренней и трансграничной.

Какие же новые пути замаячили перед самой старой и самой отсталой связистской отраслью?

Госуслуги в электронном виде

Идея использовать для оказания государственных услуг населению пункты коллективного доступа в интернет, которые создавались на «Почте России» в рамках программы «КиберПочт@» (сегодня их насчитывается около 24 тыс.), не нова. Соглашения об этом между национальным почтовым оператором и администрациями ряда субъектов РФ (Самарской, Саратовской, Томской областей, Чукотского АО и Республики Башкортостан) были заключены еще в 2011 г. Актуальность задачи выросла после принятия одного из «майских» указов президента РФ (от 7.05.2012 № 601): согласно ему доля граждан, получающих государственные и муниципальные услуги в электронном виде, должна достичь 70%, а к 2015 г. 90% россиян должны стать доступны государственные и муниципальные услуги в режиме «одного окна».

Предоставлять услуги населению в том самом режиме «одного окна» будут многофункциональные центры (МФЦ), но их пока в России всего около 1000, и даже при условии увеличения их числа обеспечить выполнение требований указа будет сложновато. Тут-то и могли прийти на помощь региональным властям местные почтовые отделения связи, открыв у себя «специализированные окна» для получения электронных госуслуг и «универсальные окна», в которые граждане могли бы обращаться по всем вопросам, в том числе на базе передвижных отделений связи. По предварительным подсчетам «Почты России», которые на XI международном форуме-выставке «Почтовая Тройка 2013» озвучил Роман Урнышев, заместитель директора департамента координации и информатизации Минкомсвязи РФ, к 2015 г. она сможет открыть в своих отделениях 6,8 тыс. специализированных окон для оказания государственных и муниципальных услуг и 15,2 тыс. универсальных, в которых таковые тоже будут доступны.

Однако схему, по которой администрации субъектов РФ будут компенсировать почтовому оператору расходы на оказание госуслуг, еще только предстоит выработать. Будут ли платить «Почте России» за каждое такое «одно окно» или за объем предоставленных услуг? И сколько? Найти взаимовыгодные условия для увеличения доходов в B2G-сегменте «Почте России» совместно с Советом Федерации и властями регионов еще только предстоит. А значит, не стоит забывать и о других точках роста.

Дистанционная торговля

По оценке Boston Consulting Group, темпы роста объемов электронной коммерции в странах G20 как минимум три года сохранятся на уровне 15–20%. Для России прогноз еще более оптимистичный – удвоение за шесть лет. Пока же у нас посылок на душу населения приходится в пять раз меньше, чем в Польше, и в 10 раз меньше, чем в Германии.

К тому же сфера доставки посылок и бандеролей из интернет-магазинов, в том числе зарубежных, высококонкурентная. Для победы в ней оператору нужно предлагать инновационную модель доставки, или доставлять отправления с меньшими для заказчика затратами, или занимать стратегическую позицию в цепочке стоимости, или быть клиентоориентированным, или активно работать на рынке трансграничной торговли, а лучше обладать всеми вышеупомянутыми преимуществами, которыми, увы, пока не может похвастаться «Почта России». Пока ее филиал, экспресс-почта «EMS Почта России», признал Михаил Евраев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, может конкурировать с международными гигантами масштаба DHL по цене, но не по скорости и инновационности доставки.

Чтобы изменить ситуацию, планируется до конца 2013 г. открыть новые места международного почтового обмена (два в Москве и по одному в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске). В этих ММПО будет налажена совместная работа почты и таможни, которые для пущей оптимизации сроков обработки международных отправлений будут обмениваться между собой электронными данными.

По словам Александра Морозенкова из Федеральной таможенной службы, рабочая группа из специалистов таможенного ведомства и национального почтового оператора сейчас определяет состав сведений, которыми предстоит обмениваться. Уже понятно, что в их числе должны быть номер международного почтового отправления, дата и время его поступления в ММПО, информация об отправителе и получателе товара, их адресные данные, наименование и количество товаров, их стоимость и валюта оценки. Обсуждаются также технологии и алгоритмы обмена информацией. «В ближайшее время все подходы будут окончательно сформулированы, и после того, как «Почта России» подключится к нашей системе, мы будем готовы обмениваться данными в электронном виде», – сказал А. Морозенков.

Правда, окончательно отказаться от бумажных документов на первом этапе не удастся. Это станет возможно, когда «Почта России» будет готова передавать таможенные декларации, подписанные электронной цифровой подписью. Тогда же ожидается и желанное потребителям ускорение на участке «почта – таможня».

На новом витке?

Потребуется ли для этого модернизировать действующие информационные системы «Почты России»? Мнения представителя предприятия и контролирующего его ведомства по этому вопросу разделились.

«Нам придется переработать несколько электронных форм – внести в них данные, которые мы у себя не фиксировали ранее, например из таможенных деклараций, а это не очень сложная задача», – пояснил Александр Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России». А замминистра М. Евраев на пресс-конференции заявил, что предприятию сегодня нужна единая для всех уровней ее структуры ИТ-платформа, позволяющая потребителям отслеживать местонахождение их писем, посылок и бандеролей, а Минкомсвязи РФ – получать аналитику по деятельности всего предприятия в самых разных разрезах.

Интересно, что об информатизации национального почтового оператора «ИКС» писал еще в 2004 г. К тому времени формирование ФГУП «Почта России» завершалось, предприятие объединяло 78 филиалов (ныне их 87), вело реализацию киберпроектов. С помощью одних (КиберДеньги) почтовый оператор рассчитывал повысить свою доходность, с помощью других – значимость в жизни общества (КиберПочт@). А еще на повестке дня стояли задачи полномасштабного внедрения информационных систем, предназначенных для автоматизации как бизнес-процессов (бухгалтерии, логистики, документооборота), так и производственно-технологического цикла, таких как Общероссийская автоматизированная система учета и контроля прохождения регистрируемых почтовых отправлений (ОАСУ РПО). А для того чтобы объединительные процессы на предприятии вылились в его акционирование, намечавшееся на период с 2006 по 2010 гг., министерство (в то время информатизации и связи) начало подготовку новой редакции закона «О почтовой связи».

С тех пор минули годы, не раз поменялись первые лица почты, процесс информатизации шел своим чередом: внедрялись бухгалтерская система «1C» и ERPсистема «Галактика», была выбрана СЭД DocsVision, реализовывался проект оснащения почтового автотранспорта средствами мониторинга от компании «Навигационные информационные системы». Время от времени возвращались и к идее подготовки закона.

Весной 2013 г. ФГУП «Почта России» было передано в ведение Минкомсвязи РФ, а летом заместитель министра, в чьей зоне ответственности оказалось предприятие, заявил на встрече с журналистами, что никакой ИТ-стратегии до апреля не было – а все, что было, нуждается в пересмотре. Сегодня почтовые надежды возлагаются на работу связистской «общины» – созданного при министерстве Экспертного совета, первое заседание которого состоялось 8 августа под председательством М. Евраева. В новый консультативный орган вошли представители госвласти, бизнес-сообщества, общественных организаций и эксперты в области почтовой связи; в числе поставленных перед ним задач – выработка рыночной модели для российской почты и предложений по совершенствованию нормативноправового регулирования ее деятельности. Экспертных цыплят будем считать по осени.

* * *

Тот, кто незнаком с историей предприятия, может сказать, что процесс развития российской почты вышел на новый этап, а у автора этих строк складывается впечатление, что девятилетний поиск ответов на вопросы о будущем привел национального почтового оператора в исходную точку. Или начался новый виток спирали?

«Я могу, могу, могу!» – твердит у Юнны Мориц пони, бегущий по кругу. А почта – может?

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!